Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охранительные


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Регулятивные

VI) с точки зрения целевой направленности

IV) с точки зрения государственного устройства

1) между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (например, Правительство РФ и Правительство Саратовской области)

2) между органами исполнительной власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне (например, Администрация Самарской области и Правительство Саратовской области)

3) между органами исполнительной власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (например, Правительство Тюменской области и Правительство Ханты-мансийского АО)

V) по содержанию

1) материальные – общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами АП

2) процессуальные – отношения, складывающиеся в процессе управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами

Административная правоспособность гражданина – это установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта быть участником общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Это реальная и обеспечиваемая государством возможность гражданина иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности.

Административная дееспособность – это практическая способность субъекта реализовывать свою административную правоспособность в конкретных административных правоотношениях. Это способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти.

Административная дееспособность гражданина частично наступает с 14 лет, а затем в 16 лет (возможность привлечения к административной ответственности) и полная – с 18 лет.



По закону граждане обладают равной административной дееспособностью. Однако, по состоянию здоровья некоторые граждане могут быть признаны судом частично/полностью недееспособными.

Административная правоспособность юридических лиц начинается с момента их государственной регистрации в органах юстиции и заканчивается в момент ликвидации.

Административная деликтоспособность – это возможность субъекта АП самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия, совершенные вопреки соответствующим требованиям административно-правовых норм.

Административная правосубъектность – возможность определять и систематизировать субъекты АП. Это сочетание административной правоспособности и дееспособности.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти. Закрепляя административно-правовой статус общественных объединений, государство тем самым устанавливает тот круг административных правоотношений, в котором данные объединения могут выступать в качестве их субъектов.

 

8.09.2012

(продолжение Темы 2)

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, заключающаяся в применении уполномоченным органом или должностным лицом государственной власти к лицу, совершившему административное правонарушение, административных взысканий, наказаний.

Черты административной ответственности:

1) представляет собой государственное принуждение, которое выражается в возможности применения кары (наказания) по отношению к правонарушителю

2) основанием административной ответственности выступает административное правонарушение

3) административная ответственность выражается в применении административного наказания

4) условием применения административной ответственности является определенная процедура – производство по делам об административных правонарушениях

Таким образом, административная ответственность – это вид государственного принуждения, выражающийся в применении административного наказания к субъектам права, совершившим административное правонарушение, виновность которых была установлена в процессе производства по делам об административным правонарушениях.

Структура административной ответственности:

1. юридическое, фактическое и процессуальное основание административной ответственности

2. субъекты административной ответственности

3. условие административной ответственности

4. административное наказание

5. порядок привлечения к административной ответственности

Структурные элементы:

I. Юридическое, фактическое и процессуальное основание административной ответственности. Юридическое основание административной ответственности – это конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за его совершение. Таким образом, юридическое основание административной ответственности – предусмотренность административной ответственности за конкретное правонарушение в действующем законодательстве. Фактическое основание административной ответственности – конкретизирующее в полном составе составляющих его элементов административного правонарушения, совершенное соответствующими субъектами. Процессуальное основание административной ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

II. Субъекты административной ответственности. Субъекты административной ответственности – физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение и привлекаемые на этом основании к административной ответственности. Виды:

1. общие те, кто несет ответственность на общих основаниях (граждане РФ)

2. особые – те, кто привлекается к административной ответственности в особом порядке (несовершеннолетние, военнослужащие – более мягкий порядок и меры административной ответственности; должностные лица, юридические лица – более жесткий порядок)



3. специальные

III. Условия административной ответственности. смотри КоАП глава 4.

IV. Административное наказание. Административное наказание – наиболее жесткая мера административного принуждения, мера административной ответственности, применяемая уполномоченными органами или должностными лицами государственной власти к правонарушителю.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административных правонарушений и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Согласно ст.3.2 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение – мера административной ответственности, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

2) административный штраф – мера административной ответственности, денежное взыскание, которое может выражаться в величине, кратной:

а) МРОТ

б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения

в) сумме неуплаченных налогов

г) сумме незаконной валютной операции

Согласно ст.3.5 КоАП РФ, размер административного штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ и больше 25 МРОТ на граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1000 МРОТ для юридических лиц.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ и т.п. может быть установлен с превышением размеров, но не может превышать 200 МРОТ для должностных лиц и 5000 МРОТ для юридических лиц.

Размер административного штрафа за неуплаченные налоги не может превышать 3-хкратного размера неуплаченного налога.

Сумма административных штрафов подлежит зачислению в федеральный бюджет.

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – заключается в принудительном изъятии и в последующей реализации таких предметов с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов за реализацию изъятого предмета.

Назначается судом. Исключение – возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов, рыболовных снастей и т.п. не может применяться к лицам, для которых охота/рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – мера административной ответственности, состоящая в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается только в судебном порядке (ст.3.7 КоАП РФ)

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота/рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5) лишение специального права – это мера административной ответственности, которая состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судом. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.

Законодатель предусмотрел 2 разновидности такого наказания:

а) лишение права управления транспортным средством

б) лишение права охоты.

Особенности применения данного наказания к отдельным категориям субъектов административной ответственности содержит ст.3.8 КоАП РФ

6) административный арест – это мера административной ответственности, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Назначается судом.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним; инвалидам 1 и 2 групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ)

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – это мера административной ответственности, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующим должностным лицом (ст. 3.10 КоАП РФ, ст. 34 ФЗ от 25.07.02 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан»)

8) дисквалификация – это мера административной ответственности, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководительские должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет Директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Назначается судом, устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам Совета Директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ст. 3.11 КоАП РФ).

В отношении юридических лиц могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8 ч.1 данной статьи устанавливаются только КоАП.

Согласно п.1 ст. 3.3 КоАП РФ, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (п.2 ст. 3.3 КоАП РФ).

В административном законодательстве закреплено правило: «За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности».

V. Порядок привлечения к административной ответственности. Установление административной ответственности – это процесс возведения нормы в правило, за нарушение которого определяется административная ответственность. Установление административной ответственности регулируется нормами КоАП (глава 1). Установление административной ответственности следует отличать от её применения. Применение административной ответственности – это фиксирование в установленном порядке конкретного правонарушения, правонарушителя и назначение ему административного наказания при соблюдении предусмотренных законодателем процессуальных норм.

 

 

Тема 4: Государственное управление – понятие и общая характеристика

Вопросы:

1. понятие и сущность государственного управления (признаки, системный подход)

2. методы

3. функции

4. принципы конституционного строя России

Управление – это деятельность, направленная на достижение определенных целей, для чего формируются специальные органы и механизмы управления

Государственное управление – это целенаправленное, планомерно организованное воздействие государства на общественную систему в интересах её упорядочения оптимального функционирования и развития

Схема 1.

Субъект государственного управления – это сложная иерархическая система, в которой одни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими)

Объекты государственного управления (управляемые объекты) – это общественные и социальные отношения, виды деятельности, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных благ, социальных условий жизнедеятельности

Системный подход к государственному управлению, заключается в следующем:

1) рассмотрение субъектов и объектов управления в качестве систем, как взаимосвязанных совокупностью элементов

2) руководство принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления

3) Использование методов системного подхода

Цели государственного управления

1) развитие государственности

2) формирование механизма федеративных отношений

3) реализация конституционных прав, свобод и обязанностей

4) повышение уровня жизни

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности страны

Задачи государственного управления:

1) разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ

2) развитие экономики, социальной сферы и д.р. сфер по наиболее приемлемой стратегической территорией

3) разработка четкой системы государственной регламентации хозяйственной деятельности

4) контроль за стандартами

5) создание федеральных фондов (инвестиционных, трансфертных, стабилизационных)

2. Метод государственного управление – это инструмент для принятия стратегических и текущих решений

Основные методы:

1) правовые методы – это система законодательных актов регулирующей деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающий статус всех звеньев системы управления

2) административные (организационно распорядительные методы) – это система распределения прав, задач, функций и ответственности, система взаимодействия органов и должностных лиц позволяющие быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации

3) экономические методы – это система воздействия по средствам экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения и фиктивной государственной политики (налоги, инвестиции, кредиты, займы, дотации, субвенции, субсидии, суды, льготы, тарифы и т.п)

3. Функции государственного управления

Функции – это целенаправленной организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние

Функции – это направление управляющего воздействия государства

Основные функции государственного управления

1) планирование – это определение целей, задач и этапов достижения конкретных результатов

2) прогнозирование – это научное предвиденье вероятного развития исходя из предыдущего опыта

3) организация – создание наиболее благоприятных условий для функционирование органов власти (определение форм, методов деятельности государственной власти, разграничение компетенции между органами государственной власти)

4) регулирование – это установление рамок и порядка, осуществление какой либо государственной деятельности (а так же их корректировка)

5) координация – это согласование действий для какой либо решение задачи

6) контрольная – за исполнением законов, соблюдением дисциплины органов исполнительной власти

Таким образом, управление – это единый процесс планирования, регулировании, организации, координации, и контроля для достижения поставленных целей.

Функции государства – основные направления деятельности государства

1. Внутренние функции

1) законотворческая деятельность

2) экономические функции (хозяйственно – административные планирование, организация и регулирование права в масштабе всей страны)

3) социальные функции (регулируемые меры труда и потребления, регулируемые социальных отношений, регулирование заработной платы и т.д.) льготы социально не защищенным категориям граждан

4) политические

5) культурно – воспитательные

6) охрана правопорядка

2. Внешние функции

1) внешняя политика (в т.ч и внешне – экономическая деятельность)

Обеспечение национальной безопасности и целостности государства

Национальная безопасность – это возможность государства обеспечить достойные условия жизни и развитие личности, социально экономической и военно – политической стабильности государства, а так же способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз

Механизмы государственного регулирование – это организация и деятельность органов государственной власти на основе соблюдения конституционных принципов с использованием инструментов, государственного регулирования контроля

К инструментам государственного регулирования относятся:

1) бюджетно - инвестиционная политика

2) фискальная политика (налоги)

3) законотворчество

4) социально – экономическая политика

5) организационные инструменты

Схема 2.

Принципы конституционного строя:

1) демократизм (ст.1 КРФ)

2) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.2 КРФ)

3) принцип народовластия (ст.3 КРФ)

4) принцип верховенства конституции РФ (ст.15 КРФ)

5) принцип федерализма (ст.5 КРФ)

6) принцип социального государства (ст.7 КРФ)

7) принцип многообразия форм собственности (ст. 8-9 КРФ)

8) принцип разделения властей (ст.10 КРФ)

9) принцип разграничения предметов введенья (ст.11 КРФ)

10) принцип местного самоуправления (ст.12 КРФ)

11) принцип идеологического разнообразия (ст.13 КРФ)

12) принцип светскости (ст.14 КРФ)

13) принцип гластности

Тема: Система органов государственного управления

Органы государственного управления – это система образующая элемент структуры государственного управления.

Органы государственного управления - это созданное государством организационно оформленная структура наделенная компетенцией и необходимыми средствами

Способы классификации:

I. по территориальному масштабу компетенции:

1) федеральные органы

2) региональные органы

II. по сопатчиненности органов:

1) вышестоящие органы

2) нижестоящие органы

III. по способу формирования

1) избираемые органы (народом)

2) образуемые органы (вышестоящие органы)

IV. по содержанию компетенцию

1) органы общей компетенции

2) органы отраслевой компетенции

3) органы межотраслевой компетенции

V. по порядку решению вопросу:

1) органы решающие вопросы коллегиального…

2) органы решающие вопросу на основе единоначалие

Структура органов власти на федеральном уровне:

1) президент РФ

2) федеральное собрание

3) система исполнительных органов федерального уровня: правительства РФ, федеральные министерства, службы, агентства

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III) в зависимости от характера конкретных управленческих связей | I. Президент РФ (его статус закреплен в КРФ ст.80)

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.