Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансово-правовых норм




Финансово-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности. Основная особенность этих норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство устанавливает строгие правила поведения, права и обязанности участников финансовых правоотношений, которые они не вправе изменить.

Норма финансового права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов правоотношений и являющееся критерием оценки их поведения. Финансово-правовые нормы выражают сущность регулируемых общественных отношений, из совокупности которых и состоят конкретные нормативные правовые акты. Нормы финансового права закрепляются в законах и других нормативных правовых актах и не являются простой волей законодательных и исполнительных органов. Имея объективные экономические предпосылки и обоснования, данные нормы разрабатываются и закрепляются в целях урегулирования (установления) определенного правила поведения или отношения. Так, развитие внешнеэкономических связей побудило государство разработать и применить нормы, устанавливающие порядок осуществления валютных операций, а появление частных предприятий выявило необходимость в регулировании формирования и использования их денежных фондов, а также в закреплении отношений по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей. Главная цель применения этих норм — подчинить рассматриваемые отношения финансовому обеспечению деятельности государства.

Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся в экономике, социальной сфере, на финансовом рынке и в других областях. Нормы определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения граждан, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы устанавливают правовой статус участников финансовых отношений, их права и обязанности, правовой режим их взаимоотношений, а также предусматривают ответственность за нарушение предписаний государства.

Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, но и в вытеснении правовых отношений и явлений, не отвечающих современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса публичных и частных интересов. Так, стимулируя экономическую активность предприятий и организаций, предоставляя им средства из бюджета, государство тем самым преследует и собственные интересы — развитие национальной экономики, повышение уровня собираемости налогов, обеспечение занятости населения.

Нормы финансового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями и обладают определенной структурой, т.е. имеют внутреннее строение. По своей структуре норма финансового права включает в себя три элемента:

1) гипотезу;

2) диспозицию;

3) санкцию.

Гипотезой именуется часть финансово-правовой нормы, в которой заключены содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения.

Например, п. 1 ст. 932 Бюджетного кодекса устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием). В данной статье содержится условие, при котором будет осуществляться реализация нормы по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Диспозиция является основой финансово-правовой нормы и содержит предписание самого правила поведения участников финансовых отношений. В диспозиции обычно четко указываются их права и обязанности. Так, в соответствии со ст. 1684 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).

Способом защиты правил, установленных нормами финансового права, являются санкции. В санкциях заключаются меры воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Однако, несмотря на то что санкции носят финансовый характер, в юридической литературе не встречается понятие «финансовые санкции». В основном они влекут за собой применение мер материальной ответственности за ущерб государству и имеют некоторые особенности. Например, в бюджетном законодательстве предусмотрено применение таких санкций, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и начисление пени. Самая распространенная санкция в финансовом праве — пеня, которая применяется в бюджетном и налоговом законодательстве и взыскивается финансовыми органами при нарушении срока платежа. Как правило, в финансово-правовых актах могут не присутствовать все три элемента финансово-правовой нормы, но какой-либо элемент обязательно будет находиться в статьях этих актов или в других нормативных актах.

 

2.2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и виды

Финансовые правоотношенияэто урегулированные нормами финансового права специфические общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы денежного обращения в целом подлежит жесткому государственному регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и административным правоотношениям (денежные штрафы, конфискация и др.), но они возникают и действуют в процессе управленческой функции государства.

При осуществлении управленческой функции государства в определенной степени обеспечивается поступление денежных фондов в доход государства, однако эта деятельность непосредственно не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью не формирование денежных фондов, а наказание правонарушителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с гражданско-правовыми отношениями, поскольку приобретение имущества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида налога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или местный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возникать и между органами государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объектом этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (например, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются:

-юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

- финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности государства является федеральный закон о федеральном бюджете, а индивидуальным — выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

-бюджетные правоотношения;

-налоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

-финансовые правоотношения в области страхования;

- финансовые правоотношения в области банковского кредитования;

- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно-территориальные образования. Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и самостоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.