Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1 Общие сведения о связи и структуре ее функционирования

Тема №9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Понятие связи, ее назначение и разновидности. Жизнь современного общества немыслима без широко разветвленных и устойчиво функционирующих систем передачи, хранения и обработки информации. Их отсутствие повлекло бы паралич не только хозяйственного и оборонного комплексов страны, но и всей ее социаль­но-культурной сферы. Важнейшей частью любой системы передачи, хранения и обработки информации является система связи, под которой в самом общем виде понимают совокупность технических средств для передачи сообщений от источника к потребителю. Значение системы связи в общей системе распространения информа­ции трудно переоценить. Сегодня ее значимости обусловлена прежде всего совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, развитием глобальных компьютерных сетей и средств их обеспечения, формированием нового информационного общества. Все это оказывает непосредственное влияние на экономику, политику государства и в целом на отношения, которые складываются в обществе по поводу функционирования систем связи и деятельности в этой области.

До недавнего времени проблемы правового регулирования общественных отношений в области связи решались посредством ведомственного нормотворчества, что на современном этапе общественного развития не может быть признано оптимальным вариантом регламентации этого сложнейшего сектора общественной жизни. Сегодня удельный вес подзаконных актов также весьма значителен, но все они опираются на ряд базовых федеральных законов, играющих роль фундамента, на котором покоится система правового регулирования отношений в области связи. Среди базовых законов в области связи ведущее место занимает Федеральный закон «О связи»', которым, в частности:

созданы условия для оказания услуг связи на всей территории РФ;

оказано содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;

— осуществлена защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

— созданы условия для развития российской инфраструктуры связи, обеспечение ее интеграции с международными сетями связи;

обеспечено централизованное управление российским радио­частотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресур­сом: нумерации;

созданы условия для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности государ­ства и обеспечения правопорядка.

Специальными законами, регулирующими отношения в области связи, являются федеральные законы «О почтовой связи», «О федеральной фельдъегерской связи»1.

Федеральный закон «О связи» содержит в ст. 2 ряд основополагающих в юридическом смысле понятий, исходя из содержания которых формируется правовая ткань этого нормативного акта.

К сожалению, указанный Закон не дает нам общее определение связи, что имело место в ранее действовавшем Федеральном законе «О связи» 1995 г., согласно которому под связью понималась не­отъемлемая часть производственной и социальной инфраструкту­ры РФ, функционирующей на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка в РФ, юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Основными разновидностями связи выступают электросвязь и почтовая связь.

Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного тек­ста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосис­теме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Под почтовой связью понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс техниче­ских и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О связи» федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуще­ствляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории РФ. При этом материально-техническую основу феде­ральной связи составляют единая сеть электросвязи РФ и сеть поч­товой связи РФ.

Федеральная связь в соответствии со ст. 71 Конституции РФ от­несена к ведению РФ, что очерчивает границы правового регулиро­вания отношений, складывающихся в сфере электросвязи и почто­вой связи на федеральном уровне.

Общие сведения о функционировании электросвязи. В основу функционирования электросвязи положен сетевой принцип ее построения. Реализация данного принципа предполагает существова­ние комплекса различных средств связи, обеспечивающих передачу информации любого типа и разветвленных сетей линий связи, со­единяющих между собой любые пункты страны с возможностью выхода на международные сети связи. В качестве такого комплекса выступает единая сеть электросвязи РФ.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О связи» единая сеть электросвязи РФ состоит из расположенных на территории РФ се­тей электросвязи следующих категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

При этом под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи. В свою очередь, сред­ства связи это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, достав­ки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при ока­зании услуг связи или обеспечении функционирования сети связи. Линии связи представляют собой линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории РФ и представляет собой комплекс взаимодействую­щих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распростране­ния программ телевизионного вещания и радиовещания. Указанная сеть включает в себя:

сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации (совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи) и не определяемые географически в пределах территории РФ и ресурса нумерации;

сети связи, определяемые по технологии реализации оказа­ния услуг связи.

Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользовании иностранных государств.

Выделенные сети связи представляют собой сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ог­раниченному кругу пользователей либо группам таких пользовате­лей.

Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств, хотя могут взаимодействовать между со­бой.

Выделенная сеть может быть присоединена к сети связи общего пользования при условии ее соответствия требованиям, предъявляе­мым к последней. При этом выделенная сеть подлежит переводу в категорию сети связи общего пользования, а выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ре­сурса нумерации сети связи общего пользования.

Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осу­ществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, при­своенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном Министерством информационных технологий и связи РФ.

Присоединение одной сети электросвязи к другой и их взаимо­действие осуществляются согласно ст. 18 Федерального закона «О связи» на основании заключенных операторами связи договором о присоединении сетей электросвязи. При этом операторы связи общего пользования на основании договоров о присоединении се­тей обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвя­зи и их взаимодействия, утвержденными Правительством РФ. Тре­бования к содержанию договоров присоединения сформулированы в общем виде в п. 3 ст. 18 и п. 1 ст. 19 Федерального закона «О связи».

Федеральный закон «О связи» 2003 г. содержит важную новеллу, касающуюся требований присоединения сетей электросвязи и их взаимодействию с сетью электросвязи оператора, занимающего су­щественное положение в сети связи общего пользования (оператор, который вместе с аффилироваными лицами обладает в географиче­ски определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществить пропуск не менее чем 25% нагрузки, создаваемой по­током вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи). В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О связи» к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ) в отношении операторов, занимающих существенное поло­жение в сети связи общего пользования. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, обязан устанавливать равные условия присоединения сетей и пропуска тра­фика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения про­изводственной деятельности организаций, управления технологиче­скими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О связи» при нали­чии свободных ресурсов технологической сети связи часть этой се­ти может быть присоединена к сети связи общего пользования для возмездного оказания услуг связи любому пользователю на основа­нии соответствующей лицензии. Такое присоединение влечет перевод части технологической сети в категорию сети связи общего пользования и допускается, если:

часть технологической сети связи, предназначенная для при­соединения к сети связи общего пользования, может быть технически, или программно, или физически отделена собственником от технологической сети связи;

присоединяемая к сети связи общего пользования часть технологической сети связи соответствует требованиям функциониро­вания сети связи общего пользования.

Части технологической сети связи, присоединенной к сети свя­зи общего пользования, выделяется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования в порядке, устанавливае­мом Министерством информационных технологий и связи РФ.

Технологические сети связи могут быть присоединены к техно­логическим сетям связи иностранных организаций только для обес­печения единого технологического цикла.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государ­ства и обеспечения правопорядка. Указанные сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определен-] ном законодательством РФ, в частности Законом РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» и Указом Президента РФ от 8 июля 2003 г. № 759 «Об утверждении Положения о президентской связи».

Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвя­зи РФ для обеспечения функционирования сети связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительст­вом РФ.

Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи РФ в порядке, установленном Министерством по ин­формационным технологиям и связи РФ.

Услуги связи представляют собой деятельность по приему, обра­ботке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Согласно ст. 44 Федерального закона «О связи» на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об ока­зании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским за­конодательством и правилами оказания услуг связи.

В настоящее время действуют следующие правила по отдельным вилам электросвязи:

Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междуго­родной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310;

Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные по­становлением Правительства РФ.от 25 мая 2005 г. № 328;

Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222;

Правила оказания услуг связи проводного вещания, утвер­жденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г № 353;

Правила оказания универсальных услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241.

Указанными правилами регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, поря­док предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В случае нарушения пользователем услугами связи требований действующего законодательства о связи, правил оказания услуг свя­зи или договора об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, определенных условиями до­говора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приос­тановить оказание услуг связи до устранения нарушения.

Общие сведения о функционировании почтовой связи. Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными и иными организациями почтовой связи и предназначается для предоставления услуг почтовой связи гражданам, органам государст­венной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправле­ния, юридическим лицам. В России существует несколько видов почтовой связи. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О почтовой связи» в Российской Федерации действуют:

почтовая связь общего пользования, осуществляемая госу­дарственными и иными организациями почтовой связи;

специальная связь федерального органа исполнительной вла­сти в области связи;

федеральная фельдъегерская связь;

фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполни­тельной власти в области обороны.

Основу почтовой связи составляют сети и средства почтовой связи.

