Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Территориальные основы местного самоуправления




В период буржуазных реформ, проводимых Временным правительством России, происходит расширение объема полномочий и компетенции земских органов самоуправления. Кроме того, что местное самоуправление вводилось повсеместно, завершена была система органов этого самоуправления. Учреждалось волостное земство, самоуправление вводилось также в железнодорожных, пристанских, фабрично - заводских, рудничных, промысловых и даже дачных поселках, если там имелись выраженные местные потребности. Местное самоуправление, таким образом, приближалось к населению.

На уровне волостей, сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления. Органами сельского сообщества являлись сельский сход и сельский староста. Органами волостного управления являлись: волостной сход, волостное правление, волостной старшина и некоторые другие должностные лица.

Городская управа, как орган исполнительный, состояла из головы и членов управы, число которых определялось представительным органом. В небольших уездных городах думам было предоставлено право не формировать исполнительный орган, а обязанности его возлагать на голову.

Городская Дума избиралась на срок 4 года. Численность гласных в городских представительных органах составляла от 30 до 70 человек. Городская Дума, являясь распорядительным органом, избирала из своего состава орган исполнительный - городскую управу в составе головы и членов управы. Городской голова возглавлял и Думу и управу.

По Городовому положению 1870 года городской Думе предоставлялось право устанавливать в пользу города целую систему сборов и налогов, принятие в пользу города пожертвований, установление общих правил заведования городским имуществом.
Государство устанавливало определенные гарантии для городского самоуправления. В Городовом положение указывалось, что в пределах своей компетенции городское управление самостоятельно. Правительственные, земские учреждения были обязаны оказывать ему содействие в исполнении законных требований. Вместе с тем законодательство предусматривало ответственность городского общественного самоуправления за превышение власти, за неисполнение законных требований различных компаний, обществ.

Позднее, при Александре III, с целью устранения определенных недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления, были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).В ходе реализации земской реформы земские учреждения возникли в 34 губерниях европейской части России. В Сибири и на окраинах страны земства не вводились.

 

2. Характер и направленность процессов организации власти на местах коренным образом изменились после октября 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. Ликвидация старых органов самоуправления проводилась в соответствии с циркуляром Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 г., в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов.

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой своей природе государством централизованным.

Конституция РСФСР 1918 г. определила отношение волостной власти к уездной, уездной – к губернской и этой последней – к центру. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. все звенья представительной системы в Российской Федерации, как и в других союзных республиках, стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Система съездов Советов была упразднена: все местные представительные органы государственной власти стали именоваться Советами.

Высшим организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющийся в жесткой централизации и концентрации государственной власти. В соответствии с этим принципом в ведении вышестоящих Советов находились нормотворчество и планово-регулирующая деятельность. Вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих органов государственной власти. Их акты были обязательны для исполнения нижестоящими советскими органами власти. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.

Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов: исполнительных комитетов, отделов и управлений. Исполнительные органы были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам аппарата вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень централизации государственного управления, прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.

Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали: а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии; б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, работающих в Советах; в) контроль за деятельностью советских органов по реализации партийных директив.

Однако местные Советы так и не обрели качеств «работающих корпораций», т.е. органов, самостоятельно решающих вопросы местной жизни, фактически реализующих свои конституционные полномочия, позволяющие осуществлять не только нормотворческую, но и управленческую функцию. Реальная власть на местах находилась в руках аппарата партийных органов, волю которых выполняли Советы.

В конце 80-х гг. предпринимались попытки улучшить организационную структуру Советов: были созданы президиумы местных Советов, которые должны были осуществлять некоторые функции, ранее принадлежавшие исполкомам (подготовка сессий Советов, координация работы постоянных комиссий Советов, учеба депутатов и др.). Однако разрешить проблемы соотношения функций и полномочий президиумов местных Советов и исполкомов оказалось довольно сложно в изменившихся условиях политической жизни страны. Во многих местных Советах возникли конфликты между президиумами и исполкомами. В ряде случаев Советы ликвидировали исполнительные комитеты, делегируя исполнительные и распорядительные функции президиуму Совета.

9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. В соответствии с ним основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с закона ми, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты .. С принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления.

Таким образом, были сделаны первые шаги на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне, нежели те, что были свойственны советской организации власти. Однако местное самоуправление, декларированное в упомянутых законах, не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни, в должной мере, в правовом отношении.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления. Таким образом, советский период характеризуется следующим:

-реальная власть находилась в руках партийных комитетов;

-выборы проходили на безальтернативной основе и под контролем партийных органов;

-местные Советы были слишком многочисленны, что значительно снижало эффективность их работы;

-отсутствие персональной ответственности за принимаемые решения.

 

3. Выделяют различные этапы реформирования местного самоуправления в 90 - годы. В рамках наиболее традиционной классификации называют следующие периоды:

1. 1990-1991г. Этот период характеризуется принятием в 1990г Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".Начинается качественная перестройка местной власти.

2. 1991 - 1993 гг. В это время были приняты такие наиболее значительные нормативные акты, как Закон РСФСР 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Постановление Верховного Совета Российской Федерации 1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

3. Осень 1993 г. Характеризуется регулированием вопросов местного самоуправления Указами Президента Российской Федерации. Ликвидируется система Советов. Происходит передача функций представительных органов власти исполнительным органам - соответствующим местным администрациям. Ведется работа по подготовке и принятию новой Конституции Российской Федерации.

4. 1993 г. – 1995г. С принятием Конституции Российской Федерации начался новый этап реформирования местного самоуправления, который продолжался до принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления а Российской Федерации» от 28.08.1995года.

5. 1995г –по 2003год., т.е до принятия одноименного закона от 06.10.2003 года.

6. 2003г – по настоящее время.

 

4. Существуют различные типы местного самоуправления, что предопределяет особенности развития муниципального законодательства в тех или иных странах.

В Великобритании родине классических муниципальных форм сложился тип местного самоуправления, получивший на звание англосаксонского. Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.

Одна из характерных черт этой системы – отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Однако правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления выполняют свои задачи. Другой характерной чертой англосаксонской модели местного самоуправления является утвердившийся в XIX в. в Великобритании принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом.

Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом.

Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом - действовать в пределах своих полномочий, т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. Большую роль в правовом регулировании деятельности местных органов власти играют также местные и частные парламентские статуты, устанавливающие дополнительные полномочия и льготы, а также акты делегированного (субординационного) законодательства.

В США в результате эволюционного развития городского самоуправления сложились три основные формы организации городского управления:

- система «мэр – совет» действует более чем в половине само управляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре, ибо его реальная власть далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура избрания (мэр избирается либо непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания: мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (это может быть и четыре, и два года); право мэра налагать вето на решение совета и др.;

- система «совет – менеджер» (или «городской управляющий»). В соответствии с этой формой городского управления мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника – менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом как частным предприятием. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию;

- «комиссия». Подобная форма городского самоуправления встречается достаточно редко и существует, как правило, в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции сове та и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государств действует муниципальная система, которая в основе своей имеет французскую модель местного управления.

Основные принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII – начале XIXв., существенно отличались от лежащих в основе организации местного самоуправления в Великобритании. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест. В распоряжении опекающей центральной власти находилась широкая гамма средств с различными наименованиями (аннулирование, одобрение, временная приостановка, замещение, отзыв, отставка, роспуск и др.), имевшая единственную цель – жесткое подчинение себе деятельности местных коллективов. Ключевую роль в системе местного управления Франции играл префект, являвшийся представителем правительственной власти и определявший все направления местной деятельности.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр осуществляет свои полномочия под контролем муниципального совета и представителя государства в департаменте – префекта, который наблюдает за законностью принимаемых коммунами решений. В необходимых случаях он вправе направлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены как противоречащих закону.

Муниципальный совет может быть распущен указом президента страны. Мэр также может быть отправлен в отставку по указу президента, одобренному Советом министров.

Таким образом, для французской модели местного самоуправления характерно наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной государственной администрации. Кроме того, необходимо отметить, что в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяют местное (коммунальное) самоуправление Германии.

Местные органы власти в Германии образуются в районах, городах в ранге районов и общинах. Статус общин в Германии характеризуют следующие положения: община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления; община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону; община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Вопросы организации общин в федеральных землях Германии решаются по-разному. Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин: а) магистратный; б) бургомистерский; в) северо-германский; г) южно-германский.

При магистратной форме организации местного самоуправления исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом. Магистрат состоит из бургомистра (председателя), заместителей бургомистра. Бургомистр в магистрате занимает положение «первого среди равных». Члены магистрата избираются представительным органом общины.

Бургомистерская форма организации местного самоуправления предполагает, что бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления.

Северогерманский вариант организации местного самоуправления характеризуется тем, что в представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый ее представительным органом. Кроме того, избирается также городской голова (городской директор), к полномочиям которого относится решение текущих вопросов местного управления.

Особенностью организации местного самоуправления при южно германском варианте является то, что наряду с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

 

 

1. Территориальные основы местного самоуправления — совокуп­ность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную орга­низацию местного самоуправления: состав территории, порядок ус­тановления и изменения границ муниципального образования.

Отличи­тельными признаками муниципального образования выступают:

— населенная территория;

— осуществление на ней местного самоуправления;

— обособленная муниципальная собственность;

— местный бюджет;

— выборные органы местного самоуправления.

Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года предусмотрено создание пяти видов муни­ципальных образований:

1) городское поселение;

2) сельское поселение;

3) муниципальный район;

4) городской округ;

5) внутригородская территория города федерального значе­ния.

Первичным уровнем территориальной организации местного самоуправления становятся поселения (городские, сельские). Второй уровень образуется на базе муниципальных районов. При этом наличие поселений и муниципальных районов в каждом субъекте Российской Федерации является обязательным.

При этом под сельским поселением предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок в кото­рых местное самоуправление осуществляется населением непо­средственно и (или) через выборные и иные органы местного са­моуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или по­селений и межселенных территорий, объединенных общей терри­торией, в границах которой местное самоуправление осуществля­ется в целях решения вопросов местного значения межпоселенче­ского характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые мо­гут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 

2. Федеральный за­кон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года устанавливает кри­терии, с учетом которых должны устанавливаться границы муни­ципальных образований разного типа:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низ­кой плотностью населения межселенные территории входят в со­став муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложив­шиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли об­щего пользования, территории традиционного природопользова­ния населения соответствующего поселения, рекреационные зем­ли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федера­ции статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории посе­ления может наделяться сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труд­нодоступных местностях сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято ни сходе граждан, про­живающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав террито­рии муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с уче­том необходимости создания условий для решения вопросов мест­ного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществле­ния на всей территории муниципального района отдельных госу­дарственных полномочий, переданных указанным органам феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Особым видом муниципального образования является город­ской округ. Согласно закону это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного само­управления которого осуществляют полномочия по решению во­просов местного значения поселения и вопросов местного значе­ния муниципального района, а также могут осуществлять отдель­ные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В городском округе осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом го­родского округа осуществляется законом субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения всех вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных го­сударственных полномочий, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельной реализации своей компетенции органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муници­пального района (муниципальных районов).

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться также не чаще одного раза в пять лет.

 

3. Установление и изменение границ муниципального образо­вания осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе:

а) населения;

б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной власти субъектов федерации;

г) фе­деральных органов государственной власти.

Порядок выдвижения инициативы населения по изменению границ муниципальных образований должен соответствовать по­рядку, установленному федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы местного референдума.

При этом закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

При изменении границ обязательно учитывается мнение населения. Данное требо­вание существовало и в старом федеральном законе, однако не закрепляло конкретных форм выявления мне­ния населения. Федеральный закон от 06.10.2003 г., четко определяет, что в случае изме­нения границ муниципальных районов, влекущего переход населен­ных пунктов в состав других муниципальных районов, согласие на­селения должно быть выражено либо в форме голосования, либо на сходах граждан.

В данном случае также обязательно учитывать мнение предста­вительных органов соответствующих муниципальных районов. В данной части закон содержит отсылочную норму к статье, регла­ментирующей проведение голосования по вопросам изменения гра­ниц муниципального образования. Соответственно, в случае изменения границ поселений (влекуще­го переход населенных пунктов в другие поселения) также необхо­димо учитывать мнение населения, выраженного либо в форме го­лосования, либо на сходах граждан, а также мнение представитель­ных органов соответствующих поселений.

В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет перехода населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и поселений, проведения местного референдума, голосования жителей или схода граждан не требуется. Мнение населения в таком случае выражает соответствующий пред­ставительный орган местного самоуправления.

По-разному решается вопрос о порядке изменения границ муниципальных районов в случаях отнесения или неотнесения территорий поселений и (или) населенных пунктов к территори­ям других муниципальных районов:

— если имеет место такое отнесение, то изменение осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов

— если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципаль­ных районов, то мнение населения выражается представительны­ми органами соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% отно­сительно минимальной установленной законом численности на­селения после установления законами субъектов РФ границ посе­лений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов федерации, федеральными органами государст­венной власти процедуры изменения границ городских и (или) сельских поселений.

 

4. Федеральный закон от 06.10.2003 года впервые определил понятие преобразования муниципальных образований. Под пре­образованием муниципального образования понимаются объеди­нение, разделение муниципальных образований, изменение стату­са городского поселения в связи с наделением его статусом го­родского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образаний осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Инициаторами преобразования могут выступать те же субъекты, что и при измене­нии границ муниципальных образований. При этом закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

При преобразовании муниципальных образований используются следующие правила:

— объединение двух и более поселений, не влекущее измене­ния границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом, либо на сходах граждан;

— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципаль­ных районов;

-объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром;

— разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из об­разуемых поселений, выраженного путем голосования, преду­смотренного законом, либо на сходах граждан;

— разделение муниципального района осуществляется с уче­том мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района;

— изменение статуса городского поселения в связи с наделе­нием его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится законом субъекта федерации с согласия населения соответствующего городского населения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответст­вующее городское поселение.

Мнения населения городского поселения и населения муни­ципального района выявляются путем голосования, предусмот­ренного законом, проводимого раздельно на территории город­ского поселения и на территории муниципального района, из со­става которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населе­ния городского поселения и (или) населения муниципального района.

Закон предусматривает упразднение городских и сельских поселений. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

 

5. Порядок ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации установлен Правилами ведения государственного реестра муниципальных образований.

Внесению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Государственный реестр ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Для включения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет на бумажных и электронных носителях комплект документов, включающий:

1) заявление о включении муниципального образования в государственный реестр, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

2) официальный текст закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения - официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

3) копию устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

4) копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

Включение муниципального образования в государственный реестр осуществляется путем записи в журнал для ведения государственного реестра сведений.

В журнале для ведения государственного реестра производится запись о включении муниципального образования в государственный реестр и отметка об оформлении и выдаче свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр.

Министерство юстиции Российской Федерации в месячный срок с даты получения документов:

а) производит необходимую запись в государственном реестре в соответствии с инструкцией о ведении государственного реестра, утверждаемой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации;

б) оформляет и выдает (направляет) заявителю свидетельство установленного образца о включении муниципального образования в государственный реестр;

в) в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.

Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными и в месячный срок предоставляются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Приказом Министра юстиции РФ от 14 февраля 2008 г. N 31 утверждено положение об организации Государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде. Эти реестры представляют собой государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях.

Государственный реестр имеет региональный, окружной и федеральный уровни.

Региональный уровень государственного реестра представляет собой государственный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Окружной уровень государственного реестра состоит из государственных реестров субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ.

Федеральный уровень государственного реестра состоит из государственных реестров субъектов Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.