Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления расходов бюджетов. Бюджетные ассигнования




Тема 6. Правовые основы бюджетных расходов

Бюджетное законодательство устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базирует­ся на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджет­ной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­ны местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможнос­тей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государ­ственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания де­лятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечиваю­щая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государствен­ной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также дру­гие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечи­вающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая ста­тьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь со­здаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капиталь­ного (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширен­ным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных об­разований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бю­джета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бю­джет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития опреде­ляются федеральным законом.

Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бю­джетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализа­цию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательст­вом субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

4) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномо­чий, передаваемых на другие уровни власти;

5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводя­щих к увеличению или уменьшению бюджетных доходов;

6) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых креди­тов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

9) бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным вне­бюджетным фондам;

10) кредитов иностранным государствам;

11) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных выше форм рас­ходов бюджетов. Важнейшей формой расходов бюджета являются ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В ст. 70 БК РФ предусмотрены цели, на которые бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства. К ним относятся:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответству­ющих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральны­ми законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми акта­ми органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в со­ответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или му­ниципальным контрактам;

- оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное законодательство устанавливает, что все закупки товаров, ра­бот и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государст­венных или муниципальных контрактов.

БК РФ содержит легальное определение государственного или муници­пального контракта, а также государственного или муниципального заказа.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление опреде­ленных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физи­ческому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целе­вых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим юридиче­ским лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, а также гражданам-предпринимателям, регламенти­руется ст. 78 БК РФ. В соответствии с данной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а так­же гражданам-предпринимателям, допускается предоставлять:

- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральны­ми целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в по­рядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бю­джете на очередной финансовый год;

- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмо­тренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными це­левыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями пред­ставительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, ко­торые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

В случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполно­моченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользо­вания в установленные сроки предоставленные субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Одной из важнейших форм расходов бюджетов, предусмотренных БК РФ, являются расходы на финансирование инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансирование инвестиций из бюджета осуществляется при включении соответствующих объектов в федеральную целевую програм­му, региональную целевую программу либо в соответствии с решением феде­рального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сум­ме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Новеллой БК РФ является норма, предусматривающая возможность пре­доставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и ус­ловия их предоставления.

В соответствии со ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальны­ми унитарными предприятиями, влечет возникновение права государствен­ной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформ­ляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Фе­дерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по це­нам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции, указанные в ст. 80 БК РФ, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвести­ционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Про­екты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит ос­нованием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном БК РФ.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственно­го и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (скла­дочных) капиталов и имущества, являясь собственностью соответствующего юридического лица, передаются в управление органам управления государст­венным или муниципальным имуществом.

Бюджетное законодательство предусматривает создание резервных фон­дов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резерв­ных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

В БК РФ предусмотрены направления расходования средств резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование не­предвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстанови­тельных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается норма­тивными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов мест­ного самоуправления.

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквар­тально информируют орган законодательной (представительной) власти, пред­ставительный орган местного самоуправления о расходовании средств резерв­ного фонда.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривает­ся создание резервного фонда Президента Российской Федерации, размер которого не должен превышать 1 процента утвержденных расходов федераль­ного бюджета.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации расходу­ются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.

Расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании письменного распоряжения Президента Россий­ской Федерации.

Не допускается расходование средств резервного фонда Президента Россий­ской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельнос­ти Президента Российской Федерации.

Бюджетное законодательство устанавливает порядок финансирования но­вых видов расходов, непредусмотренных ни одним бюджетом.

Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предус­матривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, то указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необ­ходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджета.

При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в со­ответствующий бюджет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.