Сети почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов, операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Под объектами почтовой связи понимаются обособленные под­разделения организаций почтовой связи, в том числе почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения). Организа­циями почтовой связи могут быть юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие в качестве основного вида деятельности предоставле­ние услуг почтовой связи.

Под почтовыми маршрутами понимаются пути следования поч­тового транспорта между объектами почтовой связи. Маршрут почтовой связи, как правило, совпадают с маршрутами и линиями автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. При этом организациям почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления по названным маршрутам в сопровождении работников организаций почтовой связи или передавать указанные отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций. Транспорт­ная организация не вправе отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородным и международным маршрутам следования ее транспортных средств, если предлагаемые условия договора не влекут убытки транспорт­ных организаций.

К средствам почтовой связи относятся здания, сооружения, не­жилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи. В числе оборудования почтовой связи выделяются именные вещи, почтовые ящики, абонентские почтовые шкафы и почтовые шкафы опорных пунктов.

Именная вещь представляет собой устройство (штамп) для нане­сения на документы и почтовые отправления оттисков с обозначе­нием наименования объекта почтовой связи, дат приема и доставки почтового отправления.

Почтовый ящик — специальный запирающийся ящик, предна­значенный для сбора простых писем и почтовых карточек.

Абонентский почтовый шкаф— это специальный шкаф с запи­рающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Абонентские почтовые шкафы устанавлива­ются на первых этажах многоэтажных домов строительными орга­низациями. Расходы на их приобретение и установку включаются в смету строительства этих домов. Поддержание почтовых шкафов в исправном состоянии осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями, владельцами (балансодержателями) или собст­венниками домов.

Почтовым шкафом опорного пункта считается специальный шкаф, предназначенный для временного хранения почтовых отправ­лений на доставочном участке или для получения адресатами поч­товых отправлений.

Доставка почтовых отправлений помимо использования транс­портных средств общего назначения, может осуществляться специа­лизированным транспортом, который должен иметь отличительные знаки- белую диагональную полосу и надпись «Почта».

Транспортные средства организаций федеральной службы почто­вой связи имеют право на беспрепятственный проезд по всем ули­цам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также заправляются горючим вне очереди наряду с автомобилями опера­тивных и специальных служб. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, в соответствии с договором организует курсирование почтово-багажных поездов, включает почтовые вагоны в составы скорых и пассажирских поез­дов и обеспечивает прием поездов с почтовыми вагонами на плат­формы, которые удобны для погрузочно-разгрузочных работ.

Операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на ока­зание услуг почтовой связи. Указанные липа осуществляют деятель­ность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи». Ли­цензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование. операций, составляющий единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.

Операторы почтовой связи должны иметь необходимое технологическое оборудование и средства механизации, автоматизации и информатизации, доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой ' связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.

Услуги пантовой связи представляют собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почто­вых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов. денежных средств.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя пере слать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почто вый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Согласно абз. 2 ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи» операторы почтовой связи обя­заны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы часто ты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности операторов и пользователей регламентированы Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221'.

Общие сведения о функционировании федеральной фельдъегерской связи. Федеральная фельдъегерская связь является разновидностью почтовой связи в Российской Федерации и входит в систему обеспечения безопасности страны. Указанное обстоятельство предопре­деляет специфику функционирования фельдъегерской связи, ее за­дачи и принципы функционирования. Правовую основу функцио­нирования фельдъегерской связи составляет Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи». Согласно ст. 1 названного Закона, федеральная фельдъегерская связь в РФ обеспечивается фе­деральным органом исполнительной власти в области фельдъегер­ской связи, который является составной частью сил и средств обес­печения безопасности РФ и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, а также в целях зашиты го­сударственных интересов РФ.

Федеральная фельдъегерская связь строится на основе принци­пов законности, гарантированной сохранности и оперативности при доставке корреспонденции, организационного единства системы ор­ганов, охраны государственной тайны и иных, охраняемых законо­дательством РФ, тайн, единоначалия и персональной ответственно­сти, подконтрольности и поднадзорности.

Федеральная фельдъегерская связь выполняет ряд задач, основ­ными из которых являются:

1. Доставка в административные центры субъектов РФ и обрат­но, столицы государств-участников. Соглашения о Межправительст­венной фельдъегерской связи отправлений особой важности, совер­шенно секретных, секретных и иных служебных отправлений:

Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;

органов законодательной (представительной), исполнитель­ной и судебной власти субъектов РФ и, в отдельных случаях, пре­дусмотренных решениями Правительства РФ, органов местного са­моуправления;

членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъек­тов РФ;

органов военного управления, в том числе министра оборо­ны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главных штабов видов Вооруженных Сил РФ, штабов родов войск, военных окру­гов, флотов, пограничных округов, округов внутренних войск Ми­нистерства внутренних дел РФ; территориальных органов федераль­ной службы безопасности;

администраций промышленных и военных объектов, имею­щих особо важное государственное значение — по решениям Пра­вительства РФ.

2. Доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий — по решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Доставка корреспонденции глав государств и глав прави­тельств, органов государственной власти государств — участников Соглашения и Межправительственной фельдъегерской связи.

Доставка корреспонденции рабочих органон Содружества Не­зависимых Государств, расположенных на территории РФ.

Федеральная фельдъегерская связь решает поставленные перед ней задачи во взаимодействии с организациями, подведомственны­ми федеральным органам исполнительной власти. Указанные орга­ны, перечень которых устанавливается Правительством РФ, и их территориальные органы обязаны оказывать федеральной фельдъ­егерской связи в пределах своих полномочий содействие в органи­зации оперативной доставки корреспонденции и обеспечения усло­вий ее гарантированной сохранности, а также помощь сотрудникам фельдъегерской связи при исполнении ими своих обязанностей по перевозке корреспонденции.

Порядок оказания содействия определяется совместными реше­ниями Государственной фельдъегерской службы РФ и соответствую­щих федеральных органов исполнительной власти.

Для выполнения возложенных на федеральную фельдъегерскую связь задач, ее органам предоставляется достаточно широкий круг прав, закрепленных в ст. 6 Федерального закона «О федеральной фельдъегерской связи». Так, названные органы вправе устанавливать порядок приема и доставки корреспонденции, а также тарифы на услуги федеральной фельдъегерской связи, перевозить по установ­ленным на транспорте тарифам корреспонденцию и сопровождаю­щих ее сотрудников по действующим маршрутам железнодорожно­го, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта, использовать на договорной основе изолированные помещения тер­риториальных органов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта в аэропортах, на железнодорожных, морских и речных вокзалах для временного размещения корреспонденции и сопровождающих ее работников, использовать средства связи, принадлежащие организациям РФ, для обеспечения доставки и со­хранности корреспонденции при чрезвычайных ситуациях, разре­шать начальствующему составу (лицам, состоящим в кадрах органов внутренних дел РФ.— О.Г.) фельдъегерской связи при выполнении служебных обязанностей применять физическую силу, а также хра­нить, носить и применять специальные средства, боевое ручное стрелковое и холодное оружие в случаях и порядке, предусмотрен­ных ст. II.I, 11.2, 11.3, 11.4 Федерального закона «О федеральной фельдъегерской связи».

На органы федеральной фельдъегерской связи возложен ряд обязанностей, соответствующих поставленным перед ними задача­ми. Указанные органы обязаны, в частности, организовывать и обеспечивать доставку корреспонденции надлежащим лицам и ор­ганам, устанавливать и совершенствовать сеть постоянно действую­щих, а при необходимости и специальных фельдъегерских маршру­тов, обеспечивающих оперативную доставку корреспонденции, осуществлять мероприятия по охране доставляемой корреспонденции, вплоть до ее уничтожения, когда отсутствует возможность обеспе­чить ее сохранность, обеспечивать в своей деятельности сохран­ность государственной тайны и иных охраняемых законом сведений, обеспечивать мобилизационную готовность органов фельдъ­егерской связи для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

Федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает федеральную фельдъегерскую связь в РФ, является Государственная фельдъегерская служба РФ. положение о которой утвер­ждено Указом Президента РФ «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»1.

Общие сведения о функционировании президентской и правительственной связи. Под президентской связью понимается специальная электрическая связь, предназначенная для обеспечения осуществле­ния Президентом РФ своих конституционных полномочий. Предна­значение президентской связи, виды этой связи и порядок ее пре­доставления определяются Положением о президентской связи, ут­вержденным Указом Президента РФ от 8 июля 2003 г. № 7592.

Согласно указанному Положению организация, функциониро­вание, развитие и совершенствование президентской связи, обеспечение ее надежности, информационной безопасности и оперативности предоставления абонентам президентской связи (лицам занимающим государственные должности РФ, государственные должности федеральной, государственной службы и воинские должности) осуществляется Федеральной службой охраны РФ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в области связи, органами связи иных федеральных органов ис­полнительной власти и операторами связи в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти в области связи, органы связи иных федеральных органов исполнительной власти операторы связи, независимо от формы собственности должны обеспечивать первоочередное предоставление услуг связи для обеспечения нужд президентской связи и принимать неотложные меры по замене или восстановлению каналов связи в случае их повреждения.

Существуют, следующие виды президентской связи: — шифрованная, конфиденциальная и открытая телефонная связь, в том числе прямая международная шифрованная и открытая телефонная связь с главами государств и главами правительств за­рубежных государств, установивших на основе межправительствен­ных соглашений такую связь с РФ;

— шифрованная документальная связь, в том числе прямая международная шифрованная документальная связь с резиденциями глав государств и глав правительств зарубежных государств, устано­вивших на основе межправительственных соглашений такую связь с РФ.

Согласно п. 7 Положения о президентской связи Президент РФ обеспечивается президентской связью в приоритетном порядке во всех местах его постоянного и временного пребывания, в том числе во время поездок по стране и за рубеж.

Председатель Правительства РФ обеспечивается президентской связью во всех местах его постоянного и временного пребывания, в том числе во время поездок по стране, а во время поездок за ру­беж — при наличии технической возможности.

Заместитель председателя правительства РФ — министр оборо­ны РФ, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ обес­печиваются президентской телефонной связью во время поездок по стране и за рубеж при наличии технической возможности.

Перечень государственных должностей РФ, должностей государ­ственной службы РФ, замещаемых лицами, которые обеспечивают­ся президентской связью, утверждается указом Президента РФ. При этом лицо, назначенное в установленном порядке исполняющим обязанности по должности, указанной в перечне, обеспечивается президентской связью в соответствии с этой должностью, а лица замещающие должности, не указанные в перечне, обеспечиваются президентской связью на основании соответствующих распоряже­ний Президента РФ.

Правительственная связь является специальной разновидностью связи в Российской Федерации и, так же как федеральная фельдъ­егерская связь, входит в систему обеспечения безопасности страны. Основное назначение правительственной связи состоит в обеспече­нии высших органов государственной власти РФ, органов государ­ственной власти субъектов РФ, Совета Безопасности РФ, отдельных организаций специальными видами связи и информации. В системе правительственной связи организована деятельность по обеспече­нию криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи как на территории России, так и за рубежом. Правовую основу функционирования правительственной связи ра­нее составлял Закон РФ «О федеральных органах правительствен­ной связи и информации». Правительственная связь обеспечива­лась федеральными органами правительственной связи и информа­ции, образующими единую систему, в состав которой входило в том числе Федеральное агентство правительственной связи и информа­ции при Президенте РФ (ФАПСИ).

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «О мерах по совершению государственного управления в области безопасности Российской Федерации»1 Феде­ральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено и при Федеральной службе охраны РФ создана Служба специальной связи и информации.

Функции ФАПСИ переданы Федеральной службе безопасно­сти РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной свя­зи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 Вопросы федеральной службы охраны Российской Федерации управления Службы специальной связи и информации при ФСО РФ в федеральных округах преобразованы в управления спе­циальной связи и информации ФСО РФ в федеральных округах, центры правительственной связи Службы специальной связи и ин­формации при ФСО РФ преобразованы в центры специальной свя­зи и информации ФСО РФ, а подразделения связи специального назначения службы специальной связи и информации при ФСО — в подразделения связи специального назначения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №5. Государственный контроль в сфере рекламной деятельности | Вопрос №2. Государственное регулирование деятельности в области связи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.