Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макс Шелер о развитии теоретического знания

Социологическая концепция Густава Шпета.

1) Что такое герменевтика? (искусство постижения смысла текста; направление в философии XX в., выросшее на основе интерпретации литературных текстов).

 

2) Что важно для проблемы понимания в герменевтике? (для проблемы понимания в герменевтике важно, что язык имеет независимое, внешнее бытие, оказывает давление на человека, по словам Шпета, это порождается «внешней необходимостью общения» и «чисто внутренними потребностями человечества, лежащими в самой природе человеческого духа»).

 

3) Какие условия должны быть выполнены для решения проблемы понимания? (1. должна быть раскрыта историческая природа текста; 2. вскрыта суть процесса понимания и интерпретации).

 

4) Из чего состоит понимание как познавательный акт? (понимание как познавательный акт состоит из познающего разума и объекта понимающей деятельности, который может быть назван текстом).

 

5) На что должно опираться понимание текстов? (понимание текстов должно опираться на принципиальный анализ языкового сознания).

 

6) Какова цель герменевтического метода? (цель герменевтического метода – понимание смысла текста в его социокультурном контексте).

 

1. Укажите три этапа в творчестве М. Шелера (философская антропология; материальная этика ценностей, учение о симпатии; концепция ресентимента, объясняющая перевороты в ценностях)

 

2. Назовите два кардинальных переворота, которые делят творчество Шелера на три этапа (переход от неокантианства к феноменологии; переход от феноменологии к эволюционному пантеизму)

 

3. Перечислите три "высших аксиомы социологии знания",которые выделяет Шелер? (знание каждого конкретного человека, как члена какой-либо социальной общности по существу априорно; способы эмпирического участия человека в сопереживании с окружающими его людьми и первичные способы передачи знания; "закон порядка")

 

4. Перечислите три "высших рода знаний"? (знание ради господства, или достижения позитивных наук; знание ради образования, или образовательное знание философии; знание ради спасения, или религиозное знание)

 

5. Что такое неокантианство? (Неокантианство – господствующее течение философской мысли Германии второй половины 19 — первой четверти 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта)

 

6. Что такое феноменология? (Феноменология – направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.)

«Научное сообщество как социальная группа»

1. Определение научного сообщества? (Научное сообщество – социальная группа, подразделяемая на более дифференцированные подгруппы, объединённые стандартами профессионального поведения, специализацией научных интересов и содержательными когнитивными установками.)

2. Назовите основные нормативы научной деятельности. (Универсализм; Коммунальность; Незаинтересованность; Организованный скептицизм)

3. Что, по мнению Мертона, оказывает огромное значение на деятельность учёных? (Профессиональное признание за работу)

4. Может ли этос науки быть описан с помощью норм? (Не может)

5. Что означает амбивалентность? (Двойственность)

6. Что является важнейшей характеристикой деятельности научного сообщества? (Замкнутость)

7. Что показывает факт, что научное сообщество находится в состоянии спонтанного творческого, познавательного поиска? (Общая динамика научного сообщества неравномерна)

8. Этос науки это? (Этос – совокупность поведенческих нормативов, общеобязательных для научного сообщества)

9. Что означает замкнутость научного сообщества? (Замкнутость, т.е. свои внутренние обосновательные задачи учёные должны решать самостоятельно)

10. Между чем колеблется профессиональное поведение? (Профессионально поведение учёного оказывается колеблющимся между нормой и соответствующей ей контр нормой.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.4. Система научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.