Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение срока уплаты налога, сбора или пени





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно осуществить в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В целях недопущения нарушения налогового законодательства в части образования налоговой недоимки под п. 4 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит. Механизм реализации данного положения представляет изменение срока исполнения налоговой обязанности и регулируется главой 9 НК РФ.
Изменение срока исполнения налоговой обязанности — это перенос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.
В правоотношениях по изменению срока исполнения налоговой обязанности участвуют три стороны, финансовые государственные или муниципальные органы общей компетенции, налоговые органы, а такженалогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты налога, сбора или пени (заинтересованное лицо).
В соответствии с принципами налогового федерализма и самостоятельности органов местного самоуправления существует разграничение налоговой компетенции между территориальными органами государства и муниципальных образований относительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.
По общему правилу решение вопросов изменения сроков исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Относительно изменения сроков уплаты региональных или местных налогов решения принимаются соответствующими финансовыми органами субъекта РФ или муниципального образования.
Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при перемещении товаров через границу Российской Федерации, право изменения сроков исполненияналоговой обязанности относительно этих налогов, сборов или причитающейся пени принадлежит Федеральной таможенной службе или уполномоченным ею таможенным органам.
Особенности взимания государственной пошлины обусловили и порядок изменения сроков по ее уплате. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты государственной пошлины, являются уполномоченные органы, осуществляющие контроль за платежом данного вида.
Правом изменения срока исполнения налоговой обязанности по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.
Второй стороной в правоотношениях относительно изменения срока исполнения налоговой обязанности выступает налогоплательщик. Законодательство оналогах и сборах не устанавливает какихлибо ограничений по видам налогов, применительно к которым возможно изменение сроков их уплаты. Вместе с тем Налоговым кодексом РФ определяются обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых исключает изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:
• возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
• проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;
• имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется изменением срока исполнения налоговой обязанности для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Также исключается возможность изменения срока исполнения налоговой обязанности, если налогоплательщик уклоняется от обеспечения отсрочки илирассрочки по уплате налога, т.е. не предоставляет в залог свое имущество или поручительство третьего лица.
Срок исполнения налоговой обязанности может быть изменен относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее части. Изменение срока уплаты налога не означает отмену существующей или возникновение новой налоговой обязанности налогоплательщика. Однако выполнение налоговой обязанности в более поздние сроки образует сумму задолженности фискально обязанного лица перед бюджетом (внебюджетным фондом), поэтому на неуплаченную суммуналога начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Тем самым перенос срока исполнения налоговой обязанности фактически означает предоставление возмездного кредита со стороны государства налогоплательщику за счет средств того бюджета или внебюджетного фонда, в доход которого должны были поступить неуплаченные вовремя налоги.
Возмездность (платность) изменения срока уплаты налогов исключается в тех случаях, когда своевременному исполнению налоговой обязанности препятствовали обстоятельства непреодолимой силы либо у государства (муниципального образования) имеется финансовый долг перед налогоплательщикомв виде задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Предоставление возможности изменения срока исполнения налоговой обязанности способствует сохранению финансового равновесия фискально обязанного лица, но вместе с тем создает угрозу для государства (муниципального образования) неполучения либо недополучения суммы причитающихся налоговыхплатежей. В качестве гарантии своевременного погашения фискальной задолженности перед бюджетом или внебюджетным фондом налоговымзаконодательством предусмотрены следующие способы обеспечения изменения срока уплаты налога:
• залог имущества;
• поручительство.
Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит. Какиелибо иные способы, предоставляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.
Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщикомсуммы задолженности.
Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предоставлены по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Течение срока изменения исполнения налоговой обязанности начинается с момента наступления общего срока уплаты налога.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется на основании письменного заявления заинтересованного лица. Подобное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых подается в соответствующий уполномоченный государственный (муниципальный) орган, а второй в десятидневный срок направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме отсрочки или рассрочки возможен при наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ.
В зависимости от императивности для уполномоченного органа обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения срока уплаты налога, подразделяются следующим образом.
1. Обстоятельства, подлежащие безусловному учету. При их наличии уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке илирассрочке уплаты налога. Такими основаниями служат:
• причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иные обстоятельства непреодолимой силы;
• задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Единственным ограничением изменения срока исполнения налоговой обязанности при наличии данных обстоятельств является сумма причиненного заинтересованному лицу ущерба, сумма бюджетного недофинансирования либо сумма неоплаты государственного заказа — в пределах названных сумм отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется в обязательном порядке.
2. Обстоятельства, учитываемые по усмотрению уполномоченного органа. При их наличии возможно, но не обязательно предоставление отсрочки. Такими основаниями служат:
• угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;
• бедственное имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной выплаты налога;
• сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг налогоплательщиком.
Перечень обстоятельств, учитываемых при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, не является исчерпывающим. В отношении налогов,подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, подобные основания могут быть дополнены ТмК РФ. Кроме федерального законодательства законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия изменения срокаисполнения налоговой обязанности, но только по отношению к региональным и местным налогам.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита (п. 1 ст. 76 БК РФ).
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности (п. 3 ст. 76 БК РФ).
При неспособности налогоплательщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту названными способами бюджетное законодательство исключает возможность изменения срока уплаты налогов.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика — получателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.
Во время действия договора бюджетного кредита уполномоченные органы имеют право контролировать финансовохозяйственную деятельностьналогоплательщика.
Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки, рассрочкиили налогового кредита специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговойзадолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом. Он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Условиями предоставления инвестиционного кредита служат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает правоналогоплательщику требовать заключения договора об изменении срока уплаты налога на прибыли, региональных или местных налогов. Инвестиционныйналоговый кредит предоставляется налогоплателыцикуорганизации при условии:
• проведения этой организацией научноисследовательских или опытноконструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
• осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов;
• выполнения этой организацией особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению.
Перечень юридических фактов, служащих основаниями для предоставления инвестиционного налогового кредита, не является закрытым, поскольку законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания и условияизменения срока уплаты региональных и местных налогов, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Таким образом, основной особенностью инвестиционного налогового кредита является присущая ему регулирующая функция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организацийналогоплателыциков.
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения налоговогооргана или договора. В отдельных случаях, предусмотренных ст. 68 НК РФ, действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита может быть прекращено до истечения установленного срока.
Досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита возможно в двух случаях: добровольном и принудительном.
По воле налогоплательщика действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае уплаты им всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения срока.
В принудительном порядке действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления названных налоговых преимуществ. Такое досрочное прекращение осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочкиили рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения налогового органа уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также причитающиеся пени.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
Установлены и иные основания для досрочного прекращения действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Согласно п. 7 ст. 68 НК РФ такой договор может быть досрочно прекращен по соглашению сторон или по решению суда. Основаниями досрочного прекращения договора инвестиционногоналогового кредита могут выступать:
• нарушение налогоплательщиком предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита;
• нарушение налогоплательщиком своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона илипредоставлению особо важных услуг населению, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит.





 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.