Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления и виды внебюджетной деятельности




образовательных учреждений

Теперь следует более пристально рассмотреть источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

• доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

• доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

• пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

• статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Противоречивый характер этой формулировки уже рассматривался в предыдущих лекциях. Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

• статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением». Добавим сразу, что действующая практика заключения договоров между собственником (например государством в лице Минобразования России) и образовательными учреждениями устанавливает небольшую долю, которую образовательные учреждения обязуются перечислять Министерству от получаемых доходов. Но широкого развития это положение пока не получило (очевидно, в связи с недостаточным финансированием учебных заведений из федерального бюджета). Следует также иметь в виду, что министерство собственником в полном смысле слова не является, а выполняет его полномочия, причем порядок выполнения этих полномочий не урегулирован, следовательно, полномочия и не реализуются. Собственник —

это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча». В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

В качестве продолжения этого положения можно обсудить вопрос о том, может ли государственное образовательное учреждение вести какую-либо деятельность без использования объектов государственной собственности и кто в этом случае будет собственником доходов от этой деятельности. Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Вспомним Гражданский кодекс Российской Федерации, статью 50. Поэтому на первом месте стоит, разумеется, платная образовательная деятельность. Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же (в пункте 9) указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя. Интересная особенность государственного сектора среднего и высшего профессионального образования, обусловленная конституционными гарантиями доступности образования (на конкурсной основе бесплатно) данного уровня, состоит в разделении платных образовательных услуг на «основные» (если можно так выразиться) и «дополнительные».

Отвлечемся немного на понятие «услуга». Интуитивно в виде услуги каждый представляет некие действия, направленные к пользе получателя услуги, причем такие действия, результат которых представляется обычно в неосязаемой форме. Простые примеры — консультация, лечение, отдых в санатории, ну и, разумеется, обучение. Все эти и другие виды деятельности

объединяет одно — неочевидность, неосязаемость, неизмеримость, т.е. количественная и качественная неопределенность результата. В самом деле, что получилось в результате консультации у юриста с точки зрения результата? На сколько (именно так) изменилось состояние здоровья пациента? Сколько (!) осталось знаний в головах учащихся? Конечно, можно поспорить относительно возможности измерения отдельных характеристик такой деятельности. Однако обсуждение этого вопроса заведет в некоторый тупик, поскольку в конечном счете измеряться будет не результат, а деятельность по оказанию услуг. Собственно перед нами и не стоит задача на данном этапе определить содержание данного понятия. Достаточно обозначить некоторое представление о нем. Итак, образовательные услуги. Основные услуги (такого термина, правда, в законе нет, но иначе их назвать сложно) — обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета. Сверх этого учебные заведения могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Имеются ограничения на обучение по специальностям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Прием на платной основе на эти специальности не должен превышать 25% общего приема на обучение по этим специальностям (бесплатного и по договорам). Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет место по специальностям, пользующимся повышенным спросом. Вокруг этого ограничения сломано немало копий. Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государствен-ные учебные заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если вообще не закрыть, и оставить только платное обучение.

Понятно, что это резко сократило бы доступ молодежи к получению образования и, возможно, понизило бы его уровень. Поставило бы образование на конвейер, а дальше — вал. Однако получилось, как всегда. Ограничили государственный сектор и породили ряд процессов:

• Учебные заведения стали нарушать данное требование закона. Наказание за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.

• Для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно. 3 Статья 41, пункт 10 Закона «Об образовании».

• Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебников, пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.

• Для увеличения доходов учебные заведения вынуждены повышать цены за обучение.

Особенно это актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования. В результате создаются более благоприятные условия для негосударственных учебных заведений, на которые указанные ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов».

«Дополнительные» образовательные услуги — довольно специфическое понятие, введенное специально для того, очевидно, чтобы создать основу для легализации взимания платы с обучающихся на «бесплатных» местах. Наличие такого понятия не так безобидно, как представляется на первый взгляд. По существу, это образовательные услуги, дополняющие программы обучения. Они не могут и не должны быть обязательными, не могут быть навязаны. Их отсутствие в принципе не должно влиять на уровень получаемого учащимися образования. Проще говоря — хорошо, если есть такие услуги, но если нет — тоже неплохо. Известно, что учебные заведения и раньше брали плату за некоторые виды образовательных услуг для покрытия дефицита финансирования. Были широко распространены платные подготовительные курсы, курсы по углубленному изучению иностранных языков, водительские курсы и т.д. Раньше такая деятельность носила строго регламентированный характер. В начале ХХ в. так называемые «специальные средства» составляли существенную часть финансовых поступлений российских университетов. Основным источником средств выступала плата за обучение, а их расходование регламентировалось соответствующими сметами. Средства направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам. Постановлением ЦИК СССР от 12 июня 1929 г.6 было установлено, что прибыль подсобных предприятий после производства необходимых отчислений обращается на образование специальных (т.е. внебюджетных — прим. автора) средств учреждений, при которых подсобные предприятия состоят. Постановление было направлено на научно-исследовательские и высшие технические учебные заведения и техникумы. Типовым уставом высшего учебного заведения (утвержден постановлением СНК СССР от 5 сентября 1938 г. № 9727) было установлено (пункт 53), что средства вуза составляются из бюджетных ассигнований и из специальных средств, составляемых из доходов научно-исследовательских и учебно-вспомогательных учреждений. Фактически это положение сохранилось вплоть до принятия Закона «Об образовании», да и в нем оно

сохранилось также. В 1940 г. постановлением СНК СССР от 2 октября № 18608 была введена платность обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях в дополнение к бюджетному финансированию. Плата была сравнительно небольшой (от 300 до 500 руб. в год в зависимости от места и вуза), но ее поступление было поставлено под жесткий контроль (при непоступлении платы студент подлежал отчислению). Разумеется, была создана широкая система льгот по оплате, ряд категорий учащихся был от нее освобожден. С 1 сентября 1948 г. постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 г. № 17299 была введена плата за обучение на подготовительных курсах и отделениях при высших и средних специальных учебных заведениях. Доходы от вносимой учащимися платы за обучение на курсах должны были проводиться по смете внебюджетных (специальных) средств соответствующего учебного заведения и направляться на содержа-

ние подготовительных курсов и отделений, в том числе на оплату труда преподавателей. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 (СП СССР, 1966 г., № 20, статья 176, пункт 22) «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» ректорам высших учебных заведений было предоставлено право использовать 75% суммы превышения доходов над расходами по научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, на расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, сверх ассигнований по планам капитальных вложений. Тем самым ставилась задача, по сути, «закладывать в плановую себестоимость НИР» превышение доходов над расходами, т.е. прибыль. Сейчас права образовательных учреждений в этой части заметно расширены. Например, статья 45, пункт 1 Закона «Об образовании» гласит: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предпри9 Инструктивное письмо Минфина СССР от 21 июня 1948 г. № 388.

ятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Следует учесть, что самое сложное при классификации образовательных услуг — это обоснование их «непредусмотренности» соответствующими программами и стандартами, особенно при отсутствии последних (как было одно время). А ведь эта проблема весьма актуальна, поскольку тем же Законом «Об образовании» (статья 45, пункт 3) предусмотрена возможность изъятия этих средств учредителем: «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суде». Из этого требования, между прочим, возникает много производных положений для размышления:

• можно ли брать деньги со студентов, обучающихся на бесплатных местах, за пересдачу экзаменов и зачетов;

• можно ли взимать плату за пользование информационными ресурсами (библиотекой, Интернетом);

• можно ли взимать плату за охрану и уборку школьного здания и т.д.

Для ответа на подобные вопросы (а они возникают даже слишком часто) нужно вспомнить, для чего создано учебное заведение и на какие цели ему выделяются бюджетные средства. Итак, мы установили, что главным источником (лучше сказать — первым) получения небюджетных средств является образовательная деятельность. Так должно быть и по жизни: обра-

зовательный потенциал системы и должен приносить ей доход. Однако, как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно и нужно использовать, в том числе и для получения доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на по-

лучение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли!). Для обсуждения. В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности относится к типу деятельности, а понятие коммерческой — к типу организации. В чем здесь экономический смысл, или это просто ошибка? Предпринимательской деятельности образовательного учреждения посвящена статья 47 Закона «Об образовании». Можно процитировать ее дословно: «1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. 2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

• реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

• торговля покупными товарами, оборудованием;

• оказание посреднических услуг;

• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по 5 н ним;

• ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосред-ственно не связанных с собственным производством предусмотренных уста-вом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотрен-ных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу».

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям осуществлять практически любую деятельность.

Классификация внебюджетных доходов

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

• направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно отметить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием (по некоторым данным — уже превысили или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что растут они в первую очередь за счет:

- образовательной деятельности;

- организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

- налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Остановимся на некоторых. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

• реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

• проведение научно-исследовательских работ;

• деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 11359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.