КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 34 устанавливает, что каждое муниципальное образование должно иметь местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган). Исполнительные органы помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственно управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, проведением в жизнь требований законодательных и иных актов. Реализация мероприятий, связанных с обеспечением исполнения требований законов, других актов, называется исполнительной деятельностью, что и лежит в основе названия этих органов. Однако, чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных актов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юридически-властными полномочиями. Реализация таких полномочий путем использования соответствующих средств называется распорядительной деятельностью, что тоже присуще работе исполнительных органов. Местной администрацией руководит глава местной администрации, который является главой муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. У представительного органа и главы местной администрации при осуществлении своих полномочий возможны взаимоотношения или «сбалансированность полномочий». Система сбалансированности полномочий, на наш взгляд распространяется, прежде всего, на следующие вопросы деятельности органов местного самоуправления: - право издавать нормативные акты общего характера, затрагивающие права и обязанности граждан, относится к исключительному ведению представительного органа, однако при этом исполнительный орган или должностное лицо, его возглавляющее, не может быть лишено права вернуть его на повторное рассмотрение; - право назначения должностных лиц исполнительного органа принадлежит исключительно главе администрации, однако при этом представительный орган не может быть лишен права либо предварительного согласования назначаемых лиц, либо выражении недоверия должностным лицам за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. В любом случае это не исключительные права представительного органа в особом порядке отрешать от должности лиц исполнительного органа за нарушение законодательства; - право утверждать местный бюджет, а также утверждать социальные и иные программы развития относится к исключительной компетенции представительного органа, однако при этом исполнительный орган и должностное лицо, их возглавляющее, не могут быть лишены права требовать обязательного учета их мнения, выраженного в виде заключения либо поправок при решении вопросов о всех расходах, покрываемых за счет местного бюджета; - право самостоятельного от иных органов осуществления любой оперативной деятельности в пределах установленной законом компетенции принадлежит исключительно исполнительному органу и его должностному лицу, однако при этом представительный орган не может быть лишен права создавать необходимые органы по контролю за указанной деятельностью, расследованию обнаруженных злоупотреблений и принимать необходимые меры в соответствии с законодательством.
8. Одна из главных сторон деятельности представительного и исполнительного органов местного самоуправления – решение вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью. От нее зависит судьба многих начинаний, удовлетворение интересов и потребностей жителей города и сел. Кто играет ведущую роль в решении этих вопросов? Данный вопрос разрешен следующим образом. 1. Представительный орган принимает общеобязательные правила, облекаемые в форму решения и обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами. Исполнительные же органы, с одной стороны, обеспечивают выполнение решений представительного органа местного самоуправления, с другой – выступают представителем государственного интереса, обеспечивая на данной территории исполнение законов и актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. 2. Представительный орган и администрация являются непосредственными носителями права муниципальной собственности, объем которого у них не одинаков. Представительный орган устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, непосредственные же действия по исполнению этих правомочий осуществляют исполнительные органы местного самоуправления. 3. Основой взаимоотношения является местный бюджет. Принятие бюджета и контроль за его исполнением – это полномочия представительного органа. Составление проекта бюджета и его непосредственное исполнение – полномочия исполнительного органа. Компетенция представительного и исполнительного органов местного самоуправления определяется также с учетом взаимного распределения и делегирования полномочий. Необходимо отдать должное Закону 2003 г., в котором закреплен ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом. Во-первых, Законом 2003 г. предусмотрены в качестве обязательных органов местного самоуправления и представительный орган, и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - местная администрация, наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями (ст. 34). Во-вторых, дано начало разграничению представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона 2003 г. закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Закона 2003 г. установлен запрет на совмещение полномочий муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления. Баланс полномочий обеспечивается и правом главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (право вето), и возможностью представительного органа преодолеть вето главы квалифицированным большинством голосов, равным не менее чем две трети от установленной численности депутатов (ч. 13 ст. 35 Закона 2003 г.). В качестве элемента системы сдержек и противовесов имеет определенное значение роль представительного органа в формировании исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Так, условия контракта для главы местной администрации, порядок проведения конкурса, число членов конкурсной комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования, сами члены конкурсной комиссии назначаются также представительным органом. Кроме этого, представительным органом утверждается структура местной администрации (ст. 37 Закона 2003 г.). То есть из анализа вышеназванных норм можно утверждать, что в Законе 2003 г. принцип разделения властей действует в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления, по признаку их функционального различия. Тем не менее полного разграничения компетенции представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления на уровне Закона 2003 г. не происходит, определяющая роль при этом отводится уставу муниципального образования, в котором, согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 данного Закона, и должен быть закреплен конкретный объем полномочий каждого органа местного самоуправления конкретного муниципального образования. Учебное издание
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |