Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая




 

1. Когда начал свою работу I Съезд Советов народных депутатов СССР?

1) в апреле 1985 г.;

2) в марте 1986г.;

3) в июне 1988г.;

4) в мае 1989 г.

 

2. Какое событие произошло 8 декабря 1991 г.?

1) референдум о сохранении СССР;

2) подписано соглашение об образовании СНГ;

3) объявлено о денежной реформе B.C. Павлова;

4) Б.Н. Ельцин избран первым Президентом России.

 

3. Какая из нижеперечисленных публицистических передач была популярна в период перестройки?

1) "Что? Где? Когда?" В. Ворошилова;

2) "Итоги" Е.Киселева;

3) "Взгляд" В. Листьева;

4) "Прожектор перестройки".

 

4. Какую позицию занимала Россия в 1999 г. во время конфликта между США и Югославией?

1) выступала за дипломатическое решение конфликта при посредничестве ООН;

2) требовала передачи Югославии Боснии и Герцеговины;

3) поддерживала требование передать Милошевича Международному трибуналу в Гааге;

4) предлагала передать Косово Албании.

 

5. Кто являлся автором программы "500 дней "?

1) Н. Рыжков и Л. Абалкин;

2) Г. Явлинский и С. Шаталин;

3) В. Павлов и Г. Янаев;

4) Е. Гайдар и А. Чубайс.

 

6. Как называется процесс перехода предприятий ВПК к выпуску потребительских товаров?

1) коррекция;

2) конвергенция;

3) конверсия;

4) конфирмация.

 

7. В чем суть "доктрины Козырева"?

1) Россия должна добиваться вступления в НАТО;

2)США - единственная сверхдержава и верховный арбитр в мировой политике;

3)Россия должна искать себе новых союзников в странах "третьего мира";

4)все геополитическое пространство бывшего СССР ‑ сфера жизненных интересов России.

 

8. Какова причина перехода СССР к политике перестройки?

1) резкое обострение международной обстановки;

2) массовые демонстрации протеста среди населения;

3) затяжной экономический кризис в стране;

4) стремление руководства перейти к рыночным отношениям и многопартийной политической системе.

 

9. Что стало следствием незначительных финансовых вложений в социальную сферу и отсутствия последовательной политики правительства в этом вопросе в 90-е гг. в России?

1) успехи коммунистов и других левых на выборах в Государственную Думу;

2) рост деловой активности и увеличение объемов производства;

3) рост валового национального продукта;

4) массовая эмиграция из России в страны СНГ.

 

10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) принятие Конституции России;

2) отставка Е. Гайдара с поста премьер-министра России;

3) принятие России в Совет Европы;

4) ввод российских войск в Чечню, начало Чеченской войны.

 

11. Установите соответствие между авторами и их произведениями:

1) Т. Абуладзе А) «Сандро из Чегема»
2) Ю. Поляков Б) «Покаяние»
3) Ф. Искандер В) «Асса»
4) В. Соловьев Г) «Сто дней до приказа»

12. Установите соответствие между политическими партиями, объединениями и их лидерами:

1) КПРФ А) В. Жириновский
2) ЛДПР Б) Г. Явлинский
3) СПС В) Г. Зюганов
4) «Яблоко» Г) Б. Немцов

13. Как называется составная часть политики М.С. Горбачева, направ­ленная на либерализацию и демократизацию общественной жизни, приведшая к ограничению цензуры и осознанию сущности тоталитарной системы? Ответ: ____________

 

14. Кто является центральной (главной) геральдической фигурой Государственного герба Российской Федерации. Ответ: _______________________.

 

15. Прочтите выдержки из документов и определите, какая организация (структура, группа лиц) подписала эти документы: (Ответ дайте в виде аббревиатуры)

ЗАЯВЛЕНИЕ:

В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым М.С. обязанностей Президента СССР, в целях преодоления хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении СССР…

ЗАЯВЛЯЕМ:

1. Идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев".

ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕТСКОМУ НАРОДУ:

"Соотечественники! Граждане Советского Союза!... Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны... ввиду ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние... Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна, по существу, стала неуправляемой. Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства, захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Идет наступление на права трудящихся. Право на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос. Даже элементарная личная безопасность людей все больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония". ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1:

1. Приостановить деятельность политических партий и массо­вых движений, препятствующих нормализации обстановки.... Проведение митингов, а также забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр"...

Ответ: организация (структура, группа лиц), подписавшая эти документы, сокращенно называется ___________.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается особенность развития России как страны «второго эшелона» капитализма?

2. Каковы особенности и основные тенденции экономического развития России в начале ХХ века? Какое место, по вашему мнению, она занимала в мировом хозяйстве?

3. Каковы основные особенности социальной структуры российского общества в начале ХХ в.?

4. Дайте характеристику политической системы Российской империи начала ХХ в. В чем заключалось ее главное противоречие?

5. В чем заключались особенности образования российских политических партий?

6. Охарактеризуйте политические взгляды Николая II.

7. Какова роль Российского самодержавия в капиталистической модернизации страны?

8. Каковы характерные черты общественного движения на рубеже XIX‑XX вв.? Сформулируйте основное содержание политической борьбы в 1894 – 1904 гг. и назовите ее главных действующих лиц.

9. Каковы причины и итоги русско-японской войны? Почему Россия потерпела в ней поражение?

10. Каковы причины и особенности Первой русской революции? В чем состоят отличия революции 1905 – 1907 гг. в России от буржуазной революции в Западной Европе? Назовите основные этапы Первой русской революции.

11. Каковы были итоги революции и ее значение? Были ли решены проблемы, которые ее породили? Как повлияла эта революция на дальнейшее развитие страны?

12. Дайте оценку Манифесту 17 октября 1905 г. Какое влияние он оказал на изменение системы российского самодержавия? Чем характеризуется система политических партий, возникшая в России? Какие из этих партий можно назвать консервативными, либеральными, социалистическими?

13. В чем состоят особенности российского парламентаризма?

14. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?

15. Какая расстановка политических сил в мире была накануне Первой мировой войны? Назовите причины развязывания этой войны, ее цели и характер.

16. Как повлияла Первая мировая война на общественно-политическое развитие России?

17. Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию в России как кризис власти?

18. Определите причины, характер и движущие силы Февральской 1917 г. революции в России.

19. Какую позицию по отношению к Февральской революции занимали политические партии России?

20. В каких политических условиях было создано Временное правительство и какие политические партии принимали участие в его формировании? Как возникло двоевластие в России?

21. Сравните революцию 1905 – 1907 гг. и Февральскую революцию 1917 г. В чем их сходство и различие?

22. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российского общества начала ХХ в.? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода?

23. От чего зависел выбор пути общественного развития России после Февральской революции?

24. Каков был расклад политических сил после Февраля и что предлагали народу основные российские партии (кадеты, меньшевики, эсеры, большевики)?

25. Почему относительная консолидация общественно-политических сил, достигнутая в ходе Февральской революции, сменилась их нараставшей поляризацией?

26. Почему Временное правительство так и не сумело стать сильной властью?

27. В чем причины постепенной радикализации масс весной – осенью 1917 г.?

28. Охарактеризуйте причины, ход и последствия июльского восстания.

29. Какой вариант разрешения кризиса предлагал Л.Г. Корнилов? Почему он не был реализован?

30. Какое соотношение политических сил сложилось к осени 1917 г.? В чем проявились черты общенационального кризиса накануне Октября?

31. В чем заключались основные причины дискуссий среди большевистского руководства осенью 1917 г. по вопросу о взятии власти?

32. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию? Если да, то когда и как?

33. Является ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

34. Как разворачивалось формирование большевистской диктатуры после Октября 1917 г.? В чем состояли причины временного блока большевиков с левыми эсерами?

35. Какие основные тенденции характеризовали международную обстановку в 1917 – 1920 гг.?

36. Какое значение в эти годы имел внешний фактор для Советской России?

37. Какие основные проблемы стояли перед большевиками после прихода их к власти и как они собирались их решать?

38. В чем причины краха Учредительного собрания?

39. В чем причины столь острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России?

40. Какие политические силы противостояли друг другу в гражданской войне?

41. Каковы основные этапы гражданской войны и как разворачивались военные действия?

42. В чем заключалась сила и слабость Белого движения?

43. Почему большевики победили в гражданской войне? Каковы итоги гражданской войны в России?

44. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?

45. Почему курс на непосредственный переход к социализму на основе военно-коммунистических методов оказался несостоятельным? Какое влияние оказали гражданская война и «военный коммунизм» на российское общество?

46. Какие изменения произошли в международной ситуации в 20-е гг.? Каковы были внешнеполитические доктрины ведущих держав?

47. Какие изменения произошли в советской внешней политике? Как влияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

48. Почему после гражданской войны резко усилилась социально-политическая напряженность во взаимоотношениях большевиков и крестьянского большинства страны? В чем заключаются причины крестьянских волнений и Кронштадтского мятежа?

49. Какие причины обусловили принятие Советским правительством новой экономической политики (НЭП)?

50. Как понимали НЭП большевики и их политические оппоненты?

51. Почему можно говорить о том, что НЭП задумывалась как долговременная стратегия партии? Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа?

52. Охарактеризуйте основные мероприятия НЭПа и его результаты в экономической сфере к 1927 – 1928 гг.

53. Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? В чем заключались причины свертывания НЭПа?

54. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Какие этапы можно выделить в создании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?

55. Почему в начале 20-х гг. усилились репрессии большевиков против их политических оппонентов и церкви?

56. Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 20-е гг. В чем заключались ее причины?

57. Почему Сталин смог победить своих политических оппонентов?

58. Охарактеризуйте культурные процессы в Советской России в 20-е гг. Как вы оцениваете идеологию “смены вех”?

59. На почве каких событий сформировались в конце 20-х гг. альтернативные проекты развития советского общества? Почему победил сталинский вариант?

60. В чем проявилось форсирование экономических, социальных и политических преобразований?

61. Каковы особенности и результаты форсированной индустриализации в СССР в 30-е гг.?

62. В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации?

63. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то какая?

64. В чем состояли главные причины коллективизации сельского хозяйства в СССР, и каковы ее результаты?

65. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Какие субъективные факторы способствовали этому?

66. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

67. Определите, какие общие процессы проходили в 30-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Чем они были обусловлены?

68. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг.? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась?

69. Какая существовала взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг. и социально-экономическим, политическим развитием СССР в этот период?

70. Чем вы можете объяснить переориентацию советской внутренней политики в начале 30-х гг.?

71. Охарактеризуйте заключенный 23 августа 1939 г. так называемый «пакт Риббентропа ‑ Молотова». В чем вы видите плюсы и минусы советско-германских соглашений?

72. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем их сходство и различие с причинами Первой мировой войны?

73. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и экономический потенциал СССР к концу 30-х гг. Какие проблемы выявились к началу 40-х гг. в подготовке страны к войне?

74. Каковы просчеты руководства страны в оценке военно-стратегической обстановки накануне войны?

75. Каковы основные этапы Великой Отечественной войны? В чем заключаются их характерные черты?

76. Определите причины неудач Красной армии летом и осенью 1941 г. Назовите крупнейшие сражения этого периода.

77. В чем заключалось сходство и различие причин поражений Красной армии в 1941 г. и весной ‑ осенью 1942 г.?

78. В чем заключаются причины коренного перелома в ходе войны?

79. Каковы были особенности контрнаступлений советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском?

80. Назовите крупнейшие наступательные операции 1944-1945 гг.

81. Какова история создания антигитлеровской коалиции и борьба за открытие Второго фронта в Европе? Как бы вы охарактеризовали роль западных союзников СССР в разгроме Германии?

82. Какие решения были приняты на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях?

83. Какую роль сыграла Красная армия в победе над Германией и Японией во Второй мировой войне? Как ее оценивают российские и зарубежные политики и ученые?

