Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство и прибыль




Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, только на рубеже XIX и XX веков экономисты признали решающее значение этого фактора производства для экономического прогресса. Альфред Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, капиталу и земле — четвертый - организацию, а Йозеф Шумпетер в книге "Теория экономического развития" дал этому фактору современное его название - предпринимательство.

Предпринимательство - это инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.

В современной литературе принято выделять три функции предпринимателя.

Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).

Вторая функция - организаторская. Ее сущность: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.

Третья функция - творческая, связанная с организационно-хозяй­ственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развитая неценовой конкуренции.

Чтобы успешно выполнять эти функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых инициативность, способность к самостоятельному мыш­лению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение орга­низовать и повести за собой коллектив.

Вознаграждением услуг предпринимателя является прибыль. В связи с этим появляются закономерные вопросы: в какой сфере она создается, кем производится, за счет чего возникает. Разные школы на эти вопросы отвечают по-разному.

Меркантилисты считали, что прибыль создается в обращении и ее источником выступает внешняя торговля.

А.Смит и Д.Рикардо оценивали прибыль как вычет из продукта труда рабочего.

К.Маркс рассматривал прибыль как вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, порожденной только наемным трудом.

Определение этой категории современными экономистами представляет собой компромиссное соединение различных вариантов, главными из которых являются следующие:

1. Прибыль – это доход от всех факторов производства, т.е. рента, процент и заработная плата.

2. Прибыль – это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований.

3. Прибыль – это плата за риск и неопределенность.

С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства.

В зависимости от того, что включается в состав издержек, экономисты различают нормальную, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Нормальнаяприбыль - минимальная плата, необходимая для того, чтобы заинтересовать предпринимателя или, как иногда говорят, удержать предпринимательский талант данного конкретного лица в рамках данного предприятия.Онаявляется элементом внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами и внешними издержками, т.е. плата за ресурсы поставщиков.

Экономическая прибыль – это разница между валовыми доходами и экономическими издержками, которые включают в себя внешние, внутренние издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину внутренних издержек.

В условиях несовершенной конкуренции, если фирма обладает монопольным положением на рынке (газовым, нефтяном, железнодорожном и т.п.), она получает монопольную прибыль, которая может возникать также при благоприятных, естественных условиях (на землях с редкими полезными ископаемыми, благоприятным климатом и т.п.).

Таким образом, предпринимательский доход (экономическая прибыль) состоит из двух частей:

1) нормальной прибыли предпринимателя, входящей в состав внутренних (альтернативных) издержек, которая представляет собой минимальный доход, необходимый для продолжения функционирования фирмы в выбранной сфере деятельности;

2) чистого дохода предпринимателя - части прибыли, оставшейся в распоряжении предпринимателя после выплаты процентов за ссуду.

Важным показателем, характеризующим экономические результаты деятельности фирмы, является норма прибыли - доля прибыли в выручке от реализации или доля прибыли в цене изделия.

Процесс максимизации прибыли предполагает решение сле­дующей проблемы: каким образом отдельная фирма выбирает тот уровень выпуска продукции, который обеспечивает ей по­лучение максимальной прибыли при наличии ограничений, накладываемых на поведение фирмы кривыми спроса и издер­жек. Поскольку прибыль есть разность между выручкой и об­щими издержками производства, то по мере увеличения выпус­ка прибыль растет до тех пор, пока приращение выручки от продажи дополнительной единицы продукции превышает приращение общих затрат, связанное с производством этой единицы. То есть прибыль увеличивается, если МR> МС, и уменьшается, если МR< МС. Следовательно, прибыль фирмы достигает максимума, когда предельная выручка равна пре­дельным издержкам, т.е. при объеме выпуска, равном Q*.

Аналитически условие максимизации прибыли для фир­мы в коротком периоде будет иметь вид: Pr(Q)=TR(Q)-TC(Q)PrQ’=0,

PrQ’=TRQ’-TCQ’=MR(Q)-MC(Q)=0 Max Pr: MR(Q)=MC(Q).

В условиях совершенной конкуренции, когда предприятие не может воздействовать на цену, оно максимизирует прибыль при условии:

Р = MR(Q)=MC(Q).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.