Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура управления образованием




Структура управления образованием

Из определения следует, что должна существовать некая обособленная структура управления образованием. Это мы и наблюдаем. Поскольку образование является сферой, в которой государством в соответствии с Конституцией обеспечиваются (или должны обеспечиваться) определенные гарантии, государство создало систему образования и осуществляет управление этой сферой деятельности через обособленные государственные органы управления образованием. Общая структура управления образованием изображена на рис. 2.1.

Рис. 2.1.

Министерство образования Российской Федерации

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Муниципальные органы управления образованием

Подведомственные организации сферы образования

Подведомственные организации

Административное ведение

Функциональное управление

Министерства и ведомства Российской Федерации

Подведомственные учебные заведения

Негосударственные учебные заведения

Современная структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением по уровням и функциям управления. Она может быть охарактеризована следую-

щими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют

также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находятся в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов — в ведении 20 министерств и ведомств. В ведении Минобразования России соответственно 658 средних специальных учебных заведений и 326 вузов. Такое распределение на федеральном уровне сложилось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента развития приоритетных направлений социально-эко-

номического развития страны — охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно, создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. От таких мощных вузовских центров, как, например, МВТУ и Ленинградский политехнический институт, «отпочковались» МИСИ, МЭИ, МАИ, МАРХИ, МИФИ, факультеты МИХМ, МХТИ, Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйст-венный институт, втуз при ЛМЗ, другие военные и гражданские учебные заведения. И такие процессы шли не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие «собственных» отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил — ближе к сырью (в качестве сырья выступали уже имеющиеся образовательные и научные центры), ближе к потребителю (практически в каждом регионе должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства), либо во вновь осваиваемых районах (Новосибирский научный центр, например). Для части учебных заведений федерального ведения функционирует так называемая «двухзвенная» структура управления: министерство — учебное заведение. В части остальных учебных заведений действует «четырехзвенная» структура управления: Министерство образования Российской Федерации — орган управления образованием субъекта Российской Федерации — орган власти муниципального образования — учебное заведение. Более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства федерального уровня: Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по «двухзвенной» схеме управляли учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Одновременно Госкомвуз России являлся органом функционального управления высшим и средним специальным образованием; Минобразования России по «четырехзвенной» схеме осуществляло функциональное управление остальными учебными заведениями, будучи одновременно органом управления учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования (педагогические вузы, педагогические училища, профессионально-технические училища). В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с огромной сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном ведении — около 2 тыс. организаций. При этом министерство является органом функционального управления для всей системы образования.

Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они, как правило, не имея в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляют, таким образом, функциональное управление системой образования в пределах региона. Разумеется, и из этого правила есть исключения:

• в ведении 18 субъектов Федерации находятся расположенные на их территории профессионально-технические училища (остальные ПТУ подведомственны федеральному уровню);

• в ведении субъектов Федерации находятся 28 высших и 100 средних специальных учебных заведений.

По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями, основная масса которых

сосредоточена на муниципальном уровне — более 140 тыс. учебных заведений, в которых обучается и/или воспитывается более 20 млн. учащихся, воспитанников.

В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность построения управления системой образования. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также не являются формально государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений. В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений. Оставим это положение юристам, хотя, как будет показано в дальнейшем, оно будет нас преследовать при изучении других проблем экономики образования. Такая структура управления предъявляет весьма высокие требования к правильности распределения функций управления между элементами структуры.

К рассмотрению этого вопроса и перейдем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.