Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конкуренции




Интенсивность и конкретные формы конкурентной борьбы между прямыми соперниками на рынке товаров варьируют в зависимости от характера конкурентной ситуации и степени взаимозаменяемости товаров. Первая форма конкуренции идет от степени взаимозависимости конкурентов, вторая – от степени взаимозаменяемости выпускаемой (продаваемой) продукции.

Рассмотрим вначале конкуренцию по степени взаимозависимости фирм на рынке. Обычно различают четыре таких вида конкуренции чистая (совершенная) конкуренция, олигополия, монополистическая (несовершенная) конкуренция и монополия.

Чистая монополия – рынок, на котором представлена одна фирма, продающая конкретный товар или услугу, что позволяет ей диктовать свои условия на рынке. Например, Газпром, Российская железная дорога и др.

Олигополистическая конкуренция – рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования друг друга, торгуют с большим количеством покупателей. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной.

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт. Доступ на рынок свободный, действует неценовая конкуренция, и фирмы обладают известным контролем над продажной ценой производимого ими товара, например, - зубная паста, моющие средства и др.

Чистая конкуренция – рынок, состоящий из множества покупателей и продавцов какого-либо схожего товара, где ни покупатель, ни продавец не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов можно выделить четыре уровня конкуренции: общая конкуренция, формальная конкуренция, отраслевая конкуренция и конкуренция торговых марок.

Общая конкуренция имеет место, когда организация видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей.

Формальная конкуренция имеет место, когда организация считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги.

Отраслевая или функциональная конкуренция имеет место, когда организация рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров. Подобная конкуренция называется товарно-родовой конкуренцией.

Конкуренция торговых марок, или предметная конкуренция, имеет место в случае, когда организация рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям. Предметная конкуренция – конкуренция, ведущаяся по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.