Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, предложение. Рыночная цена





Рыночный механизм предполагает анализ спроса и предложения, который используется для объединения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей.

Спрос (от англ. demand, D) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести в течение некоторого промежутка времени.

Величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены.

Цена спроса – максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

 

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество (от англ. quantity), P – цена (от англ. price), то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.

Закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, то есть существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса (рис. 4.1).

Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это объем покупок, который потребитель готов совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Таким образом:

– изменение спроса – это сдвиг всей кривой спроса, то есть изменение величины спроса при всех возможных значениях цены экономического блага;

– изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

Главные детерминанты (факторы) спроса, воздействующие на выбор покупателя:

- цена данного товара;

- цена заменяющего товара (субститута) и цена дополняющего товара (комплемента);

- доход потребителя;

- налоги;

- субсидии;

- ожидания потребителей;

- вкусы потребителей;

- доход потребителя;

- количество потребителей.

Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.

Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество товара или услуг.

Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:



- величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;

Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения (рис. 4.2).

Различают понятия «предложение» и «величина предложения».

Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения.

Величина предложения – это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены (одна точка на графике кривой предложения). Таким образом:

– изменение предложения это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;

– изменение величины предложения – это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.

Неценовые факторы предложения (детерминанты, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения):

- цены ресурсов;

- технология;

- налоги;

- субсидии;

- количество производителей;

- ожидания производителей.

После раздельного определения спроса и предложения представляется возможным перейти к общему анализу поведения обеих рыночных сторон: продавца и покупателя. Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения (рис. 4.3).

PE – цена равновесия; QE , QD, QS – объемы равновесия, предложения и спроса соответственно; I – избыток предложения (профицит); II – избыток спроса (дефицит).

Таким образом, равновесие необходимо определять как комбинацию «количество - цена», при которой нет превышения объема спроса над объемом предложения, и наоборот.

Алгебраически состояние равновесия (РЕ, QE) можно определить следующим образом:

QD = a –bP, QS = c + dP,

где a, b, c, d – константы. Следовательно, a – bP = с + dP.

Однако это состояние рынка недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменяются, нарушается и состояние равновесия. Состояние равновесия неустойчиво, однако механизм взаимодействия спроса и предложения при нарушении равновесия возвращает систему в равновесное состояние.

Действительно, если цена будет выше равновесной (P2> РЕ), то излишек товара невозможно будет продать, и продавцы, желая сбыть продукцию, будут вынуждены снижать цену, пока она не сравняется с равновесной ценой РЕ.

Аналогично если цена будет назначена ниже равновесной (P1< РЕ), то товар будет мгновенно распродан, но спрос останется неудовлетворенным. В результате цена на данный товар будет расти до равновесного уровня РЕ.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.