84. В чем причины колоссальных потерь народов СССР в Отечественной войне 1941‑1945 гг.?

85. Каковы причины победы советского народа в Великой Отечественной войне и историческое значение этой победы?

86. Каковы последствия Второй мировой войны, и как они сказались на исторических судьбах народов всего мира?

87. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»?

88. Каковы были основные цели внешней политики СССР и этапы ее развития после войны?

89. Какие новые тенденции намечались в экономике СССР в 1945‑1949 гг.? Почему они были свернуты?

90. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? За счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности?

91. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны?

92. В чем причины развертывания Сталиным нового витка репрессий?

93. Какие идеологические кампании были организованы и какую роль они сыграли?

94. Охарактеризуйте противоречия в развитии советской науки и культуры в послевоенные годы. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

95. Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Маленкова, Берии и Хрущева? Почему борьба за власть завершилась победой Хрущева?

96. Как проходил курс на демократизацию общественно-политической жизни в СССР в 50-е ‑ начале 60-х гг.? Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание культа Сталина на XX съезде партии?

97. Назовите основные тенденции экономического развития СССР в 1953 – 1964 гг. В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Н.С. Хрущева?

98. Каковы достижения социальной политики периода «оттепели»?

99. Назовите основные тенденции советской внешней политики в конце 50 - начале 60-х гг. В чем состоит их противоречивость?

100. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? Как изменилась политика властей в отношении культуры? Какие произведения этого периода вы знаете?

101. Как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепе­ли»? Определите его место в последующей истории страны.

102. В чем проявился консервативно‑охранительный внутриполитический курс в 70-е гг.? Каково его влияние на усиление противоречий общественного развития и нарастание кризисных явлений?

103. Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло?

104. Каковы основные причины и результаты экономической ре­формы 1965 г.?

105. Укажите тенденции экономического и социального развития страны в 70-е - начале 80-х гг. В чем причины растущего отстава­ния СССР от западных держав?

106. В чем заключались особенности внешней политики СССР в конце 60 ‑ начале 80-х гг.? Определите причины и значение разрядки. Почему она оказалась столь непродолжительной?

107. Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 60‑80-е гг.?

108. Каковы основные результаты (отрицательные и положитель­ные) периода «застоя»?

109. Объясните, почему к середине 80-х гг. были исчерпаны возможности старой системы в СССР? Какие новации предложил М.С. Горбачев в политике и экономике?

110. Назовите основные этапы перестройки и ее характерные черты.

111. В чем причины радикализации реформ в 1985‑1990 гг.? Дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки.

112. Когда и почему в СССР вновь появляются независимые общественные организации и партии? Дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки.

113. Оцените результаты осуществления политики «нового политического мышления» в 1985 ‑ 1991 гг.

114. Почему в политологии и социологии существуют столь противоречивые точки зрения на необходимость перестройки и сам процесс перестройки, и в какой мере они отражают взгляды и мнения различных слоев населения бывшего Советского Союза?

115. В чем проявился кризис политики перестройки в начале 90-х гг.? Почему ее реализация привела к нарастанию социально-политической напряженности в обществе?

116. Чем был вызван августовский (1991) путч в Москве и каковы его последствия?

117. Почему кризис советского общества в начале 90-х гг. привел к крушению СССР? Можно ли было сохранить Советский Союз?

118. Каковы были основные положения и результаты экономических реформ Е.Т. Гайдара? Чем объясняются радикализм и незавершенность этих реформ?

119. Как вы можете оценить первые итоги экономических реформ в России?

120. Почему проведение реформ резко усилило социальную напряженность? В чем причины событий октября 1993 г., и каковы их итоги?

121. Каким образом произошла ликвидация советской системы? Каковы особенности Конституции 1993 г.?

122. Как вы оцениваете перемены в политической системе России, произошедшие за последние годы?

123. Почему в России произошло обострение межнациональных проблем? Каковы пути их решения?

124. Определите место России в мировом сообществе и в СНГ. Укажите основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства на современном этапе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.