КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переход от феодального к капиталистическому хозяйству. К 1Куже сказано маш1 В таких капиталистических, по промышленность приспо существу, явлениях, как coo ichii I» к vcjioiiiiMM фео и рождение повои техники
К 1К уже сказано маш1 В таких капиталистических, по 1. Производительность кре получали уродливую постного труда бы w значы полуфеодальную форму. тельно ниже производите 1ьно сти наемного По подсчетам статистиков того времени наемный рабочий в разных отраспях промыштенности давал в 2 Ч и 4 pa 11 больше продукции чем крепостной Это должно было стим\ m ровать внедрение машин потому что машина не только повыш i ет производительность труда ной подчиняет рабочего своему icm пу Как известно при машинном производстве Скорость процесс i определяет машина а не рабочий 2 Крепостной тр\д ()<. ич невыгодным применение машин С i iwi 3 Крепостное право нк тав \я ю хозяина содержать (за с чс т при А между тем число крепостных работников постепенно \ве личивалось путем естественного прироста На уральских гор ных заводах к середине XIX в уже до трети всех рабочих оказа чисьлишними безработными <пустыми хлебоедами» как н i зывали их заводчики Не занятые в производстве мастеровые занимались своими промысчами и торговлей Поэтому имен но на уральских заводах оказались центры сундучных поднос ных и иных промыслов Раздел III HcKompuc xosmcim {анодом пытались л щи них м,к к'ровых iiol.i дить на)смлю. но бечуспегино: мастеровые были уже потмежен мыми рабочими, считали свое положение выше положения кресп,-ян и отвыкли от «хлебопашества». Когда заводчик.rl,i мрев, чечяпн четырех уральских заводов, в начале XIX в. попытался посади ib лишних мастеровых на землю, они подняли бунт, и попы i ку пришлось оставить. После этого было решено уговорить их переселиться в дереиню добровольно. По заводам, при которых было несколько тысяч мастеровых, было объявлено, что согласившимся переселиться в деревню будет дана крупная денежная сумма, им помогу] обзавестись хозяйствами и на несколько лет освободят от повинностей. Уговаривали 10 лет. В результате нашелся один желающий переселиться в деревню, но лишь в качестве деревенского кузнеца. Мануфактура еще могла быть крепостной, но крепостная фабрика была уже невозможна. Машины оказались несовместимыми с крепостным трудом. 4. Крепостничество тормозило развитие и той части промыш 5. Крепостничество сужало внутренний рынок. Оно закрепляло та Но разные отрасли крепостничество тормозило в разной степени. Относительно успешно развивалось хлопчатобумажное производство. Переворот здесь начался уже в первые годы XIX в.. в 1805 г. возникла первая фабрика (казенная Александровская мануфактура), а к середине века переворот в прядильном производстве уже окончился. Хлопчатобумажное производство за первую половину XIX в. выросло в 50 раз. и Россия не только обеспечивала себя хлопчатобумажными тканями, но и вывозила их в страны Ближнего Востока. Дело и том, что в хлопчатобумажной промышленности крепось ной труд вообще не применялся. Набирать силу эта oipacjn. етла тогда, когда уже не допускалось открытие новых посессионных мануфактур. Помещики хлопчатобумажных предприятии не заводили, потому что новая отрасль работала на импортном сырье (с icion.i Переход от феодального к капиталистическому хозяйству icii.iio, 11С.м. 5Я)го сырье было Мануфактура ещемог.т быть получи и> и споем имении), не крепостной, но крепостная раСннала на казну (следовл!ель фабрика была уже невозможна. но, никаких привилегий не да- Машины оказались пала). Наемный груди работа несовместимы с крепостным на широкий народный рынок трудом. ускоряли развитие отрасли. Сильнее всего кризис фсо- Таким образом, крепостничество Сально-крепостнической систе- затормозило в России мы затронул горно-мета /. прги- промышленный переворот и ческуюпромышленность. Если но развитие промышленности, второй половине XVI 11 в. Рос- причем в большей степени — сия занимала первое место в развитие тех отраслей, в мире по производству железа, которых господствовал то на рубеже XIX в. ее догнала крепостной труд. Англия, а к началу 60-х гг. Рос----------------------------------------------- сия производила в 10 раз меньше железа, чем Англия. Почему'.' Кре постнический труд здесь сохранялось до 1861 г. Горные заводы бы и> невозможно обеспечить наемным трудом. Если текстильная про мышленность располагалась в густонаселенном центре, то мегал лургия развивалась на месте рудных месторождений. На Урале было сконцентрировано 80% российской металлургии. Там продолжалась колонизация, земли было много, и крестьянам незачем было наниматься в рабочие. Да и не годились эти крестьяне для работ \\л заводах. Работа в металлургическом производстве требовала высокой квалификации, выучки с детских лет. а сезонные рабочие, конечно, та ко и квалификации иметь не могли. Вторая причина застоя — особый контроль и покровительство государства. Эта отрасль выполняла государственные заказы и подчинялась административному управлению. От конкуренции с заграницей государство защищало ее пошлинами, которые были вдвое выше цен металла. Если предприятие терпело убытки, государство поддерживало его субсидиями. «Систематическая правительственная поддержка несостоятельных заводов развратила это г промысел», — писал в то время академик Безобразов. Поэтому и состав уральских заводчиков был особым. Предприимчивых основателей заводов сменили их потомки, для коюры\ заводы были лишь источником доходов. Хозяйство заводов оказывалось в руках управляющих и прнка i-чиков; процветали воровство, взяточничество, приписки. Таким образом, крепостничество затормозило промышленный переворот и развитие промышленности В России, причем в большей степени — развитие тех отраслей, в которых господство-нал крепостной труд. Раздел III §6. Транспорт, торговля, финансы Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. Основными видами его были речном (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем — преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга, можно было за две навигации: за первое лето суда доходили только ло Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали. Назрела острая необходимость в промышленном перевороте на транспорте. Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1 813 г. на заводе Берда в Петербург с был построен первый пароход. К 1860 г. только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть груюв перевозилась паровой тягой. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога — Царскосельская, соединившая Петербурге Царским Селом. Эта дорога была построена, в сущности, как увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе был установлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогой заинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выписанные мз Англии паровозы «ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи». До этого существовало представление, что в России железные дороги смогут действовать только летом: шмон рельсы утонут в снегу. В 40-е годы строится первая дорога хозяйственного значения — Николаевская — между Петербургом и Москвой. К моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии в это время было уже 15 тыс. км. С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX в. происходят качественные сдвиги. 1. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэквивалентно высокие прибыли именно из-за слабых юрговых связей и гигантской разницы цен в разных городах. Теперь торговые связи растут, становятся все более стабильными, и ралппы цен все более уменьшается. Ктомуже в процессе имущественно
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |