КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идея метода
Представление о социальном законе заключало в себе одновременно онтологическое и эпистемологическое обоснование зарождавшейся социологии. Но требовалось еще доказать, что существуют и могут быть найдены способы познания социальных законов, а также показать, каковы эти способы. Для построения новой науки необходимо было утвердить ее методологический статус, т. е. продемонстрировать, что ее познавательные инструменты в принципе соответствуют тому эталону научной методологии, который сформировался в европейском научном сообществе XVI-XDC вв. Этот эталон формировался одновременно с отказом от эталонов научности, господствовавших ранее. Наука средневековья была целиком воплощена в теологии и схоластике. Наука гуманистов, образовавших в Европе <республику ученых> (XIV-XVI вв.), в человеке видела центр и цель бытия; соответственно она выдвигала на первый план гуманитарное знание и художественную культуру: словесность, риторику, грамматику, поэзию и т. п. В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам научности и <учености> в XVI-XVIII вв. в ходе и в результате великой научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание и развитие <естественной> науки, не в том смысле, что это была только наука о природе, но и, главным образом, в том, что она должна была опираться на <естественное> мировоззрение. <Естественное> при этом понималось в трех смыслах: <во-первых, как свободное от всего сверхъестественного, во-вторых, как рациональное, основанное на чистом разуме или, как тогда выражались, естественном свете; наконец, в-третьих, как возможно более согласованное с новейшими успехами тогда же и возникшего механического естествознания> [27, 13-14]. Общенаучным методологическим эталоном стала тогдашняя физика, особенно такой ее раздел, как механика. Следует иметь в виду, что в XVI- XVIII вв. термин <физика> имел гораздо более широкое значение, чем впоследствии. Им обозначали изучение всех природных объектов. Например, в знаменитом <Всеобщем словаре> французского языка Антуана Фюретьера (1690) физика определялась как <наука о естественных причинах, которая объясняет все небесные и земные явления>. В том же значении, что и физика, использовался и термин <физиология>, также применявшийся ко всей естественной науке в целом. Таким образом, <физика> и <физиология> представляли собой определенный, <естественный> способ видения всего мира, включая мир человека и общества. Принципы механического естествознания, тесно связанного с математикой и техникой, были разработаны и применены в исследованиях ученых - творцов великой научной революции: Н. Коперника, У. Гильберта, И. Кеплера, Г. Галилея, X. Гюйгенса и главным образом И. Ньютона. Эти принципы получили обоснование в философских трудах Ф. Бэкона, Т. Гоб-бса, Р. Декарта, Дж. Локка, Г. В. Лейбница, X. Вольфа, И. Канта и др. Важной особенностью этого естественнонаучного мировоззрения, отличавшей его, в частности, от прежней натурфилософии, была переориентация с онтологической проблематики на методологическую и, шире, эпистемологическую: наука этого времени исследует не только и не столько бытие <само по себе>, сколько его соотношение с познанием, пути и средства его познания, факторы достоверности и истинности знания. Эта же особенность проявилась в том, что наука отмеченного периода рассматривает свой объект не как <реальный>, а сконструированный, идеальный объект [33, 186, 399^00 и ел.]. Проблема метода находилась в центре внимания двух главных идеологов науки нового времени: Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Он создал, в частности, теории индукции и эксперимента, а также разработал учение об <идолах разума>, препятствующих постижению истины. Бэкон подчеркивал, что не просто непосредственные чувственные данные, а целенаправленно организованный опыт, т. е. эксперимент, приводит ученого к истине. <Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте>, - утверждал он [34, 34]. В отличие от Бэкона Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания. Сам неоспоримый факт деятельности разума служил в его глазах абсолютным доказательством реальности субъекта этой деятельности, человека, и вместе с тем - гарантией достоверности знания о ее объекте. В этом смысл знаменитого тезиса Декарта (<Я мыслю, следовательно существую>). Под методом он понимал <точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно> [35, 89]. Декарт стремился найти и сформулировать универсальные правила, которые позволяли бы человеку, независимо от его склонностей и способностей, всегда и везде постигать истину. Методологическим идеалом для него была математика. Эмпиризм и рационализм, родоначальниками которых явились, соответственно, Бэкон и Декарт, - это противоборствующие направления в истории философии. Первое рассматривает в качестве единственного или главного источника познания опыт, второе - разум. Но в науке нового времени эти две теоретико-познавательные позиции не исключали друг друга, а, наоборот, друг друга предполагали и дополняли. К тому же Бэкон, доказывая ведущую роль <метода опыта>, подчеркивал, что он начинается с упорядочения и систематизации, т. е. с мыслительных процедур, а Декарт, придавая первостепенное значение рациональному методу, отнюдь не отвергал роль опыта в познавательном процессе. Таким образом, в эпоху, непосредственно предшествующую возникновению социологии, идеальная, эталонная наука в методологическом отношении была одновременно рациональной и эмпирической, экспериментальной. Собственно, <естественное>, рационально-эмпирическое и научное знание представляли собой одно и то же. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: 1) феноменализм, т. е. идея о том, что наука способна познавать не сущность вещей, а только явления и отношения между ними; 2) антителеологизм: исключение из научного мышления понятия цели, тенденция к замене вопроса <зачем?> вопросами <как?>, <каким образом?>; 3) стремление к точному измерению изучаемых объектов (до нового времени явления природы считались не поддающимися такому измерению); 4) активность (в отличие от созерцательного характера античной науки): тенденция к теоретическому конструированию объекта науки в виде идеального объекта, с одной стороны, и к практическому его конструированию (в виде эксперимента и механико-технических приложений и нововведений) - с другой [33, 298, 429; 21, 492, 426-427 и ел.]; 5) тесная связь научной и практической методологии, выразившаяся в невиданном ранее и вне Европы сближении науки и техники, - еще одна особенность, непосредственно вытекающая из предыдущей или же составляющая ее частный случай5. К перечисленным особенностям со второй половины XVIII в. добавляется еще одна, о которой отчасти уже шла речь в предыдущем параграфе. Это стремление рассматривать исследуемые явления историчес- 5 При этом техника и механика, объединяющая в себе науку и искусство, понимались не как господство и произвол человека над природой, а как высвобождение ее собственных сил и потенций путем искусного подчинения ей. <Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом>, - утверждал Ф. Бэкон [34,12]. ки, как стадии развития, причем развития главным образом прогрессивного. Идея прогрессивного развития к началу XIX в. постепенно становится важной общенаучной идеей. Помимо исторических и философс-ко-исторических трудов Фергюсона, Тюрго, Кондорсе, Гердера и др. она имела своим источником сформировавшийся в естественной науке и философии XVIII в. принцип градации живых существ. Этот принцип был затем развит в представление о <лестнице существ> от минералов до человека. Ж.-Б. Ламарк в своей <Философии зоологии> (1809) истолковал <лестницу существ> как эволюцию от низших существ к высшим, происходящую под влиянием внутренне присущего организмам стремления к прогрессу. Ранее Бюффон развивал идею <трансформизма> и выдвинул гипотезу о семи периодах истории Земли, предположив, что только в последние периоды на планете появились растения, затем животные. Эти теории явились существенным дополнением к научной картине мира XVI-XVII вв., изображавшей его преимущественно статичным. Представление о прогрессивном историческом развитии мира обусловило становление и последующее развитие целой группы соответствующих методов: историко-генетического, сравнительно-исторического, метода <сопутствующих изменений>, метода <пережитков> и т. д. Развиваясь одновременно и в геологии, и в биологии, и, конечно, в челове-кознании, эти идеи и методы способствовали конкретной реализации методологической установки Ф. Бэкона на эмпирическое, экспериментальное и индуктивное познание действительности. Социология возникла как распространение единого общенаучного <естественного> (<физического>, <физиологического> и т. п.) мировоззрения на сферу социальных явлений. Еще Ньютон считал, что <было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы>, включая, разумеется, и социальные. Эту точку зрения в принципе разделяло все научное сообщество вплоть до непосредственного предшественника социологии - Сен-Симона. Сен-Симон считал, что <существует только один порядок - физический>. Видя задачу своей жизни в том, чтобы <выяснить вопрос о социальной организации>, он стремился возвысить науку об этой организации до уровня наук, основанных на наблюдении. Вот почему он трактовал науку об обществе как <социальную физику> и <социальную физиологию>, выражая тем самым умонастроение научного сообщества в целом. Это умонастроение проникло и в литературную среду, где с 20-х годов XIX в. возникает мода на <физиологические>, т. е. основанные на наблюдении, описания различных сторон жизни человека и общества. Так, у Бальзака, утверждавшего, что <моральная природа имеет свои законы, как и физическая природа>, мы встречаем <Физиологию брака> (один из романов <Человеческой комедии>), <Физиологию туалета>, <Гастрономическую физиологию>, <Физиологию служащего>, <Историю и физиологию парижских бульваров>. Поскольку зарождавшаяся социология считала общество частью природы, а себя - одной из естественных наук, основанных на <естественном> мировоззрении, ее методологическому идеалу были свойственны все отмеченные выше черты <естественной> науки XVII - начала XIX в.: рационализм; эмпиризм; феноменализм; антителеологизм; стремление к точному измерению; теоретическая и практическая активность; тесная связь научной и практической методологии; а также, со второй половины XVIII в. - историко-эволюционистские и историко-прогрессис-тские воззрения. Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона-Декарта применительно к науке об обществе осуществлялась посредством ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин: сформировавшихся и еще только зарождавшихся, естественных и гуманитарных. Это были, в частности, факты, идеи и методы истории, этнографии, географии, статистики (под которой первоначально понимали детальное описание особенностей отдельных государств). Интерпретация данных этих дисциплин с позиций <естественного> мировоззрения и методологии механико-математического естествознания в приложении к обществу составляла прообраз будущей социологии. Особое место среди дисциплин, предшествовавших возникновению собственно социологии, занимает зародившаяся в XVII в. <политическая арифметика>. Ее наиболее видными представителями были англичане Джон Граунт и Уильям Петти. Термином <политическая арифметика> первоначально обозначалось любое теоретическое исследование социальных явлений, основанное на количественном анализе. Уильям Петти (1623-1687), выдающийся экономист, статистик, врач, физик и механик, изобрел сам термин <политическая арифметика>. В своем сочинении <Политическая анатомия Ирландии> (1672) он прямо указывал на идеи Ф. Бэкона как на источник своей методологии. В своей <Политической арифметике> (впервые опубликованной в 1691 г.) он также стремился осуществить бэконовский идеал науки применительно к социальным явлениям. <...Я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер (я уже давно стремился пойти по этому пути, чтобы показать пример политической арифметики), употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе> [36, 156]. Идеи <политической арифметики> У. Петти и Дж. Граунта нашли продолжение в идее <социальной математики> Кондорсе и в труде основоположника демографии Томаса Мальтуса <Опыт о законе народонаселения> (1798). <Естественная>, <социально-физическая> методология формирующейся социологии стала входить в противоречие с господствовавшим в XVII- XVIII вв. взглядом на общество как на искусственное образование, результат целенаправленной деятельности человека. Под влиянием этой методологии в начале XIX в. преобладающей становится иная социальная онтология, основанная на идее общества как результате действия естественных причин. При этом идея искусственного характера общества не исчезла; просто <искусственное>, связанное с деятельностью человека, стало трактоваться как проявление и высвобождение естественных сил, действующих в обществе. Такое понимание оставляло простор для целенаправленного совершенствования общества на основе этих сил. Подобно тому как в механике нового времени соединились наука и искусство, в <социальной механике>, т. е. в зарождавшейся социологии, изучение социальных явлений рассматривалось как этап или элемент их создания и совершенствования. Соединение физики с техникой послужило стимулом к тому, чтобы постараться соединить <социальную физику> с <социальной техникой>: изобретениями, нововведениями, реформами в сфере социальных механизмов. Вместе с выдвижением на первый план <естественной> точки зрения на общество преобладающей становится и точка зрения социального реализма: представление об обществе как о сущности особого рода, не сводимой к составляющим его индивидам, как об особого рода вне-индивидуальном и сверхиндивидуальном существе. Если ранее социально-реалистическая позиция обосновывалась главным образом моральными и религиозными аргументами, а социально-номиналистская, индивидуалистическая (присущая философам-просветителям, экономистам либерального направления, этикам-утилитаристам) - научными, то в первой половине XIX в. эти две позиции поменялись местами: <Противники индивидуализма говорят от имени науки, а их опровергают доводами морального, идеального характера> [37, 523]. Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т. е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов (или, иначе говоря, прогрессивное развитие социальных организмов), опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.
5. Заключение: когда и где начинается социология? Существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие - к XVII-XVIII вв., третьи - к XIX в., а четвертые - лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология - это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или в Китае. Некоторые исследователи не без оснований находят прообраз социологии в творчестве арабского историка и социального философа Ибн Халъдуна (1332-1406). Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии социологического знания. К ним, в частности, относятся следующие: о сущности общества и социального взаимодействия; о роли разделения общественного труда в поддержании социальной солидарности; о типах, образах жизни, или <состояниях> общества (<животная>, сельская и городская жизнь); о социальной эволюции; о месте производительного труда в жизни общества; о влиянии географической среды на социальную жизнь; о законосообразности социальных явлений; о значении опыта в социальном познании и т. д. (см. фрагменты из Ибн Хальдуна в: [38, 559-628; 39,121-155]). Тем не менее, в древних и восточных обществах можно обнаружить лишь некоторые элементы социологического знания, но еще не социологию как таковую. То, что мы сегодня воспринимаем эти элементы как социологию, обусловлено тем, что у нас есть возможность ретроспективного взгляда на них, взгляда с позиций науки уже сформировавшейся, но сформировавшейся в целом в другое время и в другом месте. Точно так же, например, мы можем найти элементы буддизма или ислама внутри европейской культурной традиции; тем не менее, мы достаточно достоверно и точно определяем время и место зарождения и становления этих религиозных учений: буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., а ислам - в Западной Аравии в VII в. Из предыдущего изложения следует, что возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а этой точкой - Западная Европа. В это время и в этом месте произошло рождение новой науки - социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых разных социокультурных ареалах земного шара. Предыстория науки закончилась, началась ее история. Разумеется, граница между предысторией и историей социологии в значительной мере условна. Как уже отмечалось, переход из одного состояния науки в другое - не событие, а процесс, достаточно длительный и масштабный. В известном смысле история социологии не имеет начала или же она начинается постоянно, в том числе и теперь. Ведь в процессе своего развития наука постоянно вновь определяет и переопределяет свои принципы, границы, предмет и методы. Когда мы говорим, что история социологии началась в Западной Европе в первой половине XIX в., то имеем в виду следующее. Соединение описанных в этой главе идейных предпосылок привело к тому, что начали определяться базовые критерии социологического знания, соответствовавшие тем эталонным общенаучным критериям, которые сформировались в научном сообществе. Это сообщество и его социальная среда осознали необходимость и возможность создания новой науки. Она начала обретать собственное самосознание, что выразилось, в частности, в появлении нового термина - <социология>, который постепенно стал главным, а затем единственным термином, обозначающим новую науку. Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением науки о нем. Они ждали появления новой науки и призывали к ее созданию. Но этого, разумеется, было недостаточно. Для возникновения новой науки требовались огромные усилия по ее созданию. Эти усилия были сделаны пионерами социологической мысли. Именно благодаря им социология стала конституироваться в самостоятельную научную дисциплину со своей собственной историей. О них пойдет речь в следующих лекциях.
Литература 1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983.Т. 4. 2. Луций Анней Сенека. О благодеяниях (De beneficiis), кн. IV, гл. 18 // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. 3. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. Варшава, 1911. 4. Bossuet. Politique tine des propres paroles de 1'Ecriture Sainte // Oeuvres choisies de Bossuet. Versailles, 1822. T. XXI. 5. Монтескье III. О духе законов // Монтескье ТТТ. Избр. произведения. М., 1955. 6. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. 7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Там же. М., 1991. Т. 2. 8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. 9. Руссо Ж.-Ж. О политической экономии // Там же. 10. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. 11. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. 12. Штейн Л. Социальный вопрос с философской точки зрения. М., 1899. 13. Энгельс Ф. Карл Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. 14. Зомбарт В. Социализм и социальное движение. СПб., 1906. 15. Dauzat A., Dubois J., Mitterand H. Nouveau dictionnaire iitymologique et historique. P., 1971. 16. Sombart W. Der proletarische Sozialismus (). 1 Bd. Die Lehre. Jena, 1924. 17. Saint-Simon C.-H. La Physiologic sociale. Oeuvres choisies. P., 1965. 18. Аверинцев С. С. Судьба // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 19. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. 20. Аристотель. Физика // Там же. М.,1981. Т. 3. 21. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. 22. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. 23. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произведения.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. 24. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян // Монтескье Ш. Избр. произведения. 25. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. 26. Сен-Симон. Труд о всемирном тяготении // Сен-Симон. Избр. сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1. 27. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Киев, 1917. 28. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984. 29. Тюрго А. Р. Последовательные успехи человеческого разума // Тюрго А. Р. Избр. филос. произведения. М., 1937. 30. Тюрго А. Р. Рассуждение о всеобщей истории // Там же. 31. Кондорсэ М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909. 32. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные // Сен-Симон. Избр. сочинения. М.-Л., 1948. Т. П. 33. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. 34. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. 35. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. 36. Петти В. Политическая арифметика // Петти В. Экономические и политические работы. М.,1940. 37. Мишель А. Идея государства: Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени Революции. М., 1909. 38. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. 39. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |