Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

ЛЕКЦИЯ 4.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий. На заре своего существования рынок был местом встречи продавцов и покупателей и рассматривался как базар, рыночная площадь. Такое узкое понимание рынка было связано с его примитивными формами.

В широком смысле

Рынки –это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.

В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покуателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэтомy рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.



Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.

Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар».

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.

Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.

Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод.

Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.

Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом.

Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.

Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).

Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.

В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:

а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;

б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;

г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;

д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;

е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;

ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);



и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

По субъектамразличают рынки:

1) покупателей;

2) продавцов;

3) государственных учреждений;

4) промежуточных продавцов-посредников.

По общественному разделению труда различают рынки:

1) местный (локальный);

2) региональный;

3) национальный;

4) мировой.

Выделяют следующие виды рынков по уровню насыщения:

1) равновесный;

2) дефицитный;

3) избыточный;

по степени зрелости:

1) неразвитый;

2) развитый;

3) формирующийся.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

ценообразующая функция.В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она позволяет координировать решения, принимаемые производителями и потребителями на рынке, отражает полезность товара и издержки на его производство.

информационная функция.Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

регулирующая функция.Предполагает воздействие рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность.

посредническая функция.Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

санирующая функция.Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Структура рынка – основные характерные черты, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке фирм, степень, в которой товары разных фирм схожи между собой, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка –оптовые торговые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система, другие организации, обеспечивающие, сопровождающие рыночные процессы.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1)биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2)аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3)кредитная система и коммерческие банки;

4)эмиссионная система и эмиссионные банки;

5)система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7)налоговая система и налоговая инспекция;

8)система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9)специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10)торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11)таможенная система;

12)профсоюзы работающих по найму;

13)коммерческо-выставочные комплексы;

14)система высшего и среднего экономического образования;

15)аудиторские компании;

16)консультативные (консалтинговые) компании;

17)общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18)специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

организационное оформление рыночных отношений;

облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Механизм рыночного регулирования –это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

Спрос— один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью.

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при наличии следующих важных условий:

большинство товаров и услуг не бесплатны;

у любого товара есть заменители (субституты);

неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всех рынках в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы приобрести при различных уровнях цен.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные формы как экономического, так и социального, а также технологического характера.

В связи с этим различают эндогенный и экзогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка (пример – закон о запрете курения).

Эндогенный, или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе (пример – здоровый образ жизни). Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.

Величина (объем) спросаопределяется тем максимдльньт количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях.

Закон спроса- величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Закон падающего спроса А. Курно формулируется так:

D = f (P),

ггде: f (P) – 0; D – спрос; f – функция; Р – цена.

Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют тенденции к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.

Отсюда кривая спроса убывающая.

 
 

 

 


Рис.Кривая спроса

Кривая спроса –это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Закон спроса объясняется следующими основными причинами:

I. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокаяцена отбивает у потребителей охоту поку­пать, а низкаяцена усиливает их желание совершить покупку.

II. Потребление или спрос подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, (полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей. Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы продукции. Например, в сильную жару первый стакан холодного напитка будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый – может оказаться абсолютно бесполезным. Закон Германа Госсена – при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя сокращается с каждой дополнительной единицей блага) т. е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

III. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретение каких-либо альтернативных товаров, т.е. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороги. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.

Закон спроса не действует в трех случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.

2. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).

3. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые)факторы спроса.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.