Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, А.Адлер,)




 

 

3. Фрейд. Теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враж­дебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляе­мых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физи­ческой реальности и социальной действительности. Эго и СуперЭго призваны лишь как-то примирить эти влечения с гребованиями дей­ствительности, придав им более или менее приемлемую форму.

Социально-психологические взгляды Фрейда нашли отраже­ние во многих его работах, но наиболее значительными среди них можно назвать серию статей под общим названием «Тотем и табу» (3. Фрейд, 1923), «Групповая психология и анализ Эго» (1991) и «Цивилизация и ее болезни» (1991). Говоря о «групповой психоло­гии», важно отметить следующий момент.Дело втом, что в оригинальном немецком издании речь шла не о групповой психологии, а о психологии масс, и сам Фрейд по­нимал ее как социальную психологию, которая имеет дело «...с индивидом как членом расы, нации, касты, профессии, учрежде­ния, или как с частью собрания людей, которые организованы в группу с какой-то целью в какое-то определенное время».

Одним из категориальных социально-психологических поня­тий у Фрейда является понятие Супер Эго. Это то, что составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включа­ет в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Если сравни­вать Супер Эго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой социальных установок личнос­ти. Важная роль Супер Эго у Фрейда определяется тем, что именно типом этого качества психики человека детерминируется характер общества. Если в нем преобладают люди с сильным, жестким Супер­Эго, то само общество становится авторитарным.

Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характер­ной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как ис­точник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обще­ством, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на от­ношения с лидером. При этом в качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, и даже просто идея, например, идея Христа или коммунизма. Как отцу, так и лидеру от­дается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности человеком за те или иные свои действия. Этот психологический ме­ханизм объясняет покорность общества фашизму в Германии и мас­совую травлю мнимых «врагов народа» в бывшем СССР.

Не менее важной категорией у Фрейда является понятие груп­пового нарциссизма. Сам он определял его как «выражение люб­ви к себе*, которая проявляется, в частности, «в открытой антипа­тии и отвращении., к чужим». Признавая, что «мы не знаем, по­чему..» это происходит, Фрейд тем не менее полагал, что групповой нарциссизм является причиной неизбежной враждебности между народами. А если чувство агрессивности не находит внеш­него врага, оно становится разрушительной силой внутри обще­ства, порождая гражданские войны.

В конечном итоге Фрейд пришел к убеждению, что два нача­ла в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «...разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации водно великое единство, единство человече­ства», и инстинкт смерти (Танатос), являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации».

Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергия, имеющая сек­суальное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохра­нения человеческого вида и цивилизации, а на вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не нашел.

3. Фрейд заслуженно получил признание как ученый, открыв­ший роль бессознательных процессов в психике человека, но к его соииально-психологическим воззрениям следует относиться весьма осторожно, поскольку биологизаторское начало {акиент на влечениях Ид) и недооценка социальных влияний, помимо роди­тельских, порождают много вопросов и сомнений.

В понимании К. Юнга (1955) решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое «внечеловечно», не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию.

 

Э. Фромм повто­рил мысль Фрейда о влиянии супер Эго на авторитарность общества, пользуясь понятием «социальный характер» Те свойства, с помощью которых обычно описывает­ся личность, у Фромма (1990, 1992) объединяются понятием «характер». Не вдаваясь в детальный анализ различных типов характе­ра, отметим лишь, что основным критерием для их дифференциа­ции выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориенти­рован на самореализацию, если он способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктив­ным характером, означающим успешное сочетание личных и обще­ственных интересов. Все остальные типы характеров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофилический» и др) оз­начают «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то или кому-то и, в конечном итоге, «бегство от свобо­ды» Доминирующии тип характера в конкретном обществе состав­ляет «социальный характер» этого общества, определяющий отно­шения между личностью и обществом и между самими людьми

А. Адлер. Центральными понятиями для А. Адлера {1995) явля­ются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определя­ется стремлением личности преодолеть чувство неполноценнос­ти, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психоло­гических переживаний, а социальное чувство отражает степень за­интересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и обще­ственных интересов приводит к успешной компенсации комплек­са неполноценности; при одностороннем стремлении к превос­ходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.