Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая природа предприятия (фирмы)

Задачи

Структурно-логические схемы

Дайджест

Эссе

1. Теория эластичности спроса и предложения в реальной экономике

2. Социальный портрет современного российского потребителя

Рефераты/доклады

1. Спрос и предложение в условиях российской экономики

2. Современные модели рыночного равновесия

3. Проблема оптимальности и общее экономическое равновесие.

1. Сущность и функции рыночной цены в современной экономике

2. Теория предельной полезности и ее взаимосвязь с рыночной ценой

1. Виды эластичности

1. Спрос и предложение выражены функциями: Qd = 50-P, Qs= -10+2P. Государство установило минимальный уровень цены («пол цены») на уровне 30 денежных единиц. Сколько товаров будет продано на рынке?

2. Спрос и предложение на товар заданы уравнениями: Qd = 40 - 5Р и Qs = -9 + 2Р, где цена (Р) задана в рублях, а величины спроса и предложения — в тысячах тонн.

а) Определить равновесную цену, равновесное количество и суммарную выручку всех продавцов.

б) Принесет ли дополнительный суммарный доход всем произ­водителям, вместе взятым, уменьшение цены на 3%, или их совокупная выручка уменьшится? На сколько?

в) Вычислить эластичность предложения и спроса по цене в точке равновесия.

3. При цене 26 р/шт величина спроса на пирожные в магазине составляет 180 шт. в день. При увеличении цены до 30 р/шт дуговая эластичность спроса равна 2. На сколько уменьшится при таком изменении цены величина спроса на пирожные?

 

Лекция 5. ПРЕДПРИЯТИЕ(ФИРМА) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Предприятие – хозяйствующая единица, осуществляющая непосредственное производство. Между тем не всякая хозяйствующая единица является предприятием. Предприятие – это историческая категория, результат общеисторического процесса обобществления производства.

Основой качественной определенности предприятия выступает особый тип кооперации, основанный на разделении труда в процессе производства. Кооперация как системообразующий фактор оформляет предприятие в виде известного технологического и организационного единства. Она очерчивает рамки обособления движения экономических ресурсов, фиксирует предприятие в качестве субъекта хозяйствования.

Трактовка категории «предприятие», согласно марксистскому подходу, следующая. Предприятие – это экономически обособленный субъект хозяйствования, выступающий звеном общественного производства в виде комплекса производительных сил, представляющего основанную на внутреннем разделении труда кооперацию. Важными его характеристиками как субъекта хозяйствования являются экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность.

С позиции институционально-социологического направления экономической теории под предприятием понимается совокупность людей, объединенных для достижения определенной цели и одновременно с этим имеющих индивидуальную функцию полезности.

Экономическая обособленность – это отношение товарного производства, посредством которого субъекты хозяйствования реализуют себя в качестве товаропроизводителей в форме индивидуального воспроизводства. Собственность здесь не играет какой-то особой роли. Суть экономического обособления – осуществление индивидуального воспроизводства за счет полученных результатов.

Хозяйственная самостоятельность – совокупность прав и ответственности предприятия. Поэтому если экономическая обособленность – категория производственных отношений, то хозяйственная самостоятельность – категория отношений хозяйствования, т. е. хозяйственного механизма. Она больше подвержена влиянию изменений в экономической политике и регулируется в зависимости от реальных задач. Само по себе расширение хозяйственной самостоятельности предприятия не означает подрыва природы его экономического обособления.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что предприятие – это:

1) хозяйственная единица;

2) звено общественного разделения труда;

3) основное звено экономики.

В этой связи выделяют технико- и социально-экономическую стороны предприятия. Первая характеризует его как определенную организационную форму, которая представляет предприятие в виде:

1) комплекса производительных сил;

2) кооперации на основе внутреннего разделения труда;

3) первичного звена реального обобществления производства;

4) формы организации труда.

С социально-экономической стороны предприятие выступает как субъект хозяйствования:

1) экономически обособленная хозяйственная единица;

2) субъект отношений собственности;

3) юридическое лицо (хозяйственная самостоятельность);

4) субъект экономических интересов.

Кроме того, предприятие следует рассматривать и в качестве объекта управления (со стороны как организации производства, так и контроля собственности).

 

2. Предприятие и рынок (основные положения «теории фирмы»)

Предприятие и рынок – взаимосвязанные явления: с одной стороны, рыночная среда весьма активно влияет на хозяйственное поведение предприятий, а с другой – предприятие оказывает воздействие на рынок. Хозяйственное поведение предприятия формируется под воздействием как внешних (структурные изменения в экономике, инфляция, конкуренция, государственное воздействие на экономику), так и внутренних факторов (размер, структурная организация, распределение прав собственности и контроля). Этот вопрос довольно глубоко и предметно исследован зарубежными экономистами в рамках «теории фирмы».

Традиционная «неоклассическая» теория фирмы рассматривает ее, как комбинацию производственных факторов, обеспечивающих выпуск продукции, позволяющий получать максимальную прибыль. В современных теориях фирмы внимание концентрируется на проблеме разделения собственности и контроля (управленческая теория фирмы), обусловливающего изменение мотивации поведения фирм: максимизации продаж, роста прибыли или общественной полезности. Более сложный вариант теории фирмы – исследование ее как специфического механизма оптимизации внутренних ресурсов (бихевиористская теория фирмы).

Однако все указанные теории содержат ряд общих положений.

1. Целью хозяйственной деятельности предприятия (фирмы), несомненно, является получение прибыли. В условиях конкуренции именно прибыль дает предприятию возможность укрепить хозяйственное положение. В противном случае оно будет вытеснено с рынка.

2. Поставленная цель может быть достигнута только при определенной комбинации факторов производства (производственная функция). Если абстрагироваться от общеэкономических (наличие финансовых средств) и технико-экономических факторов (возможности технологической комбинации), то задача сводится к выбору такого соединения производственных факторов, которое дает возможность при заданном объеме продукции иметь минимальные издержки, при заданных ресурсах вырабатывать максимальный объем продукции. При этом замещение фактора (принцип замещения) должно осуществляться таким образом, чтобы предельная производительность фактора (показатели отношения прироста продукта к приросту факторов производства) были пропорциональны их ценам (первым применяется наиболее производительный фактор).

3. За короткий период при стабильных размерах предприятия и рынка фирма наращивает производство продукции до такого объема, при котором предельные издержки уравниваются с ценой. В этой ситуации предприятие оказывается в положении равновесия (у него отсутствуют стимулы для увеличения производства). Но оно может быть нарушено повышением цен на производимую продукцию. Поэтому предприятия всегда заинтересованы в росте цен, конечно, с учетом состояния рынка (спрос – предложение). Точка производства, в которой предельные издержки будут равны предельному доходу (приращение дохода, полученное за счет бесконечно малого увеличения произведенной и реализованной продукции), дает предприятию максимальную прибыль.

4. Пределы производства, существующие в коротком периоде, могут быть преодолены в длительном периоде путем расширения масштабов производства. Источниками увеличения валового выпуска могут выступать увеличение мощностей, более производительное оборудование, строительство дополнительного завода и т. д.

В длительном периоде предприятие имеет возможность использовать экономию издержек от увеличения масштабов производства («эффект масштаба»). В конечном счете выбор фирмой модели своего хозяйственного поведения – конкурентной или монополистической – зависит от того, насколько существенны «эффект масштаба» и его реализация.

5. Если фирма не располагает возможностями для максимизации каких-либо параметров, повышение эффективности ее функционирования возможно за счет улучшения внутрифирменного управления деятельностью функциональных звеньев и поиска новых форм взаимодействия с рынком. Но цель та же – снизить издержки. При этом значительную роль может играть сокращение трансакционных издержек.

Результатом взаимодействия предприятия и рынка является изменение их обоих. Рынок, воздействуя посредством механизма конкуренции, заставляет предприятие приспосабливаться и, следовательно, эволюционировать (меняются его размер, организация, управление, форма собственности). В свою очередь, видоизменяясь, предприятия меняют среду, в которой действуют, – рынок становится насыщенным, хаотичные связи уступают место контрактам, диспропорциональность сменяется сбалансированностью, а конкуренция дополняется регулированием. Современное предприятие (фирма) может быть представлено в виде находящейся под контролем общества высокоорганизованной структуры, для которой характерно разделение прав собственности и контроля (собственники и управляющие) и плановое ведение хозяйственной деятельности.

В современных условиях, характеризующихся необходимостью перехода российской экономики к инновационно-инвестиционной модели развития, происходит переосмысление роли предприятия в обществе, осознание его институциональной роли как движущей силы экономического развития. Предприятие как основная составляющая национальной экономической системы становится модулятором научно-технического прогресса на основе Концепции устойчивого развития; источником рационального потребления природно-ресурсного потенциала, повышения уровня и качества жизни населения, развития мировых интеграционных процессов; базовым фактором обеспечения экономической безопасности страны.

Применительно к современным российским условиям на предприятии должна формироваться «философия эффективного собственника», которая характеризуется наличием руководства, заинтересованного в социально-экономическом развитии предприятия и общества в целом, обеспечении экологической безопасности страны и интеграции конкурентоспособного предприятия в мировую экономику.

По мере изменения характера взаимоотношений между участниками хозяйственной деятельности в направлении «эффективного собственника» диверсифицируется понятие эффективности, появляется необходимость исследования, наряду с производственной и экономической эффективностью, его институциональной эффективности.

Институциональная эффективность предприятия – это степень реализации институциональной роли предприятия в качестве движущей силы развития общества, необходимая для анализа социально-экономического потенциала хозяйствующих единиц.

Для оценки институциональной эффективности предприятия можно использовать следующую систему индикаторов:

а) способность предприятия к инновационному развитию;

б) инновационную активность на предприятии;

в) качество мотивационной системы;

г) экологичность продукции предприятия.

На современном этапе развития российской экономической системы существует целый ряд факторов, негативно влияющих на эффективность предприятия в экономике, вне зависимости от его отраслевой принадлежности и расположения.

1) Дисбаланс между интенсивностью производственных и воспроизводственных процессов на предприятии.

2) Отсутствие баланса между объемами производимой продукции и размерами производственных ресурсов. На предприятиях заморожены значительные объемы оборудования, не используются с достаточной полнотой производственные мощности, значительная часть основных фондов изношена.

3) Низкий уровень производительности труда в совокупности с заниженной стоимостью рабочей силы. Особую озабоченность здесь вызывает положение в обрабатывающей промышленности, где величина производительности труда не выше, а ниже средней по народному хозяйству.

4) Неэффективная природоемкая структура производства.

5) Недостаточная координация деятельности предприятий.

Для повышения эффективности функционирования российского предприятия необходимо: а) создание благоприятного экономического климата как необходимого условия повышения производственно-экономической эффективности предприятия; б) формирование институциональных предпосылок для реализации социальной ответственности бизнеса.

Согласно Программе социально-экономического и политического развития России до 2020 г., российская экономика должна быть движима инновациями, а основу перехода должны составить именно предприятия. Именно трансформация институциональной роли государства является одним из ключевых инструментов достижения намеченной цели.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельная работа | Практика маркетинга. Бизнес-план
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.