Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории размещения хозяйственной деятельности




 

2.1 Теория размещения сельскохозяйственного производства.

 

Й. Тюнен «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» (1826 г.).

Экономически изолированное от основного мира государство, в пределах которого имеется центральный город (единственный рынок сбыта с/х продукции и источник обеспечения промышленными товарами). Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки.

Ответ на вопрос, какие формы примет при установленных предпосылках с/х и, какое влияние на его размещение будет оказывать r от города, Й. Тюнен находит методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов с/х производств.

Оптимальная схема размещения с/х производства – это система концентрических кругов вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов с/х деятельности.

Чем выше урожайность – тем ближе к городу. Чем дороже продукт на единицу веса - тем дальше от города. Интенсивность ведения с/х снижается по мере удаления от города.

Интерпретация выводов: v1m1 – rtv1= v2m2 – rtv2

2.2 Теория размещения промышленности.

 

Основоположники – немецкие ученые В. Лаундхарт и А.Вебер.

В. Лаундхарт: теория рационального штандорта промышленного предприятия. Главное открытие – метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции (место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты). Решающий фактор размещения производства – транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

А. Вебер «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» (1909 г.). А. Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения: минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных затрат.

Создание классификации факторов размещения производства. А. Вебер исключил – элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения; оставил – издержки на рабочую силу, транспортные издержки, (включая издержки на сырье и материалы), все остальные условия, влияющие на размещение предприятия (объединенная агломерационная сила). Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении:

1) Транспортная ориентация: Величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки (транспортный штандорт).

2) Рабочая ориентация: Определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу (экономия на рабочих издержках в данном пункте должна перекрывать перерасход в транспортных затратах).

3) Агломерационная ориентация: Оценка эффекта экономии за счет укрупнения производства (величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат).

 

2.3. Теория размещения населенных пунктов.

 

В. Кристаллер «Центральные места в Южной Германии» (1913 г.) – в работе раскрывается теория центральных мест. Центральные места – это экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют тенденцию оформляться в соты и вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Т.о. минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Тип иерархии определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.