Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гофман А. Б

Пространственная организация экономики.

 

Теория полюсов роста. Центры экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают их наиболее эффективное использование. Региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности в районе своего влияния. Полюса растут за счет импульсов, создаваемых ростом общенационального спроса, импульс роста затем передается второстепенным отраслям. Между полюсами роста формируются оси развития. Оси развития вместе с полюсами оста формируют пространственный каркас экономического роста большого региона или страны.

Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом <Университет>, 2001. - 216 с., ил.

ISBN 5-8013-0137-2

В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огю-ста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).

Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.

ББК 60.5

ISBN 5-8013-0137-2 c Гофман А. Б., 2001

 

Содержание

ОТ АВТОРА.. 3

Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ.. 3

1. О границах социологии и ее истории. 3

2. Онтологические критерии социологического знания. 4

3. Эпистемологические критерии. 5

4. Этические критерии. 8

5. Институционально-организационные критерии. 9

6. Парадигмы в истории социологии. 9

7. Значение для социологии ее истории. 11

Литература. 13

Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ.. 13

1. Формирование идеи общества. 13

2. Формирование идеи социального закона. 24

3. Закон прогресса. 29

4. Идея метода. 34

5. Заключение: когда и где начинается социология?. 38

Литература. 39

Лекция третья СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА.. 40

1. Этапы жизни и творчества. 40

2. Идейные истоки. 44

3. Позитивизм как обоснование науки. 45

4. Социология как наука. 47

5. Объект социологии. 48

6. Метод: и социология. 49

7. Социальная статика. 52

8. Социальная динамика. 55

9. От науки - к утопическому проектированию.. 57

10. Заключение. 59

Литература. 60

Лекция четвертая СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА.. 60

1. Штрихи к портрету. 60

2. Марксизм, марксизмы и социология Маркса. 64

3. Идейно-теоретические истоки. 66

4. Философская антропология. Человек и общество. 68

5. Материалистическое понимание истории. 70

6. Методология. 72

7. Теория социальных систем.. 74

8. Теория социального развития. Социальная революция. 78

9. Теория классов и классовой борьбы.. 80

10. Социология познания. 84

11. Заключение. 85

Литература. 87

Лекция пятая БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА.. 87

1. Истоки и принципы.. 87

2. Главные представители. 90

3. Теоретические итоги. 95

Литература. 96

Лекция пятая (окончание) БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.. 97

1. Главные принципы.. 97

2. Основатель школы: Артюр де Гобино. 98

3. Другие представители школы.. 102

4. Заключение. 107

Литература. 108

Лекция шестая СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА.. 108

1. Жизненный путь ученого. 109

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии. 110

3. как философское обоснование социологии. 113

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. 118

5. Итоги и выводы.. 123

Литература. 126

Лекция седьмая СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО.. 127

1. Жизнь и научная деятельность. 127

2. Идейные истоки и особенности мировоззрения. 128

3. Социология как логико-экспериментальная наука. 130

4. Логические и нелогические действия. 131

5. и. 132

6. Общество как система в состоянии равновесия. 135

7. Теория элиты.. 136

8. Значение социологических идей Парето. 138

Литература. 140

 

ОТ АВТОРА

В этой книге представлены лишь избранные страницы, некоторые этапы истории социологической мысли. Вместе с тем в книге присутствует единая точка зрения, основанная на некоторых общих принципах. Автор стремится рассматривать историю социологии как процесс становления, развития и реализации определенных признаков, образующих специфическую область знания. Анализ этих признаков: онтологических, эпистемологических, этических и институционально-организационных, - позволяет надеяться, что речь в данном случае идет об истории именно социологии. Даже прослеживая внешние по отношению к социологии влияния (значение которых очень велико), автор стремится не смешивать эти влияния с собственно познавательными процессами.

Итак, в книге представлено неполное, но и не хаотическое видение истории социологии. Это систематическое рассмотрение нескольких ее важных этапов. Такой взгляд, основанный на применяемых в данном случае принципах, позволит в дальнейшем рассматривать и другие этапы, присоединяя новые главы истории социологии к уже написанным. Это подобно тому, как в детском конструкторе присоединяются новые детали, с той лишь разницей, что детали эти еще предстоит изготовить. Таким образом, настоящая книга представляет собой проект истории социологии, отчасти реализованный, отчасти являющийся средством своей собственной реализации. Впрочем, внутри единого замысла, каким бы он ни был, разнообразие рассматриваемых социологических воззрений требует разнообразия подходов к ним и будет требовать его и в дальнейшем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные направления развития региональной экономики | О границах социологии и ее истории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.