КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сократ и Платон
Учение о душе Душа состоит из мельчайших огненных атомов и после смерти душа распадается на атомы, но не сразу (сначала некоторое время сохраняет свою форму). Поэтому понятие бессмертия неадекватно. Принцип совибрации – основной способ движения атомов и соединения их в душу. Вибрация на одной частоте → соединение атомов. Сегрегация атомов по принципу совибрации Атомы души соединяются с атомами тела, т.к. они меньше (как со стаканом золы и водой). Атомы разного размера могут легко входить в пустоты между другими атомами Объяснение процесса познания: от всех тел излучаются эйдолоны (образики). Когда они соединяются с человеческим телом, возникает ощущение. Человек видит всем телом Мысль – кровь омывающая сердце. Мозг для охлаждения крови. Все процессы завершаются в сердце ЛЕКЦИЯ №13 (29.11.12г.) Софисты Старшие софисты (середина V в. до н.э.): · Пратогор · Горгий · Продик Средние софисты: · Калликл · Евтидем · Антифонт · Фразимах · Пол «Софист» – искусник, мудрован. К самому себе до них никто себя софистами не называл На английском – усложненный, изощренный, тонкий. Изощренное тонкое искусство в любой области Софисты – первые, кто стали обучать искусности вообще, искусности во всем. Прежде всего это – искусство слова (это риторика (искусство составлении публичных речей, политических и судебных), эристика (искусство спора, побеждать в любом споре), филология (наука о языке: о частях речи, правильном построении речи, особенно отличился в этом Продик: четко различал страх, ужас и боязнь)). Популярностью они пользовались за риторику и эристику, были дорогими учителями (за счет чего Горгий поставил себе золотую статую в полный рост). Им платили очень много, что вытекает из особенностей афинской демократии: при Перикле доступ в управлению получает масса простых афинян (раньше они занимались только проблемами пропитания), а потом стали собираться на горе и реализовать свое право голоса; реальную власть получают те политику, которые умеют убеждать толпу, производить впечатление на толпу (сейчас это демагогия, демагог – предводитель народа), последователи Перикла перешли от логических аргументов в воздействию на эмоции, манипуляции общественным мнением, тогда и появились особые учителя, которыми и стали софисты. Горгий: «Этим искусством мы можем поработить любого человека, … какими бы знаниями он ни обладал…». Кто умеет убеждать – тот и побеждает). При этом у софистов не было никакого философского учения, они ни во что не верили, ничего не утверждали. Они обучали искусству неверия (свобода от всякого жестко закрепленного верования). Софист не должен верить ни во что. Освобождение от всех верования → редукция к абсурду (любое утверждение можно свести к абсурду). Софистика: уметь спорить за и против любого утверждения, говорить по желанию коротко или пространно, сильное делать слабым, а слабое – сильным. Корниат несколько дней подряд, производя впечатление на сенат, убеждал то отменить налоги с Афин, то вернуть их Софистика не чужда и современному сознанию. Философия прагматизма, Катков (философ XIX века) Приемы софистической эристики: · Софисты использовали непроясненность логических законов и грамматических правил (Парменид использовал логические законы, а Аристотель их сформулирован; в древней Греции не было кавычек, что активно использовалось софистами)(в Китае: «рассуждающие былым и круглым») О вреде софистики: · Самое большое распространение – в общественной жизни. Образ корабля у Платона. У управлению государством приходят люди, совершенно несведующие в этом деле. Один из учеников Сократа, софист по духу, пришел к власти, чем привел Афины к упадку. Сейчас: управление государством посредством пиара · Вред в науках и искусствах. В искусствах тоже есть своя софистика: замена подлинного творчества техникой (т.е. различными примерами)(например, Сальери, который пытался вычислить законы красоты). В науке – схоластика (умствование; человек из умствования делает себя ремесло, не интересуясь истиной, их много в управлении). В медицине: врачи-софисты лечили не болезнь, а симптомы, их не интересовала болезнь, они не верили, что можно узнать, чем болен человек (как сейчас – лекарства нет от простуды, а от насморка) Сократ (469 – 399) «Святой мудрец от философии» (блаженный) У Сократа был некоторый демон (некоторая психологическая или духовная сущность, которая предостерегала его от неправильных поступков) Всю свою жизнь Сократ искал кого-то мудрее себя, проверяя слова оракула Сократическая ирония: без всякой злобы показать человеку границы его знаний Сократ в определенном смысле близок к даосизму. Его можно назвать если не совершенно мудрым, то достаточно мудрым Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», этим он похож на софистов, т.к. ничего не утверждал, но он ничего не разрушал, а помогал прийти к определенным выводам (искусство майевтики) Можно реконструировать некоторые исходные установки Сократа: · Никто по своей воле не зол (не делает зла)(удовольствие + добродетель = добро, страдание + порок = зло, но никто не страдает добровольно) o Добродетель и удовольствие тождественны o Зло и страдание тождественны · Добродетель есть истинное знание, измерительное искусство (ошибка измерения: близкое удовольствие – пирожок, а наказание как бы отсрочено, и хотя оно больше удовольствия, удовольствие, т.к. оно близко. то считается больше; как банковская система; искусство правильно оценивать соотношение между добром и злом) · Это истинное знание невозможно без знания самого себя (понятие блага зависит от того, как мы понимаем себя: как тело или же как дух)(пример с мамонтихой-опоссумом из Ледникового периода) · Познание себя есть служение богу (и побуждение других познавать себя)(«Познай самого себя» - надпись на храме Апполона в Дельфах, существовавшем задолго до Сократа (датировка надписи – VIII век до н.э.), но именно Сократ придал смысл этой формулировке – он совершил антропоцентрический переворот, поэтому у него есть этика, антропология, политика, и нет физики)(легенда о встрече Сократа и индийца: «Что же можно познать в человеке, не познав бога?» => переосмысление Сократом своих идей, служение музам – занятие философией (но так ли он понял оракула?)) · Добродетель и истинное благо тождественны (истинное благо есть также польза)(только добродетель полезна, только порок вреден) (Декарт: для добродетели достаточно знать, что такое добродетель, после Сократа: нужно еще и воля к упражнению воли) · Учение о Мировом уме Именно учение Сократа стало ориентиром, идеалом для всех этических систем, хотя и признавали, что он недостижим Одним из учителей Сократа был Анаксагор, у которого было учение о мировом уме, но Сократ быстро разочаровался в нем Гипотеза ad hoc, в философии – «бог из машины» ЛЕКЦИЯ №14 (06.12.12г.) Философия Платона (427 – 347) Вся философия после Платона – платонизм или антиплатонизм. Пройти мимо Платона ни один философ Европы не имеет права (мнение Вильденбандта) Что вообще такое Европа? · Гуссерль: это не географическое, а духовное понятие, граница лежит в установке мышления (она не врожденная, а искусственно сконструированная; на становление европейской установки оказал именно Платон). Способность ставить бесконечные задачи и стараться их разрешить – Европа, а на Востоке никогда не было противопоставления мир реальный – мир идеальный (они совпадают в пророках, аватарах и пр.). при Платоне идеи оторвались от жизни. Европа: Стремление бесконечно совершенствовать нашу земную жизнь. Восток: совершенство уже достигнуто, нужно только обнаружить его в себе · Хайдегер: начиная с Платона в Европе происходит забвение бытия, «событие метафизики», оно выражается в том, что европейцы обращают внимание на сущее (не обязательно внешнее), а не на бытие. Изначальный опыт переживания бытия был забыт. Направленность на внешнее упорядочивание · Влияние Платона – артикли (определенный, неопределенный, нулевой). В русском языке нет различения понятий «вещь, «понятие о вещи» и «идея о вещи». В западных языках все гораздо проще. Определенный артикль – вещь, неопределенный – понятие, нулевой – идея вещи · С маленькой буквы – чувственный образ, с большой – понятие (Солнце и солнце, Земля и земля, например), все большие группы – идея o Платон: у всего положительного есть идея o Три уровня мышления
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |