Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогообложения в особых экономических зонах

В настоящее время правовой статус особых экономических зон установлен Федеральным законом «Обособых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116ФЗ.
Особая экономическая зона представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 указанного Закона).
В качестве целей создания особых экономических зон провозглашено развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры.
В ранее действовавшем законодательстве в ст. 41 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. № 15451 содержалась характеристика свободной экономической зоны, в которой определялись цели создания свободных экономических зон — привлечение иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развитие экспортного потенциала. Констатировалось, что в свободных экономических зонах устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Обращаясь к историческому аспекту функционирования в Российской Федерации зон с особым экономикоправовым статусом, следует признать, что их правовое регулирование неоднозначно и противоречиво. Формирование на территории России зон с особым экономикоправовым статусом началось в конце 1980х гг. и впоследствии стремительно развивалось. В 1990—1991 гг. статус свободной экономической зоны имело уже 11 территорий с численностью населения 18,5 млн человек (13% населения страны). В это время, в частности, были учреждены свободные экономические зоны в Сахалинской области, в Алтайском крае, в Еврейской автономной области, в г. Находке и т.д. Однако отсутствие в государстве соответствующих экономических и правовых условий делало функционирование свободных экономическихзон малоэффективным.
Кроме того, зоны с особым экономикоправовым статусом создавались на основании не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ, что привело к появлению различных наименований и статусов подобных территорий. Так, в соответствии с федеральным законодательством действовали зоны свободного предпринимательства (г. Ленинград), свободные экономические зоны (Кемеровская, Новгородская области) и др. В соответствии с региональным законодательством были, например, созданы зоны экономического развития на территории Волгоградской области, локальные свободныеэкономические зоны в муниципальном образовании поселка Янтарный и др.
В силу отсутствия унифицированного законодательства в федеральном и региональном законодательстве использовалась самая различная терминология. Наряду с термином «свободная экономическая зона» употреблялись понятия «зона экономического благоприятствования», «особая экономическая зона», «зона свободного предпринимательства», «офшорная зона» и т.д. Такая терминология носила произвольный характер и не была связана с содержанием правового режима зоны. В этой связи на законодательном уровне необходимо было сформулировать единую дефиницию.
Для упорядочения многочисленных нормативноправовых актов, принятых по вопросам о зонах с особым экономикоправовым статусом, реального развертывания зональной практики и подведения под нее стабильной концептуальноправовой основы необходимо было скорейшее принятие соответствующего федерального закона, отвечающего интересам развития Российской Федерации в целом, ее субъектов и муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» созданные до дня его вступления в силу особыеэкономические зоны и свободные экономические зоны прекращали свое функционирование. Исключением являются лишь особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях.
В настоящее время на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленнопроизводственные особые экономические зоны (создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 км2);
2) техниковнедренческие особые экономические зоны (создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2).
При этом установлено, что особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Ее территория не должна включать в себя полностью территорию какоголибо административнотерриториального образования.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется его постановлением.
На территории особых экономических зон действует специальный по сравнению с другими территориями страны механизм налогообложения, что проявляется в двух аспектах. Вопервых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительноэкономически обособленной, имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Вовторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономикоправовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.
Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности в механизме налогообложения в особых экономических зонах. Например, при уплате единого социального налога (взноса) для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента техниковнедренческой особойэкономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории данной зоны, применяются специальные ставки налога (ст. 241 НК РФ).
При уплате налога на прибыль организаций налогоплательщикиорганизации, имеющие статус резидента промышленнопроизводственной особой экономическойзоны, вправе в отношении собственных основных средств к норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2 (абз. 4 п. 7 ст. 259 НК РФ). Согласно ст. 283 НК РФ юридический механизм налога на прибыль организаций включает право налогоплательщика осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет с установлением общего ограничения — совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы. Однако в отношении налогоплателыциковорганизаций, имеющих статус резидента промышленнопроизводственной особой экономической зоны, данное ограничение не распространяется (абз. 4 п. 2 ст. 283 НК РФ). Организация — резидент особой экономической зоны освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе этой организации, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ) и от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный данному субъекту (п. 9 ст. 395 НК РФ).
В пределах территории особой экономической зоны действует таможенный режим свободной таможенной зоны, при котором товары размещаются и используются в пределах ее территории без уплаты таможенных пошлин и НДС.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу | Налогообложение адвокатской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.