КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выборочный метод аудиторской проверки
Типы и содержание рабочей документации Цель подготовки рабочих документов Типы и содержание рабочих документов Цель подготовки рабочих документов
Документирование аудита является одним из важнейших условий его квалифицированного проведения. Для аудитора, составляющего отчет о результатах проведенного аудита, рабочие документы являются такими же первичными документами, как и первичные бухгалтерские документы для бухгалтера, составляющего финансовую отчетность компании. Наличие рабочей документации позволяет анализировать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы. На основе рабочей документации аудиторская фирма может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита. Рабочие документы должны обеспечить документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом (глубоко и качественно), раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Согласно МСА 230 «Документация» «аудитор должен документально оформлять сведения, имеющие важное значение при предоставлении доказательств, подтверждающих аудиторское заключение, а также доказательств того, что аудит был проведен в соответствии с МСА». Объем рабочих документов является вопросом профессионального суждения, и нет необходимости и смысла записывать каждый шаг в работе аудитора. От аудитора требуется запись тех вопросов, которые важны для подтверждения отчета. Рабочие бумаги являются собственностью аудитора и они не должны быть доступны третьим лицам без разрешения клиента и выписки из документов могут быть доступны клиенту только с разрешения аудитора. Согласно п.13 МСА 230 «аудитор должен принять соответствующие процедуры для соблюдения конфиденциальности и обеспечения сохранности рабочих документов и их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного для удовлетворения потребностей практики, а также в соответствии с правовыми и профессиональными требованиями, предъявляемыми к хранению записей». Объем рабочих документов является вопросом профессионального суждения, и нет необходимости и смысла записывать каждый шаг в работе аудитора. Соответствующие меры должны быть приняты для сохранения конфиденциальности и надежной защиты рабочих документов и для сохранности на достаточно необходимый период времени. Ряд преимуществ дает стандартизация рабочих документов: · Повышает эффективность подготовки рабочих документов; · Облегчает делегирование и обзор работы; · Позволяет поддерживать контроль качества подготовленных документов; · Удобно для систематизации имеющейся информации. Кроме того, при подготовке рабочих документов необходимо соблюдать некоторые требования, как: · Должная тщательность и аккуратность при подготовке документов; · Использование долговечных чернил (хотя научно доказано, что труднее удалить все следы от карандаша). · Описание символов, используемых аудитором и др. Рабочие документы могут включать: программы проведения аудиторской проверки, пробные балансы, графики, результаты анализа, меморандумы, подтверждения, выдержки из документов фирмы-клиента, изложения процедуры последовательности выполнения операций, анкеты и многие другие формы и средства. Они могут быть написаны от руки, напечатаны на машинке, иметь вид компьютерных распечаток или храниться в памяти электронных носителей. Обычно часть рабочих документов готовится сотрудниками фирмы-клиента в соответствии с техническими требованиями аудитора. Аудитор в обязательном порядке должен проверить точность составления рабочих документов. Рабочие документы должны быть легко читаемыми, полными и иметь структуру, подходящую для условий и нужд аудитора применительно к конкретной аудиторской проверке. Малополезные или не относящиеся к делу рабочие бумаги составлять не следует. Согласно п. 8 МСА 230 на форму и содержание рабочих документов оказывают влияние такие факторы, как: · Характер соглашения; · Форма отчета аудитора; · Характер и сложность бизнеса (деятельности) клиента; · Характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; · Необходимость в исключительных обстоятельствах управлять, контролировать и анализировать работу, выполняемую помощниками аудитора, экспертами; · Специфическая аудиторская методика и технология, используемая в процессе аудита. Данный стандарт дает минимальный перечень сведений, который необходим для отражения в рабочих документах аудитора. Рабочие документы обычно содержат: · Информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта; · Извлечения из важных юридических документов, договоров и протоколов или копии таких документов; · Информацию от отрасли, экономической конъюнктуре и правовой базе, в условиях которых субъект осуществляет свою деятельность; · Доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; · Доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска контроля и любых изменений этих оценок; · Доказательства, подтверждающее факт рассмотрения аудитором работы службы внутреннего аудита и сделанных выводов; · Анализ операций и сальдо счетов; · Анализ значимости коэффициентов и тенденций; · Описание характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур и результатов таких процедур; · Доказательства, подтверждающие, что работа, выполнявшаяся ассистентами аудитора, контролировалась и проверялась; · Указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры, и когда они были выполнены; · Подробную информацию о процедурах, осуществлявшихся в отношении финансовой отчетности составных частей, аудит которых проводится другим аудитором; · Копии корреспонденции с другими аудиторами, экспертами и третьими сторонами; · Письма- представления, полученные от субъекта; · Выводы, сделанные аудитором по значимым аспектам аудита, включая условия соглашения и существенные недостатки внутреннего контроля; · Копии финансовой отчетности и аудиторского отчета. Однако, это далеко не полный перечень возможных рабочих документов. Более широкий и подробный их перечень должен определяться каждой аудиторской организацией своими внутрифирменными стандартами. Рабочие документы целесообразно подразделить на четыре типа: 1. Комплект документов сверки 2. Комплект документов проверки 3. Анализ сальдо на конец месяца 4. Комплект документов по анализу финансового состояния организации Комплект документов сверки содержит: · Входящее сальдо по счетам предшествующего периода; · Сальдо и обороты по счетам за текущий период; · Соответствие сальдо и оборотов по каждому счету главной книги; · Корректировочные исправления, внесенные в ходе аудита; · Корректировочные исправления, внесение которых требуется по результатам аудита; Комплект документов проверки – изучение расхождений в остатке на счете, определявшемся по разным источникам, т.е. соответствие данных первичных документов данным главной книги. В этот комплект входят все документы (таблицы и т.п.) составляемые в ходе аудита правильности, правомерности и достоверности совершенных операций и их соответствия законодательным и нормативным документам РК. Анализ сальдо на конец месяца – в этом комплекте документов подытоживаются компоненты сальдо на конец периода и проверяется его достоверность, например, в аналитическом учете отдельные покупатели или поставщики, применительно к дебиторским и кредиторским задолженностям. Приводятся данные по сверкам, запросам, результатам инвентаризации и т.п. с выводами о достоверности аналитических компонентов, формирующих сальдо в синтетическом учете. Комплект документов по анализу финансового состояния организации – в этом комплекте документов должны быть собраны в виде таблиц и расчетов все аналитические показатели необходимые и связанные с проведением экспресс-анализа и детального анализа финансового состояния и баланса организации. При заполнении рабочих документов необходимо указывать следующие реквизиты: · Наименование документа; · Наименование субъекта, в отношении которого проводится аудит; · Период, за который проводится аудит; · Дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа; · Содержание документа; · Личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку; · Дату проверки документа; · Личную подпись лица, проверившего документ. Для краткого пояснения выполненных процедур в рабочих документах возможно использование специальных символов, однако все символы необходимо подробно разъяснить. Все рабочие документы, связанные со сверками остатков, оборотов или набором информации, целесообразно, в основном, выполнять в виде таблиц. По окончании аудита руководитель группы должен обобщить все рабочие документы и сгруппировать их в папках, используя стандартные разделители разделов. При возможности аудитор может использовать комплекты документов, подготовленные клиентом. Для удобства в последующей работе (при повторных проверках) архивные документы целесообразно разделять на два типа: · Документы постоянного архива; · Документы текущего архива. Папки с постоянной аудиторской информацией заводятся для документирования информации, которая имеет значение в настоящий момент и относится к статьям, содержащиеся в финансовой отчетности, а также документирование информации, имеющей отношение к бизнесу клиента. В постоянный архив могут включаться следующие материалы (по разделам): · Данные об организации; · Протоколы и материалы общих собраний и заседаний Совета директоров, правления; · Юридические документы постоянного характера; · Заключения по аудиту; · Материалы по организации учета и внутреннего контроля; · Отчеты по ценным бумагам; · Анализы. Материалы, хранящиеся в папке постоянного архива, используются руководителем группы при подготовке к аудиту. Постоянные архивы должны все время обновляться и не иметь бесполезных и устаревших материалов. Текущая аудиторская папка заводится для отражения данных запланированной работы, а также проделанной работе, включая: осуществляемые процедуры, проведенные тесты, собранную информацию, полученные выводы. В текущих архивах хранятся все рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита. В текущий архив включаются по разделам: · План проведения аудита; · Проверяемая финансовая (налоговая и иная) отчетность; · Все рабочие документы, подшиваемые по счетам, в соответствии с планом счетов. Все документы должны быть надежно закреплены в папках ткущего и постоянного архива, на папках казано название аудиторской организации. Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключается основная цель подготовки рабочих документов? 2. Какие факторы влияют на форму и содержание рабочих документов? 3. Какие сведения должны содержаться в рабочих документах? 4. Дайте характеристику основным типам рабочих документов аудитора
Лекция 10 «Аудиторская выборка»
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |