Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Усвоение исторических знаний на основе локализации во времени и пространстве




Вопросы.

1.Хронология и периодизация в изучении истории.

2.Историческая карта, её нагрузка и виды.

3.Приёмы работы с картографическими пособиями.

I. Обязательным условием осознания школьниками отдельных фактов как связанных между собой так и последовательностью закономерных исторических процессов, протекавших на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде, является локализация исторических тактов не только в пространстве, но и во времени. Основной опорой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умений ими пользоваться.

Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Роль хронологии как костяка исторических знаний особенно отчетливо проявляется в познании учащимися периодизации исторических процессов. Конечно, периодизация в первую очередь требует усвоения качественных отличий между периодами. Но так же необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Даты исторических периодов являются основным элементом хронологических знаний.

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у учащихся понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет содержание и методику изучения, хронологических знаний в школьных курсах истории.

Таким образом, хронология - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий, (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.

Школьные курсы истории содержат хронологические даты трёх родов.

В средних классах изучению хронологии помогает ”лента времени”. Цель ее преодолеть некоторые трудности, с которыми встречаются учащиеся V-VII классов. В частности с большим трудом ученики усваивают протяженность и размещение исторических событий во времени. Вторая трудность - большие хронологические периоды и малая насыщенность их историческими фактами. Лента времени помогает также понять обратный счет лет (до н.э.)

Работа по изучению и использованию хронологии включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучение материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на У-У1, так и на последующие классы.

При изучении хронологии необходимо обращать внимание на установление временных отношений между фактами. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают изучению хронологии календари важнейших событий, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков.

Хронологический материал обязательно привлекается, в ходе беседы и опроса. Учитель приучает школьников датировать, без напоминания с его стороны, все называемые ими факты. Он предлагает сосчитать длительность процессов, найти синхронные факты.

Разнообразны задания, связанные с временной локализацией фактов. К ним относится составление тематических хронологических рядов (комплексов, например, хроника событий, истории революционного движения, внутренней политики, войн. Возможны задания, предусматривающие датирование исторических периодов, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы. Важно, чтобы задания требовали от учащихся не простого припоминания хронологии, а самостоятельного тематического их отбора.

2. В большинстве случаев исторические события могут быть правильно поняты лишь в связи с определенными пространственными условиями. Создание у учащихся правильных представлений о месте, где происходили исторические события, не имеет важное значение, чем выработка представлений о развитии событий во времени. Очень важно, чтобы учащиеся знали не только как происходит то или иное событие, но где оно происходит. Локализация событий происходит при помощи карт и схематических планов. Для характеристики местности используются картины, гравюры, фотоснимки. Территория является ареной всех исторических процессов и условия местности нередко определяют конкретный ход события. Знание этих условий в ряде случаев помогает объяснению исторических явлений. Отнесение исторических событий к определённому месту называется их пространственной локализацией.

В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Карта служит объяснению исторических явлений.

1. Причинные связи /город на возвышенности/.

3. Раскрытие закономерностей исторического развития /расселение людей 6 тысяч лет тому назад/.

3. Даст возможность проследить ряд исторических событии и процессов /начало объединения Франции/.

4. При закреплении материала.

Исторические карты подразделяются по охвату территории /мировые, материковые, карты государств/; по содержанию:

I. Общие, “Европа в 1789 году”/одна или несколько стран в определённый момент исторического развитие/. При объяснении или обобщении.

2. Обзорные. Отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления, чаще всего изменение территории за длительный период. ”Рост римского государства”. При повторении.

3 Тематические. Посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса. «Завоевательные походы Александра Македонского на Востоке». При объяснении.

По своему масштабу крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные.

Большинство карт в тексте учебников и в атласах являются тематическими, но кроме них используются настенные печатные и самодельные карты. Карты-схемы - разновидность тематических. Кроме исторических на уроке истории используются и географические карты, для ознакомления учащихся с природными условиями изучаемой страны или группы стран. Физическая карта полушарий применяется также для локализации по ней исторической карты.

3. методика работа с картой на уроке в целом несложна. Нужно лишь

чётко определить конкретную цель этой работы и соблюдать несколько важных правил.

1. Необходима на каждом уроке.

2. Должна соответствовать изучаемое эпохе.

3. Показ учителя по карте - ученики следят и по своим картам в

учебнике.

4. Учитель стоит справа от карты, лицом к свету, указку держит в правой вытянутой руке, неторопливо, точно.

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие месторасположение того или иного объекта(государства) на общей карте, например карта мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например, аппликаций.

Приемы ознакомления с новой картой.

I. Путешествия, поезда.

2. Фиксация на хорошо знакомых им объектах в качестве ориентиров.

Использование их в дальнейшей работе.

3. Одновременная работа по двум картам.

4. Приём “оживления”

Основная цель работы по карте: научить учащихся читать и понимать карту, извлекать из неё познавательный материал.

В старших классах карта все более выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте.

Приемы работы с контурной картой иные. Значение контурной карты состоит в том, что географическое воспроизведение исторической карты помогает лучше осмыслить пространственные связи.

Задания по контурной карте могут быть даны при изучении нового материала, при закреплении знаний в классе, в качестве проверочных работ.

При заполнении контурных карт и в заголовках указываются хронологические рамки периода, а если даты напечатаны, то подчёркиваются.

Чертить на контурных картах лучше всего цветными карандашами, а писать - простым карандашом, чтобы можно было вносить исправления. Факты и даты, относящиеся к разным сторонам жизни общества, целесообразно обозначать разными цветами. Раскрашивание и излишнее украшательство контурных карт требует много времени и потому нецелесообразны.

Таким образом, изученные на лекции положения подтверждают, что применение различных методических средств и приёмов временной и пространственной локализации обеспечивает успешное усвоение школьниками исторических знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.