Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Правовые основы бюджетных доходов

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система Российской Федерации, ее структура

Бюджетное устройство государства определяется его государственным ус­тройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Консти­туции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федератив­ное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

БК РФ не закрепляет понятия «бюджетное устройство». Однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный «Бюджетное устройство», включает нор­мы, регулирующие структуру бюджетной системы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджет­ная система.

Структура бюджетной системы, ее организация, взаимоотношения между различными звеньями бюджетной системы определяются соответствующим законодательством. В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации: республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевые бюджеты краев, город­ские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъ­ектов Российской Федерации;

- местные бюджеты: районные бюджеты, городские бюджеты, поселко­вые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты го­сударственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государствен­ном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права сово­купность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федера­ции состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюдже­ты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государ­ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюдже­ты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме за­конов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме пра­вовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если БК РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти от­ношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными пра­вовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюдже­те либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содер­жит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюд­жета муниципального образования, консолидированного бюджета Россий­ской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюд­жетного фонда.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюджет муници­пального образования (местный бюджет) - это форма образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функ­ций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и кон­солидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что консолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответст­вующего субъекта бюджетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

В ст. 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяется как фонд денеж­ных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в поряд­ке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целе­вого бюджетного фонда.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 г.» в федеральный бюджет на 2000 год включены средства 9 целевых бюджетных фондов:

- Федерального дорожного фонда РФ;

- Федерального экологического фонда РФ;

- Государственного фонда борьбы с преступностью;

- Фонда Министерства РФ по атомной энергии;

- Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

- Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам и Феде­ральной службы налоговой полиции РФ;

- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.

БК РФ содержит общее определение государственного внебюджетного фонда. Согласно ст. 6 БК РФ государственный внебюджетный фонд - это фор­ма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФ указывается цель его создания: «Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации консти­туционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхова­ние, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и меди­цинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».

Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социаль­ного страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с бюджетным законодательством до принятия БК РФ важ­нейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятель­ность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджет­ную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, рас­крывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетные правоотношения | Понятие бюджетных доходов, их социально-экономическая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.