КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СССР в послевоенные годы. Холодная война
Приступая к изложению данного вопроса, важно уяснить, какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны? Война резко изменила баланс сил на мировой арене. Во многом это было связано с гигантским усилением США. Благодаря экономической мощи (подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов!), созданию первоклассной армии и широкому военному присутствию в мире США превратились в лидера западного мира. В то же время Германия и Япония надолго выпали из числа ведущих стран. Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? Одни историки приписывают главную вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие ‑ СССР, третьи ‑ обеим сторонам. Какова ваша позиция? Аргументируйте ее. При этом следует подчеркнуть, что по мере исчезновения сплачивавшей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Далее необходимо проанализировать основные цели внешней политикиСССР и этапы ее развития после войны. Какой характер носили отношения СССР со странами народной демократии? Необходимо охарактеризовать послевоенное состояние промышленности и сельского хозяйства СССР, ущерб, нанесенный экономике страны в результате войны. Обоснуйте основные задачи экономической политики после войны. Подумайте, за счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности. При этом следует подчеркнуть, что избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы и сверхконцентрацию средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня, что было чревато ростом социальной напряженности. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны. Напомним, что в 1947 г была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансового расстройства была проведена денежная реформа. Дайте свою оценку снижению розничных цен в 1947‑1950гг. Далее необходимо осветить новые тенденции, которые проявились в массовом сознании после войны. Раскрывая вопрос об укреплении тоталитаризма, выясните причины развертывания Сталиным нового витка репрессий. Укажите, какие идеологические кампании были развернуты в этот период, и какую роль они сыграли. Следует учесть, что суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. Охарактеризуйте противоречия в развитии советской науки и культуры в послевоенные годы. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"? В первые послевоенные годы еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.
Тестовые задания для самоконтроля 1 Когда началась битва за Москву? 1) 10 июля 1941 г.; 2) 8 сентября 1941 г.; 3) 30 сентября 1941 г.; 4) 5 декабря 1941 г.
2. Что произошло с 4 по 11 февраля 1945 г.? 1) Ялтинская конференция; 2) высадка союзников в Нормандии; 3) освобождение Венгрии; 4) Висло-Одерская операция.
3. Что предусматривал план "Барбаросса "? 1) присоединение СССР к фашистскому блоку; 2) захват приграничных укрепрайонов на начальном этапе войны; 3) отделение от СССР Прибалтики, Белоруссии и Украины; 4) разгром СССР в течении двух месяцев.
4. С чем связанно завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне? 1) с битвой под Москвой; 2) со Сталинградской битвой; 3) с Курской битвой; 4) с битвой за Днепр.
5. Что такое операция "Багратион"? 1) операция по освобождению Северного Кавказа; 2) операция по освобождению Белоруссии; 3) вспомогательная партизанская операция в ходе Курской битвы; 4) операция по эвакуации предприятий на Кавказ. 6. Как назывался чрезвычайный орган управления, наделенный высшей исполнительной и законодательной властью в годы Великой Отечественной войны? 1) Политбюро ЦК ВКП(б); 2) Ставка Верховного главнокомандования; 3) Совет труда и обороны; 4) Государственный комитет обороны.
7. Что такое ленд-лиз? 1) передача США земельных участков на советской территории в аренду для строительства на них военно-промышленных предприятий; 2) продажа Советским Союзом стратегического сырья и продовольствия странам антигитлеровской коалиции по цене ниже рыночной; 3) система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия; 4) бесплатные поставки союзников по антигитлеровской коалиции друг другу в счет будущих репараций с Германии.
8. В чем основная причина неудач Красной Армии весной ‑ летом 1942 г.? 1) ошибочные решения Ставки и ГКО, неверная оценка немецких планов и возможностей; 2) многократное превосходство немцев в живой силе и технике; 3) весенняя распутица; 4) угроза нападения Японии не давала сосредоточить основные силы на советско-германском фронте.
9. Что получил СССР в результате победы над Японией в 1945 г.? 1) Остров Хоккайдо; 2) Курильские острова; 3) Алеутские острова; 4) место в Совете Безопасности ООН.
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) Тегеранская конференция; 2) прорыв блокады Ленинграда; 3) Яссо-Кишиневская операция; 4) Создание Центрального штаба партизанского движения.
11. Установите соответствие между кодовыми и историческими названиями операций в годы Великой Отечественной войны:
12. Установите соответствие между военными операциями и фамилиями командующих фронтами, участвовавших в них:
13. Назовите фамилию создателя и командующего Русской освободительной армии (РОА). Ответ:. 14. Какое произведение, созданное Д.Д. Шостаковичем в годы войны, было впервые исполнено в блокадном Ленинграде? Ответ: ___________
!5. Прочтите отрывок из выступления по радио партийного и советского государственного деятеля и назовите его фамилию: "... Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке с самолетов наши города ‑ Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами." Ответ:____________.
ТЕМА X. СССР В СЕРЕДИНЕ 50 ‑ 80-х ГГ. ПЕРЕСТРОЙКА. РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг.
Вначале необходимо отметить, что со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. наступает длительный кризис власти, вызванный отсутствием легитимности ее передачи. Затем следует подчеркнуть, что развернувшаяся борьба за власть между тремя ключевыми фигурами: Г.М. Маленковым, Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и Н.С. Хрущева? Почему борьба за власть завершилась победой Хрущева? Раскрывая вопрос о либерализации политического режима, необходимо отметить то влияние, которое оказывало на общественное сознание развенчание культа Сталина на XX съезде КПСС. Важно отметить, что уже в середине 50-х г. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Система тоталитарного страха была во многом разрушена. Рассмотрим основные последствия XX съезда партии: · партийные и государственные деятели боялись разоблачений, · 30 июня 1956 г. принято постановление ЦК "О преодолении культа личности и его последствий"; · постановление явилось большим шагом назад по сравнению с докладом на съезде; · постановление устанавливало официальные рамки критики (Сталина можно критиковать, партию и государственный строй ‑ нельзя); · процесс десталинизации был противоречив; · не затрагивал деформации идей социализма; · не обсуждался поворот событий во внутренней и внешней политике; · жертвами культа признавались лишь сторонники сталинский · происходят изменения в системе ГУЛАГа; · на свободу выпущены сотни тысяч людей; · суть репрессий замалчивалась, не публиковались имена виновников (для того времени, может, это было и правильно); · были восстановлены автономные республики: Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская; · происходят антисталинские выступления в Польше и Венгрии Вывод: работа съезда (особенно "Секретный доклад") показала двусмысленность линии партии. Одни отвергли доклад, другие вынесли его на публичное обсуждение, у некоторых он посеял семена инакомыслия. Как показали события после XX съезда, Хрущев вскоре покончил с коллегиальным руководством и стал неконтролируемым лидером. Какие изменения в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953‑1964 гг? Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Н.С. Хрущевым? Необходимо выделить основные тенденции экономического развитияСССР в 1953-1964 гг. Следует проанализировать причины нараставших в начале 60-х годов трудностей в промышленности и сельском хозяйстве. Оцените реформу управления, предпринятую Н. С. Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. При этом можно подчеркнуть, что в 50-60-е годы особенно усилились поиски «панацеи», чудодейственного средства, способного разом разрешить запутанные проблемы. Решающим средством подъема промышленности стала реформа административного управления сельского хозяйства ‑ освоение целины и «кукурузная кампания», а всей совокупности сложившихся проблем ‑ форсированное продвижение к коммунизму на волне народного энтузиазма. В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева? Следует отметить, что достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом НЭПа. По существу, впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Каковы достижения социальной политики периода "оттепели"? Обратите внимание, что первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Взятые вместе, они оцениваются как начало «оттепели», наступившей после долгой «сталинской зимы». Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? Ответьте, как изменилась политика властей в отношении культуры? Какие произведения рассматриваемого периода вы знаете? Следует отметить то новое, что появилось в образовании, достижения в области науки и техники.В чем вы видите противоречивый характер "оттепели" в духовной сфере? Рассматривая основные тенденции советской внешней политики, следует отметить, что после смерти Сталина в советском руководстве восторжествовала доктрина мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Заметно улучшились отношения СССР с западными державами. В 1959 г. произошло беспрецедентное событие: советский лидер Хрущев нанес визит в США и совершил длительную поездку по «цитадели мирового империализма». В то же время в начале 60-х годов Китай и СССР превратились друг для друга «во врага №2» (первым был американский империализм). Проанализируйте данный феномен. Следует заметить, что периоды некоторого потепления отношений с Западом сменялись кризисами, грозившими перерасти в вооруженные столкновения. Прокомментируйте данный вывод на примерах антисталинской революции в Венгрии в 1956 г., Карибского кризиса 1962 г и т.д. Кроме того, важно подчеркнуть, что с 50-х гг. противоборство социалистического Востока и капиталистического Запада начинает смещаться из Европы в страны «третьего мира». Можно сделать вывод о том, что к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация международных отношений. Подумайте, как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепели», его место в последующей истории страны.
2. СССР в середине 60 ‑ 80 гг. Нарастание кризисных явлений
Отметим, что вторая половина 60 ‑ середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Отставка с руководящих и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г, как показало последующее двадцатилетие, стала важной вехой в советской истории. Подумайте, чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения Хрущева от власти? Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. ‑ Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Необходимо отметить, что пришедшая к власти «команда» Брежнева в соответствии со сложившимися обстоятельствами и личными склонностями «лидера» привели к утверждению консервативного курса. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Своеобразным импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна» и ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. Подумайте, в чем проявился консервативно-охранительный курс в 70-е годы? Каково его влияние на усиление противоречий общественного развития и нарастание кризисных явлений? Чем было вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло? Дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. В чем вы видите особенности общественно-политического развития СССР в середине 60 ‑ середине 80-х гг.? Необходимо остановиться на анализе причин и результатов реформы 1965 г. Следует подчеркнуть, что реформа 1965 г. приостановила наметившееся уже в 50-х годах падение темпов роста промышленного производства и несколько стабилизировала сельскохозяйственное производство. Но верно также и то, что реформа 1965г. обернулась контрреформой, усилившей централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Попытка совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е годы? Подчеркнем, что основной тенденцией развития экономики в 70-е гг.‑ начале 80-х гг. стало падение эффективности производства и производительности труда. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое положение СССР на фоне мировой экономики. Приведите сравнительные данные экономического развития СССР и США в рассматриваемый период. Отметим, что в конце 60-х ‑ 70-е гг. СССР стал терять ранее завоеванные позиции в сфере освоения космоса. В чем это выразилось? Важно подчеркнуть, что развитые страны Запада переходили в 1970 ‑ 80-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индивидуализацией потребления. В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был «осязаемый» капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание «традиционных отраслей» (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т.д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология), тогда как СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Следует отметить те негативные процессы, которые наблюдались в социальной сфере. Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. Чего хотел добиться Ю. В. Андропов, и каким образом? Рассматривая основные тенденции развития духовной сферы, необходимо подчеркнуть, что кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии образования, науки и культуры. Нужно отметить положительные результаты, достигнутые в этой сфере, следует сказать, что имелись большие различия в уровне образования городского и сельского населения. Качество образования не только не улучшалось, но всё более отставало от требований времени, научно-технического прогресса. Рост численности вузов не сопровождался улучшением качества подготовки студентов. Обратите внимание, что развитие науки было весьма противоречивым. Можно подчеркнуть, что со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры резко усилился. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 60‑80-е гг.? Определите характерные черты и укажите противоречия в жизни народа в 60‑80-е гг. Определяя основные задачи советской внешней политики в годы правления Брежнева, можно выделить следующее: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». У брежневского руководства имелось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки» начала 70-х годов. В чем состоит главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг на разрядку международной напряженности? Отметьте основные вехи нормализации отношении между Востоком и Западом с конца 60 ‑ середины 70-х гг. Известно, что кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки международной напряженности? Что явилось поводом для этого? Объясните, почему период разрядки оказался недолгим? Внешняя политика советского руководства в 1965‑1985 гг. прошла путь от конфронтации с Западом (во второй половине 60-х годов) к разрядке (70-е годы) и от нее - к новому обострению международных отношений (в конце 70-х - начале 80-х), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Дайте оценку характера отношения СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающимися странами в середине 60 – середине 80-х годов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |