Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный

Республиканский;

Межрегиональный;

Рынок посредников.

Рынок госучреждений;

Рынок продавцов;

Рынок средств производства;

Рынок информации;

Валютный рынок;

Финансовый рынок;

Рынок рабочей силы;

СТРУКТУРА РЫНКА

Количество

денег = (СЦ–СЦК+ПК–ВП)/О.

 

СЦ – сумма цен товаров и услуг; СЦК – сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит; ПК – платежи по кредитам; ВП – взаимопогашающиеся платежи; О – количество оборотов денежного знака за определенный период.

В количественной теории денег используется уравнение Фишера:

M*V = P*Q.

М – обращаемая денежная масса; V - скорость обращения денежной единицы; P –средний уровень цен; Q –количество товаров и услуг.

 

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:

- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:

1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

7. рынок патентов и лицензий.

- по субъектам различают:

1. рынок покупателей;

- по географическому (территориальному) положению различают:

1. местный (локальный);

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). И здесь важное значение имеет количество производителей и потребителей, участвующих в процессе обмена. Ключевым понятием, выражающим структурную организацию рынка, как было отмечено выше, является понятие конкуренции.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы поставщиков и производителей товара за наилучшие условия производства и сбыта на рынке.

В зависимости от соотношения количества производителей и потребителей различают следующие типы рынков:

1. Рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), простейший и исходный тип рынка, характерные черты которого следующие:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов (рыночная власть «распылена»);

– предлагаемая ими продукция является однородной (гомогенной);

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его (низкие барьеры входа/выхода);

– доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, поэтому фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

2. Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные черты монополистической конкуренции:

– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса;

– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономическую прибыль до нуля;

– отсутствует взаимная зависимость фирм, сговор невозможен;

– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).

3. Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны три признака:

– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что она не является монополизированной;

– кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

– в отрасли функционирует как минимум одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в ней наблюдается монополистическая конкуренция.

4. Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию. Монополия выступает в следующих формах:

– закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;

– открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);

– естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем..

Концентрация государственных усилий по регулированию рынка сводится прежде всего в область преодоления монопольных тенденций.

Акцентируем внимание на мерах государственного воздействия с целью предотвращения монополизации рынка.

Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:

– запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

– упразднение существующих монополистических объединений;

– разделение монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное на:

– преследование государством продавцов, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

– преследование продавцов, осуществляющих фальсификацию товара;

– запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:

– использование разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

– поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

– расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Следует отметить, что в некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти), – это так называемая естественная монополия. Демонополизация в таких отраслях может привести к резкому увеличению затрат, повышению цен на продукцию, снижению общей эффективности производства. В этом случае проведение демонополизации считается неэффективным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товар и деньги как центральные категории рынка | Инфраструктура рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.