Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое учение А.Маршалла




Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы эко­номикс» — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им до­полнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат пересечения цены спроса, опре­деляемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его знамени­тые «лезвия ножниц» как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара, выраженная автором «Принципов» так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками, произ­водства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или ниж­нее лезвие ножниц».

Как видим, А.Маршалл фактически сохранил заимствованную у «классиков» исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. При этом, полагая, что каждый человек, при­обретая вещь, исходит «из представляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или... из конъюнктуры», он вводит понятие «потребительский избыток». Последнее, на его взгляд, — это «разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т.е. «экономичес­кое мерило его добавочного удовлетворения».

Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение поло­жений ранних маржиналистов о функциональной зависимости та­ких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в час­тности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложе­ние падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равно­весия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Отсюда, как полагает А.Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет сни­жаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться8.

Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «воз­награждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожи­дает «будущего удовлетворения» от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать «вознаграждением за труд». Он решительно не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда.

В развитие теории «цены спроса» А.Маршалл выдвинул концеп­цию об «эластичности спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выя­вил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное почему-то отно­сительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует осо­бая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода време­ни.

Исследования в рамках теории «предельных издержек производ­ства» позволили А.Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов произ­водства на предприятии. Это очевидно из главы 13 тома 1 «Прин­ципов», в которой лидер «кембриджской школы» обращается к про­блематике возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов. Он, в частности, отмечает, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономи­ке обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной про­дукции и соответственно преимущество перед конкурентами (бла­годаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода обо­рудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема произ­водства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутрен­ней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.

Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономичес­ких законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответ­ствии с первым «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что по­вышает эффективность использования труда и капитала... дает про­порционально более высокую отдачу... По второму закону «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорцио­нальному увеличению объема продукции». Причем по убеждению исследователя, «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу».

Как видим, по мысли А.Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижают­ся, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные мето­дические решения проблемы оптимизации производства и разме­ров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки про­изводства на постоянные и переменные, А.Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки стано­вятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждаю­щий фирму покинуть рынок, — это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.