Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. АП как учебная дисциплина

АП – отрасль правовой системы РФ, занимающая в ней ведущее место и имеющая специфические истоки возникновения.

АП – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, внутриорганизационной деятельности иных органов государственной власти, а также общегосударственной контрольной деятельности.

АП как самостоятельная отрасль права сформировалось в России в конце 19- начале 20 вв.

АП занимает особое место в правовой системе РФ, т.к.:

1. выступает в роли выразителя публично-правовых интересов;

2. регулирует административную деятельность органов государственной власти

АП – научная дисциплина, представляющая собой совокупность знаний, идей и теорий об исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства, Правительство Саратовской области, министерства и комитеты Саратовской области)

АП – учебная дисциплина, направленная на изучение наиболее важных положений науки АП.

Основные задачи государственно-управленческой деятельности:

1) разработка и реализация государственной политики (выражается через федеральные и региональные целевые программы, например, программы поддержки молодых семей и т.д.);

2) установление и реализация правовых и организационных основ развития различных сфер общественной жизни (экономика, политика, культура и др.);

3) осуществление управления предприятиями и учреждениями государственного сектора (заводы, больницы);

4) регулирование функционирования объектов государственного сектора;

5) координация деятельности секторов экономического, социально-культурного строительства;

6) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

7) осуществление государственного контроля и надзора за объектами государственного сектора.

Предмет АП – общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности данных органов, общегосударственной контрольной деятельности.

Метод правового регулирования – это определенная совокупность юридических средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения (метод отвечает на вопрос «как регулируется система?»). Каждая отрасль права имеет свой собственный метод (гражданское право – гражданско-правовой метод, финансовое право – финансово-правовой метод, АП – административно-правовой метод).

Методы АП выражают, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты АП, каким образом один участник реальных или потенциальных отношений воздействует на другого (Манохин, Адушкин).

К методам АП относят:

1. метод власти – подчинение (метод распорядительства). Это важнейший метод административно-правового регулирования, характеризуется иерархическим подчинением одного субъекта административного правоотношения другому, заключается в передаче вышестоящим субъектом обязательных для нижестоящего субъекта указаний (например, субординация на военной службе);

2. метод рекомендаций. Это метод правового регулирования административных отношений, при котором рекомендация субъекта управления приобретает правовую силу при условии принятия её другими участниками управления;

3. метод согласования. Это метод правового регулирования административных отношений, в котором регулируются отношения между субъектами, не состоящими между собой в подчинении (например, Правительство Саратовской области и мэрия г. Саратова);

4. метод равенства. Одна из разновидностей метода согласования. Применяется в случае, если субъекты находятся на одном уровне государственного механизма, принимают совместные действия (договорные отношения).

АП практически использует все методы регулирующего воздействия на управленческие отношения. Вместе с тем на выбор метода оказывает влияние сущность исполнительной власти.

Название метода Характеристика Пример
Предписание (указывает, как нужно поступать в определенных условиях) Это возложение соответствующей правовой нормы юридической обязанности совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных данной нормой Граждане с 14-летнего возраста должны получить паспорт; граждане по достижению 20 и 45 лет обязаны обменять паспорт
Запрет Это возложение соответствующей правовой нормы юридической обязанности воздерживаться от совершения определенных действий в условиях, предусмотренных данной нормой Сотрудникам полиции запрещено использовать оружие в отношении лиц до 14 лет
Дозволение Возложение соответствующей правовой нормы юридического разрешения совершать те или иные юридические действия либовоздерживаться от их совершения в условиях, предусмотренных данной нормой, по своему усмотрению Право обжаловать в судебном порядке действия органов государственной власти

 

Особенности административно-правового регулирования:

1) установление определенного порядка действий для участников регулируемых общественных отношений (метод предписаний);

2) запрещение определенных действий (запрет);

3) предоставление возможности выбора действий должностными лицами в рамках закрепленных законодательством вариантов (дозволение);

4) предоставление возможности должностным лицам действовать по своему усмотрению в рамках закрепленных законом вариантов (дозволение);

5) допуск определенных условий паритетного (равного) правового положения сторон регулирования управленческих отношений (договорные отношения).

Функции – это основные направления деятельности субъекта или объекта системы, в которых выражается его сущность, социальное значение, цели и задачи.

Функции АП – это основные направления административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, через которые проявляются важнейшие свойства АП как самостоятельной отрасли права.

Функции АП:

1. правоисполнительная функция. АП обеспечивает присущими ему юридическими свойствами (методами) исполнение норм действующего российского законодательства;

2. правотворческая функция. Субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями самостоятельно, но на подзаконной основе издавать административно-правовые нормы (например, Правительство РФ издает ППРФ);

3. организационная функция. Нормативное обеспечение структуры и системы механизма реализации исполнительной власти;

4. координационная функция. Обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов системы государственного управления;

5. правоохранительная функция. Обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту законных прав и интересов участников общественных отношений.

Принципы – основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.

Принципы АП – основополагающие идеи, положенные в основу правового регулирования общественных отношений. К принципам АП относят принципы построения системы государственной исполнительной власти.

Принципы АП – основополагающие начала, на которых базируется построение системы органов государственной власти.

Принципы:

1) принцип законности - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства (Матузов и Малько)

а) верховенство Конституции РФ

б) соответствие законодательства РФ Конституции РФ

в) определенный порядок взаимоотношений между субъектами исполнительной власти и гражданами

2) принцип разделения властей (16 в., Монтескье) – принцип сдержек и противовесов

а) обеспечивает установленные Конституцией РФ паритеты в процессе правотворчества (т.е. недопущение подмены законодательных актов подзаконными актами)

б) усиление контроля за исполнением законов со стороны судебных органов

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принцип гласности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.