Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3. Режим ограниченного доступа




Понятие и общая характеристика режима ограниченного доступа к информации. Правовая модель режима закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического механизма, обозначаемого понятием тайны. Данное понятие не подвергалось детальным исследованиям в рамках правовой науки, вследствие чего не выработано сколько-нибудь теоретически обоснованного подход к нему. В результате многие нормативные правовые акты, а равно и литературные источники изобилуют терминологическим разбоем, ошибочными утверждениями и механическим переносом на от ношения, возникающие по поводу скрываемых сведений, чужды этим отношениям юридических моделей. Так, И.Б. Ткачук утверждает, что «исходным условием защиты коммерческой тайны является право собственности на нее, полученное хозяйствующим субъектом на основаниях, предусмотренных законом».

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами «конфиденциальный», «секретный» и т. п. По данным, приводимым в литера туре, уже сегодня в законодательных и подзаконных норматив актах фигурирует более пятидесяти видов тайн, и их число продолжает расти.

Используемый в текстах нормативных правовых актов термин «тайна» с прилагательными типа коммерческая, служебная, банковская, аудиторская, врачебная, государственная и т. п., употребляв синоним сведений, которые неизвестны либо должны быть неизвестны третьим лицам. Таким образом, тайна в легальной интерпретации — это информация, доступ к которой ограничен.

Чаше всего применяется формула «сведения, составляющие» ту, ибо иную разновидность тайны. Данная формула положена, в частности, в основу дефиниций коммерческой и служебной тайны (п. 1 ст.139 ГК РФ) банковской тайны (п. 2 ст. 857 ГК РФ) аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)1.

Несколько иные формулировки используются в отношении, на­пример, государственной тайны и тайны страхования. В первом случае — это защищаемые государством сведения (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), а во втором — сведения о страхователе, полученные страховщиком (ст. 946 ГК РФ).

В отношении других видов тайн применяются словосочетания «сведения» о чем-либо. Так, врачебной тайной являются, в частно­сти, сведения о наличии у гражданина психического расстройства (ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание»).

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что за­конодатель рассматривает тайну в широком смысле в качестве объ­ективно существующих, но неизвестных третьим лицам сведений о чем-либо.

Информация, точнее сведения, посредством которых строится юридическая модель тайны, видимо, не единственный объективный эквивалент, которым может оперировать правовая наука, определяя существо тайны. Специфика отношений, которые складываются в обществе по поводу информации, лежащей в основе употребляе­мого законодателем термина «тайна», не может не отражать универсальных закономерностей, открытых в иных областях научных зна­нии, в частности, в теории информации.

Зададим в этой связи вопрос о том, устраняют ли у третьих лиц неизвестные им сведения неопределенность их представления о чем-либо? Строго говоря — не устраняют. Такие сведения являются информацией только для лиц, имеющих к ним доступ. Данное утверждение будет тем более справедливо, если рассматривать информацию как знание, как меру устранения неопределенности представления о чем-либо. Следовательно, неизвестность (незнание), это не информация, а нечто ей противоположное. В теории информации (синтаксический аспект) это нечто обозначается как мера неопределенности сведений и именуется энтропией. Таким образом, логично предположить, что тайна выступает в качестве информации только для обладателя последней, но для третьих лиц, до момента получения соответствующих сведений, такая тайна будет выступать в качестве «энтропии». Говоря иначе, закрытая информация для ее обладателя — не тайна. но и для третьих лиц — не ин формация. В этом проявляется диалектика феномена тайны, двойственный, полярный характер, который обусловлен наличии механизма доступа к сведениям, основанного на запретах и позитивных обязываниях, устанавливаемых законодателем в отношен третьих лип и обладателей закрытых сведений соответственно.

Отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что понят тайны несводимо к информации. Тайна — это не информация, а правовой режим информации. Поэтому информация (сведем не может составлять тайны, как это зафиксировано в ряде закон: дательных актов, в том числе и в ГК РФ, она может находиться в тайне, т. е. особом правовом режиме.

Информации, находящейся к тайне и относимой в разряд как конфиденциальной, так и государственной тайны, присущ ряд и знаков, в числе которых выделяются:

ценность скрываемых сведений, которая обусловлена спецификой их содержания и (или) фактором их неизвестности третьим лицам;

отсутствие свободного доступа к сведениям на закон» тому основаниях;

наличие превентивных мер, принимаемых обладателем сведений к охране их от доступа третьих лиц.

Обращаясь к первому из названных признаков, следует подчеркнуть его значимость для раскассирования закрытых сведений по видам тайн, в режимах которых эти сведения могут находиться. Ценностный фактор сведений проявляется в двух взаимно связанных аспектах. Первый аспект характеризует содержательную сторону ин формации, которая выступает предметом специфических интерес субъектов, не заинтересованных в ее преждевременном раскрытии, и которые не готовы или не имеют права это сделать под угрозой наступления неблагоприятных последствий. Примером подобного рода информации являются данные о секретных изобретениях, которой аспект формально не связан с содержанием информации, и в этом случае ценность будет представлять не содержательная сторона сведений, хотя от нее и не уйти, а фактическая возможность доступа к ней в порядке и на условиях, продиктованных ее обладателем, который готов и имеет право это сделать.

Между обозначенными аспектами ценностного фактора информации существует тесная связь, и они не могут рассматриваться изолированно, поскольку это две стороны одной медали. В зависимости от характера и содержания информации превалирует тот либо иной аспект, которому законодатель придает правовое значение. Так, сведения, чья ценность состоит в неизвестности их третьим лицам, а содержание может быть доведено до сведения их неограниченного круга без угрозы наступления неблагоприятных последствий, могут легально выступать в качестве товара и, тем самым участвовать в хозяйственном обороте наряду с другими благами, признаваемыми объектами гражданских прав.

Отсутствие доступа к информации, за исключением легальной возможности осуществления подобного действия, выступает вторым признаком информации, находящейся в тайне. Этот признак характеризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на их роль в качестве закрытых.

В этой связи следует различать санкционированный и несанк­ционированный доступ к информации.

Санкционированный доступ характеризуется законными основа­ниями получения закрытых сведений, например путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Данный вил досту­па не порочит конфиденциальности либо секретности сведений.

Несанкционированный доступ характеризуется противоправны­ми действиями по сбору сведений, находящихся в тайне, например путем хищения документов, содержащих данные о потенциально патентоспособном техническом решении.

Третьим признаком информации, находящейся в тайне, высту­пают преднамеренные действия ее обладателя, свидетельствующие о принятии им мер, направленных на охрану конфиденциальности или секретности сведений и пресечении несанкционированного доступа к ним. Характер данных мер может быть самым различ­ным. Это могут быть организационные, технические, режимные, правовые и т. п. меры. Главное требование, предъявляемое к ним, — превентивность.

Правовой режим сведений, находящихся в тайне, коренным об­разом отличается от правового режима, установленного в отноше­нии охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Это отличие проявляется в следующем.

Во-первых, в особенностях объекта, в отношении которого уста­навливается соответствующий правовой режим. Формально-юридически информация, находящаяся в тайне, не отнесена к числу объектов интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ), что в целом является верным решением законодателя, поскольку не информации является частью интеллектуальной продукции, а результаты интеллектуальной деятельности выступают одной из сторон проявления информации.

Во-вторых, в противоположной направленности интересов обладателя информации, содержащей сведения закрытого характера, и интересов обладателя информации, представляющей собой Результат интеллектуальной деятельности. Первый из них заинтересован в принятии мер, препятствующих распространению соответствующих сведений, и обязан принимать эти меры, а второй — заинтересован в распространении интеллектуального продукта, а в ряде случаев и обязан это делать.

В-третьих, в различных юридических механизмах охраны прав и интересов обладателя результата интеллектуальной деятельности и обладателя сведений закрытого характера. В случае с информаци­ей, содержанием которой выступают закрытые сведения, юридиче­ский механизм охраны интересов ее обладателя будет основываться не на запрете использования верифицированного результата интел­лектуальной деятельности третьими лицами, а на запрете на доступ к неверифицированным сведениям третьих лиц, понимаемом как блокирование техническими и иными средствами действий по «сня­тию» информации, осуществляемое силами фактического ее облада­теля. Здесь налицо альтернативный исключительному праву вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного ис­пользования, именуемый обычно фактической монополией. Предна­меренно скрываемые сведения невозможно заключить в рамки ис­ключительных прав, поскольку фактор их неизвестности не позво­ляет установить самого содержания информации в качестве объекта охраны, т. е. формализовать объективные границы тайны и иденти­фицировать ее без угрозы раскрытия. В данном случае нельзя, как это сделано в отношении результатов интеллектуальной деятельно­сти, нормативно определить меру возможного поведения обладателя информации, кроме общего правила об установлении этой меры им самим либо специальных правил, определяющих последствия рас­пространения закрытых сведений с точки зрения нанесения ущерба вследствие такого распространения.

Исключение от использования и исключение от доступа внешне схожие термины, но эта схожесть не может служить основанием считать второй из них содержанием некого исключительного права, поскольку у обладателя закрытой информации нет самого субъек­тивного права, а имеется лишь общее дозволение либо позитивное обязывание на сокрытие от третьих лиц тех сведений, которые представляют для ее обладателя коммерческую или иную ценность либо угрозу его интересам и безопасности.

Режимы конфиденциальной информации. В действующем законодательстве России до недавнего времени отсутствовало ясное понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава. В ранее действовавшем законодательстве (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене») в качестве конфиденциальной признавалась документированная информация, доступ к которой ограничивался в соответствии с законодательством

Сегодня ситуация с определением конфиденциальной информации несколько изменилась. Само понятие конфиденциальной информации изъято из терминологии законодателя. На его смену приняло понятие конфиденциальности информации, закрепленное в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно указанной статье конфиденциальность — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование, не передавать та­кую информацию третьим лицам без согласии ее обладателя. Из это­го определения следует, что конфиденциальность — это прежде всего требование, облеченное в форму обязательства. Несколько иной под­ход к конфиденциальности закреплен в Федеральном законе «О ком­мерческой тайне». В соответствии со ст. 3 указанного Закона конфи­денциальность информации — это коммерческая тайна. На наш взгляд, конфиденциальность и тайна — синонимичные понятия. И то и другое есть не что иное, как режим информации.

Что касается структуры относящихся к конфиденциальным све­дений, то она также не отличается неопределенностью. В п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных техноло­гиях и о защите информации" предельно лаконично сформулирова­но правило, в соответствии с которым федеральными законами ус­танавливаются условия отнесения информации к сведениям, состав­ляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну. Большей упорядоченностью отличается перечень сведений конфи­денциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. В этот перечень включены:

— персональные данные — сведения о фактах, событиях и об­стоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифи­цировать его личность, за исключением сведений, подлежащих рас­пространению в средствах массовой информации в установленных Федеральным законом случаях;

— тайна следствия и судопроизводства;

— служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

— профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);

коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, домтуп к которым ограничен в соответствии ПС РФ и федеральными законами;

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации них.

Таким образом, специфику правового режима конфиденциаль­ной информации следует искать в особенностях режимов отдельных блоков закрытых сведений, которые законодатель относит к тем либо иным разновидностям тайн. Покажем эти особенности примени­тельно к коммерческой и служебной тайне, банковской тайне, персональным данным и сведениям о сущности некоторых объектов промышленной собственности.

Коммерческая тайна. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация со­ставляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет дейст­вительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неиз­вестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на закон­ном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммер­ческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Указанная норма, имеющая общий характер, получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», которая дета­лизирует отдельные элементы, содержащиеся в дефиниции ст. 139 ГК РФ, и раскрывает их, не колебля существа прежней формулы, но уточняя ее. Эти уточнения сводятся к следующему.

Во-первых, законодатель дает определение коммерческой тайне, а не называет случаи, когда информация «составляет» коммерче­скую тайну. Под коммерческой тайной согласно п. 1 ст. 3 Феде­рального закона «О коммерческой тайне» понимается конфиденци­альность информации, позволяющая ее обладателю при существую­щих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким обра­зом, законодатель, по существу, признает за коммерческой тайной качество режима информации.

Во-вторых, законодатель при всей противоречивости словосоче­тания «информация, составляющая коммерческую тайну», раскрывает содержательную сторону сведений, находящихся в режиме ком­мерческой тайны. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О ком­мерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, производственная, финансово-эко­номическая или иная информация, в том числе составляющая сек­реты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Из этого определения вытекают юридически значимые признаки информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны. Такими признаками выступают:

-- неизвестность информации третьим лицам;

-- недоступность информации третьим лицам.

Первый из названных признаков является фактором, который придает информации действительную или потенциальную коммерческую ценность, т. е. сообщает ей качество товара, способного выступать источником получения прибыли. Факт приобретения информации, равнозначный знакомству с субъективно новыми сведениями на предложенных их обладателем условиях, будет свидетельствовать о действительной (реальной) ценности этих сведений.

Потенциальной коммерческой ценностью информация будет об­ладать в случае ее невостребованности возможными приобретателя­ми в данный период времени в силу, например, недостаточности усилий обладателя закрытых сведений, направленных на пропаганду эффекта от их применения. Будучи востребованной, информация из разряда потенциально ценной перейдет в действительно ценную. При этом важна лишь коммерческая сторона ценности информа­ции, отражающая ее прагматическое свойство служить источником получения прибыли, а, скажем, не научная, которая в сфере товар­но-денежных отношений не является или очень редко является надлежащим критерием ценности.

Второй из выделенных признаков информации — ее недоступ­ность, характеризует меру свободы получения сведений. Мера сво­боды доступа к информации определяется ее обладателем путем ус­тановления соответствующих правил обращения к закрытым сведе­ниям.

Перечень сведений, которые не могут находиться в режиме коммерческой тайны, определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне». Согласно указанной статье режим ком­мерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляю­щими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юри­дических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующего бюджета; -- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки,, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения ответственности за совершение этих нарушений;

- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Приведенный перечень является закрытым и касается только тех лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельна как в качестве основного вида деятельности (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), так и в качестве разрешенной учредителями деятельности, приносящей доход (некоммерческие организации).

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие составы сведений, как относимых, так и не включаемых в числя крытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с 1 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности благотворительных организациях сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о мерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об < те их труда и о привлечении добровольцев не могут состав коммерческую тайну.

Служебная тайна. Данная разновидность тайны по ст. 139 ГК РФ находится в одном ряду с коммерческой тайной и ей, соответственно, должны быть присущи все признаки последней. Однако подобный подход законодателя вряд ли может быть признан оптимальным, поскольку акцент на наличие действиной или потенциальной коммерческой, а не служебной ценности сведений нивелирует самостоятельность института служебной тайны. Очевидно, что подобная самостоятельность должна конституироваться исходя из своеобразия служебных интересов организаций и учреждений по отношению к их коммерческим интересам. Соответственно критерием разграничения сведений, находящихся в режиме коммерческой либо служебной тайны, должен быть характер интересов обладателя информации, охраняемых посредством ее закрытия. Если раскрытие информации повлечет за собой ущерб коммерческим интересам ее обладателя, налицо состав сведений, подлежащий установлению в его отношении режима коммерческой тайны. Если подобное раскрытие имеет следствием ущерб служеб­ным интересам (интересам службы в широком смысле, включаю­щим и служебные интересы коммерческих организаций), мы можем говорить о составе сведений, подлежащем установлению в его отно­шении режима служебной тайны.

В то же время признаки неизвестности информации и недос­тупности к ней третьих лиц должны выступать в качестве основополагающих при придании сведениям служебного характера режима служебной тайны. При этом неизвестность информации, если поль­зоваться аналогией режима коммерческой тайны, должна придавать служебным сведениям некую ценность, т. е. сообщать им качество полезности при исполнении служебных обязанностей и принятии управленческих решений которого было бы невозможно достичь при общеизвестном характере этих сведений.

В отношении недоступности служебной информации третьим лицам, которая, как было показано выше, определяется мерой свободы доступа, оформляемой правилами обращения к закрытым сведениям, Действующее законодательство не содержит ясно сформулированной позиции и, прежде всего, по вопросу о том, кто определяет порядок доступа к конфиденциальным сведениям служебного характера и кто, собственно, управомочен закрывать их. По смыслу Указа Президента РФ от б марта 1997 г. № 588, доступ к служебным сведениям ограничивается органами государстве иной власти, а согласно ст. 139 ГК РФ — любым обладателем информации, «составляющей» служебную тайну. Представляется, что сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органах государственной власти, но и в любых иных учреждениях и организациях, которые вправе самостоятельно диктовать своих же интересах правила доступа к сведениям с целью сохранения их конфиденциальности и, тем самым, служебной ценности.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах между тем содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Например, режим служебной тайны распространяется, со гласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, определен в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной ин формацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». В этот перечень включены акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведениям о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц; сведения об исполнении бюджета и использования других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в от крытых фондах библиотек и архивов, информационных системах; организации, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Банковская тайна. Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую очередь фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находя­щихся в режиме банковской тайны, не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

Статьей 857 ГК РФ установлено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным ор­ганам и их должностным лицам такие сведения могут быть предос­тавлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Аналогичное правило содержится и в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая расширила регулятивную сферу отношений ст. 857 ГК РФ, распространив обя­занность гарантии тайны не только на банки, но и на иные кредит­ные (небанковские) организации. Кроме того, в режиме банковской тайны должны находиться сведения об операциях, счетах и вкладах не только клиентов, но и корреспондентов.

Таким образом, законодатель очертил круг сведений, в отноше­нии которых должен быть установлен режим конфиденциальности. Ценность этих сведений определяется прежде всего их содержани­ем, которое фиксируется специальными договорами, опосредующи­ми расчетные и кредитные отношения, а также отражается в меха­низмах движения денежных ресурсов.

Информация, находящаяся в режиме банковской тайны, харак­теризуется, помимо ценностного аспекта, содержания сведений и мерой свободы их получения. Сегодня сфера санкционированного доступа к сведениям, находящимся в режиме банковской тайны, как, впрочем, и других тайн, значительно расширена. Это произош­ло вследствие принятия Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем». Согласно ст. 9 указанного Закона предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами госу­дарственной власти РФ, органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и Центральным бан­ком РФ в целях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, не являются нарушением служебной, банковской, налого­вой и коммерческой тайны. Данная норма получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с приняти­ем Федерального закона «О противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем», дополнившей ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» прави­лом, в соответствии с которым информация по операциям юриди­ческих лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, и физических лиц, предоставляется кредитными организациями в уполномоченный ор­ган, осуществляющий меры по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем. Указанную ин­формацию уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим

лицам.

Персональные данные. К персональным данным согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персо­нальных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество; год, ме­сяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение; образование; профессия; доходы и другая ин формация.

По общему правилу в отношении персональных данных должна обеспечиваться конфиденциальность. Это обусловлено тесной связью сведений, относящихся к конкретному человеку, с его правом на неприкосновенность частной жизни, т. е. той особой сферы семейных бытовых, личных и интимных отношений, которая не должна быть известна третьим лицам без должного к тому волеизъявления субъекта персональных данных. Это право не абсолютно] и в случаях, установленных законом, может быть ограничено. Подобное ограничение продиктовано вынужденной необходимостью, связанной с решением проблем борьбы с преступностью, защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и т. п.

Таким образом, правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью, связанной с решением проблем сбора, обработки, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

— в случае обезличивания персональных данных;

— в отношении общедоступных персональных данных.

Общедоступные персональные данные являются новым институтом информационного права, который введен в целях информационного обеспечения при подготовке, например, справочников и адресных книг. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения и иные персональные данные, пре доставленные субъектом персональных данных. При этом указанные сведения могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта персональных данных, по решению суда или по решению уполномоченных государственных ор ганов.

Действия с персональными данными, включая их сбор, хране­ние, систематизацию, накопление, уточнение, использование, рас­пространение, обезличивание, блокирование и уничтожение имену­ются отработкой персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на ос­новании принципов:

— законности целей и способов обработки данных и добросо­вестности;

соответствия целей обработки данных целям, заранее опре­деленным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

соответствия объема и характера обрабатываемых персональ­ных данных, способов обработки персональных данных, целям их обработки;

достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных дан­ных;

недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональ­ных данных.

Обработка персональных данных по общему правилу осуществ­ляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Со­гласие не требуется в случаях, если:

— обработка персональных данных осуществляется на основа­нии федерального закона, устанавливающего ее цель, условия полу­чения персональных данных и круг субъектов, персональные дан­ные которых подлежат обработке, а также определяющего полномо­чия оператора;

обработка персональных данных осуществляется в целях ис­полнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

обработка персональных данных осуществляется для стати­стических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональ­ных данных невозможно;

обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осущест­вления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

обработка персональных данных осуществляется в целях на­учной, литературной или иной творческой деятельности при усло­вии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персо­нальных данных;

осуществляется обработка персональных данных, подлежа­щих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской служб персональные данные кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

По общему правилу субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку. При этом указанное согласие может быть отозвано субъектом персональных данных.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на их обработку дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Требования к содержанию письменного согласия для указанных случаев, а также для случаев дачи письменного согласия, установ­ленных Федеральным законом «О персональных данных», определены в п. 4 ст. 9 указанного Закона.

Действующим законодательством о персональных данных установлены институты специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных.

Специальные категории персональных данных — это данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состоянии здоровья, интимной жизни. По общему правилу обработка указанных данных не допускается за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных». Согласно указанному пункту обработка специальных категорий персональных данных допускается, если:

субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

персональные данные являются общедоступными;

— персональные данные относятся к состоянию здоровья субъ­екта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

обработка персональных данных осуществляется в меди­ко-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется ли­цом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну;

обработка персональных данных членов (участников) обще­ственного объединения или религиозной организации осуществляет­ся соответствующими общественными объединениями или религи­озной организацией, действующими в соответствии с законодатель­ством РФ, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов пер­сональных данных;

обработка персональных данных необходима в связи с осу­ществлением правосудия;

обработка персональных данных осуществляется в соответст­вии с законодательством РФ о безопасности, об оперативно-розы­скной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполни­тельным законодательством РФ.

Обработка персональных данных о судимости может осуществлять­ся государственными органами или муниципальными органами в пре­делах их полномочий, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

К биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. По общему прави­лу биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персо­нальных данных.

Обработка указанных данных может осуществляться без согла­сия субъекта персональных данных в связи с осуществлением пра­восудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государ­ственной службе, уголовно-исполнительным законодательством, за­конодательством о порядке выезда из России и въезда на ее терри­торию.

Порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственных граж­данских служащих РФ определен Положением о персональных дан­ных государственного гражданского служащего Российской Федера­ции и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президен­та РФ от 30 мая 2005 г. № 609.

Сведения о сущности объектов промышленной собственности. Одной из объективно существующих проблем на современном этапе развития правовой охраны объектов промышленной собственности является проблема установления правового режима тех из них, сущность которых в интересах государства или заявителя не подлежит преждевременному раскрытию. Это прежде всего относится к техническим изобретениям в различных областях человеческой деятельности. Существ» данной проблемы связано, с одной стороны, со значительной рольки которую играет институт патентной охраны, призванный в интересах национальной экономики и заявителя способствовать распространению информации о созданном изобретении и стимулировать условия его использования. С другой стороны, существует порядок охраны государственных секретов, который направлен на то, чтобы сохранять в режиме конфиденциальной информацию о достигнутых результатах в отдельных отраслях науки и техники.

В общем виде сущность изобретения проявляется в совокупности сведений, которые позволяют от абстрактного знания или, говоря другими словами, идеального технического решения перейти к материальному объекту, существующему в форме конкретного технического устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, куль туры клеток растений и животных либо применить известное ранее устройство, способ, вещество, штамм по новому назначению. Сущность изобретения отражается в его формуле, призванной установить как сам объект правовой охраны, так и объем прав на использование этого объекта. Объект правовой охраны (объект изобретения) определяется посредством его структурно-функционального описания либо через соответствующую характеристику решения. Российская правовая традиция следует по последнему пути, имеющему в основе классическую немецкую систему построения формулы изобретения. В данном случае сущность изобретения будет зафиксирована через целевой признак, отражающий решенную автором изобретения проблему (техническую задачу) и ход ее решения.

Основаниями сохранения сущности изобретения в тайне выступают определенные предпосылки, позволяющие отнести решенную техническую задачу в разряд информации, не подлежащей доступу к ней третьих лиц. Очевидно, что данные предпосылки должны быть определены законом, а решение об отнесении того либо иного заявленного изобретения к категории секретных надлежит принимать уполномоченным на это государственным органом.

Помимо отмеченных, элементами правового режима секретных изобретений должны выступать правовые средства, позволяющие регулярно либо периодически рассматривать возможность их откры­того применения, что вытекает из перспективы использования секретных изобретений не только для нужд обороны и безопасности государства, но и для хозяйственных потребностей.

Стремление сохранить сведения о сущности тех либо иных, важных с точки зрения национальной безопасности технических ре­шений обусловлено специфическими интересами любого государст­ва и некоторых его органов, не заинтересованных в преждевремен­ном раскрытии решенных технических задач. Указанные аспекты вступают между собой в противоречие, которое должно быть разре­шено соответствующими правовыми средствами. Арсенал этих средств должен быть направлен на регламентацию процедур оформ­ления прав на секретные изобретения, опосредующих порядок их признания, особенности экспертизы и порядок рассекречивания. С указанными процедурами тесно связаны вопросы реализации прав заявителей на компенсацию ущерба, возникшего в результате признания заявленного решения секретным, ответственность за на­рушение норм, регулирующих сферу охраны секретных изобрете­ний, в том числе за раскрытие сущности изобретения, признанного секретным, третьим лицам.

Что касается интересов заявителя в неразглашении сущности технического решения, то эти интересы обусловлены прежде всего требованиями, предъявляемыми к новизне заявленного решения, определяемой через уровень техники, включающий любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета.

По общему правилу общедоступными считаются сведения, со­держащиеся в источниках информации, с которыми любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть сообщено законным путем. Сведения о техническом решении могут быть сделаны общедоступными различными способами, на­пример путем публикации, устного сообщения, помещения экспо­ната на выставку.

Действующим российским законодательством предусмотрена так называемая льгота по новизне (абз. 7 п. 1 ст. 4 Патентного зако­на РФ), в соответствии с которой не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, та­кое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или кос­венно эту информацию, при котором сведения о сущности изобре­тения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Это, так сказать, случай добросовестного раскрытия информации либо са­мим автором или заявителем, либо с их согласия. Угрозу представ­ляют факты недобросовестного раскрытия информации о сущности технического решения третьими лицами, в результате которых дан­ное решение может быть опорочено, ибо льгота по новизне по рос­сийскому законодательству в этом случае не предусмотрена.

Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Мера важности отдельных групп сведений, которые прямо влияют на без­опасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны, ибо закрепляет отношения в сфере специфических интересов государства в рамках важнейших направлений его деятельности.

В отличие от иных режимов конфиденциальной информации, режим информации, отнесенной к государственной тайне, отличается более высокой степенью детализации нормативного опосредова­ния. Существует базовый закон, принятый в развитие п. 4 ст. 29 Конституции РФ, и изданные на его основе многочисленные нормативные акты, детализирующие отраслевые и программно-целевые особенности применения института государственной тайны.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государст­венная тайна представляет собой защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Из этого определения вытекает несколько признаков информации, которая подпадает под режим государственной тайны.

Первым признаком является отраслевая (тематическая) принад­лежность сведений, которые могут находиться в режиме государст­венной тайны. Этот признак детализирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», где произведена дифференциация со­ставов сведений, составляющих данную разновидность тайны, по основанию их принадлежности к:

военной области;

области экономики, науки и техники;

области внешней политики и экономики;

областям разведывательной, контрразведывательной и опера­тивно-розыскной деятельности.

В свою очередь, каждый из составов сведений, относящихся к той либо иной области, раскассирован на отдельные категории сведений.

Вторым признаком информации, находящейся в режиме госу­дарственной тайны, является наличие специфических мер государ­ственной защиты, определенных законом категорий сведений. Этот признак реализован посредством:

создания специальных органов защиты государственной тай­ны и возложения обязанностей по ее защите на иные органы госу­дарственной власти, организации, должностных лиц;

установления специального порядка допуска должностных лиц и граждан к информации, находящейся в режиме государствен­ной тайны;

проведения комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;

обеспечения финансирования мероприятий по защите госу­дарственной тайны;

осуществления контроля и надзора за обеспечением и защи­той государственной тайны.

Третьим признаком выступает потенциальная способность нане­сения ущерба безопасности Российской Федерации при распростра­нении категорий сведений, определенных в соответствии с законом. В данном случае законодатель исключает, точнее говоря, не связы­вает возникновение потенциального ущерба безопасности с такими действиями, как сбор, хранение и использование сведений, находя­щихся в режиме государственной тайны.

Признаки информации, находящейся в режиме государственной тайны, дают лишь общее представление о степени важности и влия­ния тех либо иных категорий сведений на безопасность государства. Поэтому законодатель пошел по пути определения важности сведе­ний, находящихся в режиме государственной тайны, через степень тяжести ущерба, который может быть причинен безопасности госу­дарства при их распространении (разглашении). Чем важнее сведе­ние, тем больший ущерб их разглашением может быть причинен и тем выше должна быть степень секретности такой информации.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, находящихся в ре­жиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей (материальных объектов, в кото­рых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов) указанных сведений:

особой важности;

совершенно секретно;

секретно.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения све­дений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности ус­танавливаются Правительством РФ. Так, присвоение определенного грифа секретности регламентируется Правилами отнесения сведе­ний, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.