КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели развития науки
Тема 2. История науки Общий ход развития науки, в том числе и естествознания, включает три основные ступени познания природы и мира в целом: · Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия); · Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начала Нового времени); · Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).
В настоящее время выделяются три основные модели развития науки: 1. Эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс; Смысл исторически более ранней, кумулятивной, модели может быть выражен следующими положениями: каждый последующий шаг в науке может быть сделан, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание совершеннее старого, оно полнее, точнее, адекватнее отражает действительность; предшествующее развитие науки — предыстория, подготовка ее современного состояния; в прошлом знании значимы только те элементы, которые соответствуют современным научным теориям; все, что было отвергнуто современной наукой, считается ошибочным, относится к заблуждениям. 2. Революционная — развитие науки через научные революции. Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в конце XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Т. Кун пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, соответствующей эпохи. Он ввел понятие «парадигмы» как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию, т. е. научная революция – это смена парадигмы. Признанная научным сообществом парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной научности их занятий. Решающая заслуга Т. Куна в том, что он определил развитие науки как нелинейный процесс. Оно не похоже на направленную стрелу, это, скорее кактус, прирост которого может происходить в любой точке поверхности. И где возникнет точка роста новой парадигмы – неизвестно. Другая модель развития науки была предложена И. Лакатосом. Его концепция называется методология научно-исследовательских программ. Она, по своим контурам, сходна с предыдущей, но, если Т. Кун считает, что выбор новой парадигмы происходит часто интуитивно или всегда существует несколько возможных вариантов, то Лакатос считает, что выбор одной из множеств конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких критериев. Главным источником развития науки, по его мнению, выступает концепция исследовательских программ, каждая из которых имеет внутреннюю теорию развития. 3. Кейс стадис (Case studies) — ситуационные исследования. Кейс стадис – это относительно новое направление в развитии науки, разрабатываемое с 70-х годов XX столетия. Используется большей частью в гуманитарных науках. Применительно к истории – это изучение наиболее значимых событий несколько изолированно, а не как этап, ведущий к современному состоянию. Кейс стадис допускает одновременное существование разных теорий и даже парадигм. Характерным для ситуационных исследований является включение науки в контекст культуры, что и заставляет перестраивать типичные для исторической реконструкции понятия. При этом, ситуационные исследования можно подразделить на два рода: 1) предметом исследования берутся некоторые мутационные точки, в которых меняется тип культуры, тип мышления (диалоги Галилея, первые работы Эйнштейна и др.); 2) более рядовое событие в истории науки, которое не выводит за рамки научного мышления данной культуры, но сосредотачивает в себе, фокусирует его основные особенности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |