КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. АП как учебная дисциплина
АП – отрасль правовой системы РФ, занимающая в ней ведущее место и имеющая специфические истоки возникновения. АП – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, внутриорганизационной деятельности иных органов государственной власти, а также общегосударственной контрольной деятельности. АП как самостоятельная отрасль права сформировалось в России в конце 19- начале 20 вв. АП занимает особое место в правовой системе РФ, т.к.: 1. выступает в роли выразителя публично-правовых интересов; 2. регулирует административную деятельность органов государственной власти АП – научная дисциплина, представляющая собой совокупность знаний, идей и теорий об исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства, Правительство Саратовской области, министерства и комитеты Саратовской области) АП – учебная дисциплина, направленная на изучение наиболее важных положений науки АП. Основные задачи государственно-управленческой деятельности: 1) разработка и реализация государственной политики (выражается через федеральные и региональные целевые программы, например, программы поддержки молодых семей и т.д.); 2) установление и реализация правовых и организационных основ развития различных сфер общественной жизни (экономика, политика, культура и др.); 3) осуществление управления предприятиями и учреждениями государственного сектора (заводы, больницы); 4) регулирование функционирования объектов государственного сектора; 5) координация деятельности секторов экономического, социально-культурного строительства; 6) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; 7) осуществление государственного контроля и надзора за объектами государственного сектора. Предмет АП – общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности данных органов, общегосударственной контрольной деятельности. Метод правового регулирования – это определенная совокупность юридических средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения (метод отвечает на вопрос «как регулируется система?»). Каждая отрасль права имеет свой собственный метод (гражданское право – гражданско-правовой метод, финансовое право – финансово-правовой метод, АП – административно-правовой метод). Методы АП выражают, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты АП, каким образом один участник реальных или потенциальных отношений воздействует на другого (Манохин, Адушкин). К методам АП относят: 1. метод власти – подчинение (метод распорядительства). Это важнейший метод административно-правового регулирования, характеризуется иерархическим подчинением одного субъекта административного правоотношения другому, заключается в передаче вышестоящим субъектом обязательных для нижестоящего субъекта указаний (например, субординация на военной службе); 2. метод рекомендаций. Это метод правового регулирования административных отношений, при котором рекомендация субъекта управления приобретает правовую силу при условии принятия её другими участниками управления; 3. метод согласования. Это метод правового регулирования административных отношений, в котором регулируются отношения между субъектами, не состоящими между собой в подчинении (например, Правительство Саратовской области и мэрия г. Саратова); 4. метод равенства. Одна из разновидностей метода согласования. Применяется в случае, если субъекты находятся на одном уровне государственного механизма, принимают совместные действия (договорные отношения). АП практически использует все методы регулирующего воздействия на управленческие отношения. Вместе с тем на выбор метода оказывает влияние сущность исполнительной власти.
Особенности административно-правового регулирования: 1) установление определенного порядка действий для участников регулируемых общественных отношений (метод предписаний); 2) запрещение определенных действий (запрет); 3) предоставление возможности выбора действий должностными лицами в рамках закрепленных законодательством вариантов (дозволение); 4) предоставление возможности должностным лицам действовать по своему усмотрению в рамках закрепленных законом вариантов (дозволение); 5) допуск определенных условий паритетного (равного) правового положения сторон регулирования управленческих отношений (договорные отношения). Функции – это основные направления деятельности субъекта или объекта системы, в которых выражается его сущность, социальное значение, цели и задачи. Функции АП – это основные направления административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, через которые проявляются важнейшие свойства АП как самостоятельной отрасли права. Функции АП: 1. правоисполнительная функция. АП обеспечивает присущими ему юридическими свойствами (методами) исполнение норм действующего российского законодательства; 2. правотворческая функция. Субъекты исполнительной власти наделяются полномочиями самостоятельно, но на подзаконной основе издавать административно-правовые нормы (например, Правительство РФ издает ППРФ); 3. организационная функция. Нормативное обеспечение структуры и системы механизма реализации исполнительной власти; 4. координационная функция. Обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов системы государственного управления; 5. правоохранительная функция. Обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту законных прав и интересов участников общественных отношений. Принципы – основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами. Принципы АП – основополагающие идеи, положенные в основу правового регулирования общественных отношений. К принципам АП относят принципы построения системы государственной исполнительной власти. Принципы АП – основополагающие начала, на которых базируется построение системы органов государственной власти. Принципы: 1) принцип законности - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства (Матузов и Малько) а) верховенство Конституции РФ б) соответствие законодательства РФ Конституции РФ в) определенный порядок взаимоотношений между субъектами исполнительной власти и гражданами 2) принцип разделения властей (16 в., Монтескье) – принцип сдержек и противовесов а) обеспечивает установленные Конституцией РФ паритеты в процессе правотворчества (т.е. недопущение подмены законодательных актов подзаконными актами) б) усиление контроля за исполнением законов со стороны судебных органов
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |