КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежная реформа 1922-1924 гг
Денежную реформу 1922-1924 гг. связывают с именем наркома финансов Г.Я. Сокольникова. На первом этапе денежной реформы были проведены две деноминации денежных знаков. В 1922 г. выпускаюся «совзнаки», обращавшиеся в течение года. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. старых. Совзнаки образца 1923 г. приравнивались к 1 млн. старых и к 100 руб. образца 1922 г. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. появляется червонец, обмениваемый на золото. Червонец сордержал золота на уровне 10 руб. 1913 г. Устойчивость червонца обеспечивалась Госбанком на 25% драгметаллами, а на 75% - высоко ликвидными товарами, векселями и другими обязательствами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва» (СибГАУ)
УТВЕРЖДАЮ:
Декан ФЭФ ______________Ю.В. Ярыгин
“___” _______________ 2009 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ»
Направление подготовки: 080100 «Экономика» Магистерская программа: Экономическая теория и финансово-кредитные отношения
Кафедра: Экономики
Красноярск 2010
Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «История экономики» является обязательной в блоке гуманитарных курсов, и входит в программу подготовки специалистов всех форм обучения. Курс рассчитан на слушателей, изучивших социально-экономические дисциплины, являющиеся для него базовыми. Цель изучения дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем. Студенты должны усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал. Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты. Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по всем специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности. Формы контроля знаний студентов: - промежуточный контроль: две письменные самостоятельные работы; - итоговый контроль – зачет в письменной или устной форме: - итоговая оценка определяется с учетом результатов работы студентов в течение семестра. Требования к знаниям и умениям Студент должен знать: · предмет и метод истории экономики; · периодизацию истории экономики; · место истории экономики в системе экономических наук; · основные черты развития первобытного, рабовладельческого и феодального способов производства; · общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма; · особенности экономического развития стран на рубеже XIX – XX вв.; · экономические реформы, осуществляемые в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики стран в послевоенный период; · основные экономические реформы в СССР и их последствия; · проблемы становления рыночных отношений в России. Студент должен уметь: · применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики; · использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ; · определять пути совершенствования управления промышленностью, строительством, совершенствования хозяйственного механизма.
В методических указаниях представлены: пояснительная записка, рабочая программа, планы семинарских занятий, методические указания, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса, глоссарий, список основной литературы. Учебные задания собраны по основным темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий. Каждое задание включает: - основные термины и понятия, позволяющие проверить правильное понимание и знание основных терминов, которые используются в курсе «История экономики»; - тесты, при выполнении которых требуются теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предполагаемых утверждений. Целью данной учебно-методической разработки является оказание студентам помощи в предметном осноении курса «История экономики», в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как зарубежного, так и опечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику. В настоящие учебно-методические указания вошли материалы, предлагаемые авторами на практических занятиях в студенческих группах, которые позволяют выработать навыки анализа полученных при изучении курса результатов.
2. Программа курса «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» Рабочая программа по курсу «История экономики» составлена с учетом сложившегося на кафедре опыта преподавания этого курса, ранее действующих программ по нему, анализа научных исследований и опыта преподавания этого курса в отечественных и зарубежных учебных заведениях. В ней раскрывается содержание курса в целом и отдельных его тем с отражением новых положений, приводится тематический план занятий и рекомендуемая литература.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории экономики в современных условиях перехода к рыночной экономике является особенно актуальным, так как без знаний последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах, на различных этапах исторического развития, обобщения и изучения их опыта, осуществление эффективного научно-обоснованного реформирования экономики России практически невозможно. Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаниями реформирования зарубежной и российской экономике в историческом аспекте. Курс истории экономики является обязательной дисциплиной для студентов всех специальностей. Он предусматривает последовательное изучение эволюции хозяйственной жизни на всех этапах экономического развития отдельных отраслей и стран. В процессе изучения этого курса у студентов формируется система знаний о предмете истории экономики, о проблемах ее периодизации, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях и общих закономерностях в развитии отдельных отраслей и стран в эпоху феодализма, капитализма свободной конкуренции и на современном этапе, об особенностях реформирования экономики России. При изучении курса у студентов вырабатываются навыки самостоятельной работы. Изучение курса «История экономки» базируется на освоении студентами таких учебных дисциплин, как основы экономической теории, истории Росси и др. В свою очередь он служит основой экономических учений, экономики переходного периода, финансов и др. В связи с этим изучение истории экономики имеет большое значение в овладении каждым студентом своей специальностью, его профессиональном формировании и требует добросовестного и творческого отношения. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Источники и историография экономической истории. Периодизация истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА
Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя. Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство. Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы в XI-XV веках. Хозяйственный рост городских республик Северной Италии в XI-XV веках. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй. Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства.
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. «Революция цен» и ее значение. Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз. Становление экономики индустриального типа в США. Социальные и экономические предпосылки и последствия войны северо-американских колоний за независимость. Промышленный переворот в США. Фермерский путь развития капитализма севера США. Плантационное рабство на юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861-1865г. Становление капитализма свободной конкуренции в Японии. Проблемы общего и особенного в экономическом развитии в эпоху капитализма свободной конкуренции.
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира. Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России. Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX - начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства. Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности. Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРОВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 - 1939 гг.) Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор. Возрождение экономики Германии. Планы Дауэса Ч. и О.Юнга. «Великая депрессия» 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение. Экономическая политика фашистской Германии. План экономии английского банкира Дж.Мэя. Экономическая политика французского правительства Народного фронта. Тема 6. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское «Экономическое чудо» и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы. Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции. Особенности развития британской экономики в послевоенный период.
Тема 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР Экономика СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сущность НЭПа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Основные общественно-экономические уклады; использование государственного капитализма, его основные формы. Развитие системы планирования. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе. Отмена карточек. Экономические реформы 30-х годов. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Налоговая реформа. Экономические реформы 50-60-х годов и их результаты. Поиски путей совершенствования управления промышленностью и строительством. Совершенствование хозяйственного механизма. Меры по подъему сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1965 г. поиски путей совершенствования хозяйственного механизма.
Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Состояние экономики в конце 1991 года. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования по второй половине 1991 – 1995 годах. Проведение массовой приватизации и ее результаты. Экономические преобразования в сфере аграрных отношений с 1991 по 1999 годы. Динамика жизненного уровня населения России за годы реформ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |