Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обслуживание и хранение аккумуляторных батарей

Учебный вопрос № 3.

Для безопасной эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ) необходимо придерживаться следующих правил:

— Не создавать цепь короткого замыкания между клеммами батареи, поскольку значительный ток короткого замыкания заряженной батареи способен расплавить контакты клемм и нанести термический ожог.

— Не хранить аккумуляторные батареи в разряженном состоянии. В этом случае происходит сульфатация электродов и батареи значительно снижают свою емкость.

— Подключать аккумуляторную батарею в устройство только в правильном соответствии с полярностью. Заряженная батарея имеет значительный запас энергии и способна при неправильном подключении вывести устройство из строя.

— Не вскрывать корпус батареи. Содержащийся внутри гелеобразный электролит способен вызвать химический ожог кожи.

— Утилизировать отслужившую свой срок батарею в соответствии с правилами утилизации для изделий, содержащих тяжелые металлы.

Для проверки технического состояния АКБ применяют термометр, стеклянные трубочки, ареометр и пробник аккумуляторный (рис. 1).

 

Рис. 1. Приборы для проверки технического состояния аккумуляторных батарей

 

При этом измеряют плотность электролита, ЭДС и напряжение аккумуляторов и батарей, определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи).

Ареометр служит для измерения плотности электролита (рис. 2, табл. 1). За расчетную принимают плотность электролита при температуре 25°С. При отклонении температуры от указанной необходимо к показаниям ареометра прибавлять 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре выше 30°С или вычитать 0,01 г/см3 на каждые 15°С при температуре ниже 20°С.

 

 

 

Рис.2. Измерения плотности электролита ареометром

 

Таблица 1. Зависимость степени заряженности АКБ от плотности электролита

Степень заряженности Батарея 12В Батарея 24 В Плотность электролита
  12.70 25.40 1.265
  12.64 25.25 1.257
  12.58 25.16 1.249
  12.52 25.04 1.241
  12.46 24.92 1.233
  12.40 24.80 1.225
  12.36 24.72 1.218
  12.32 24.64 1.211
  12.28 24.56 1.204
  12.24 24.48 1.197
  12.20 24.40 1.190
  12.12 24.24 1.176
  12.04 24.08 1.162
  11.98 23.96 1.148
  11.94 23.88 1.134

 

Аккумуляторные пробники служат для измерения ЭДС и напряжения аккумуляторов и батарей (рис. 3).

 

 

 

Рис.3. Применение аккумуляторных пробников

 

Не реже одного раза в две недели очищают поверхность батареи, проверяют ее крепление, состояние, чистоту вентиляционных отверстий и выводов, измеряют уровень электролита в каждом аккумуляторе, нейтрализуют поверхность батареи 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Поскольку при эксплуатации испаряется, в основном, вода, для доведения уровня электролита до нормы необходимо доливать дистиллированную воду. Отсутствие электролита дает основание предполагать наличие трещин в баке.

Не реже 1 раза в месяц зимой и 1 раза в 3 месяца летом кроме указанных работ, проверяют плотность электролита (ареометром), приведенную к 25°С, и определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой на 0,01 г/см3 соответствует 6% разряда батареи). Батарея считается пригодной к эксплуатации, если разряженность ее составляет не более 50% летом и 25% зимой. При достижении критических значений разряженности производят полный заряд батареи на зарядной станции (рис. 4).

 

 

 

 

Рис.4. Обслуживание аккумуляторных батарей на зарядной станции

 

С той же периодичностью необходимо проводить контроль зарядного режима на автомобиле, т. е. напряжения в бортовой сети автомобиля (табл. 2, 3).

 

Таблица 2. Разрядные характеристики АКБ

 

 

 

Таблица 3. Заряд-разрядные кривые

 

 

Один раз в год необходимо проводить контрольно-тренировочный цикл с целью определения емкости батареи, исправления отстающих аккумуляторов и устранения частичной сульфатации электродов.

Контрольно-тренировочный цикл включает в себя:

- предварительный полный заряд;

- контрольный разряд;

- окончательный полный заряд.

Предварительный полный заряд проводится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда.

Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 20- 30°С. Для разряда батарею подключить к нагрузке и установить ток силой, определяемой инструкцией или руководствами. Постоянство разрядного тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 10,2 В на полюсных выводах батареи с общей крышкой или 2,7 В на одном из аккумуляторов.

Замер напряжения на аккумуляторах и температуры электролита производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения до 11,1 В (1,85 В на аккумуляторе) замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 10,5 В (1,75 В) напряжение контролируется непрерывно, чтобы определить конец разряда.

При контрольном разряде необходимо записать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда и конечную температуру электролита.

Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если при контрольном разряде батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется, она должна быть сдана в эксплуатацию.

Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Окончательный полный заряд батареи производится зарядным током равным 10% от номинальной емкости батареи, с соблюдением всех правил заряда и с доводкой плотности электролита в конце заряда.

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, способы их обнаружения и устранения.

 

Выводы по вопросу.

Заключение

4. Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: назначение аккумуляторной батареи (АКБ), основные характеристики, свойства и маркировка АКБ, электролит и меры предосторожности при обращении с ним, обслуживание и хранение аккумуляторных батарей.

 

Материал занятия актуален при изучении систем электрооборудования и обслуживания автомобилей.

Ответить на возможные вопросы обучаемых.

Дать задание на самостоятельную подготовку.

 

Преподаватель __________ / Крнаков Э.Л./

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электролит и меры предосторожности при обращении с ним | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.