КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, принципы и источники международно-правовой охраны окружающей среды
В научном мире применимо к данной области пользуются различными терминами и определениями. Кроме понятия «окружающей среды» используют термины: “природопользование”, “природные ресурсы”, «природная среда» и т.д. Что включает в себя понятие “окружающая среда”? Какие объекты естественной “живой” природы попадают в сферу регулирования норм международного права. Это: - растительный и животный мир (флора и фауна); - водный и воздушный бассейн (гидросфера и атмосфера); - почва (литосфера); - околоземное космическое пространство; - искусственные природные сооружения (водохранилища, заповедники, каналы и т.д.) Поскольку окружающая среда включает целый ряд природных компонентов условиям - различают несколько категорий охраняемых нормами международного права природных объектов: 1) Мировой океан; 2) Материки (суша Земли); 3) Атмосферный воздух; 4) Космос - все пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. С развитием технического прогресса внешние границы этого объекта отдаляются от Земли. В настоящие время в международно-правовой охране нуждается часть космоса, включающая Луну и планеты солнечной системы. По юридической принадлежности природные объекты делятся на: 1) внутригосударственные, т.е. находящиеся под национальной (государственной) юрисдикцией или контролем отдельных государств. 2) международные, интернациональные - находящиеся вне национальной юрисдикции и контроля: Мировой океан, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, часть атмосферы и космос. Охрана окружающей среды включает в себя три взаимосвязанных между собой уровня: национальный, региональный и всемирный. Эти уровни отличаются не только по территориальному признаку, но и по сложности представленных проблем; по количеству задействованных субъектов международного права; по материально-техническому и финансовому обеспечению; по количеству используемых международно-правовых актов с целью охраны окружающей среды. Национальное законодательство используется в первую очередь для охраны окружающей среды в пределах территориальной юрисдикции государств. Универсальные международно-правовые договоры регламентируют охрану окружающей среды на территориях с международным режимом /открытое море, Антарктида, космическое пространство и небесные тела, морское дно за пределами континентального шельфа/. Региональные соглашения направлены на охрану окружающей среды на отдельных, достаточно больших территориях Земли. В этом случае данные регионы представляют интерес для охраны нескольких государств /международные реки, проливы, каналы, пограничные природные комплексы и т.д./. Принципы и нормы международного права, направленные на охрану окружающей среды на этих трех уровнях в своей совокупности в системе составляют международное право окружающей среды. Отдельную отрасль международного права. Международное право окружающей среды /МПОС/ - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Земле. Образование данной отрасли международного права объясняется: 1. Активным вмешательством человека в природную среду, что далеко не всегда приводит к положительным последствиям. Ибо сейчас существует угроза трансграничного ущерба национальным системам, вследствие многих видов деятельности государств. Масштабы ущерба, наносимого цивилизацией окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной экологической системы, а следовательно и к непредсказуемым изменениям во всей общественной жизни людей на Земле. 2. Потребностью выработки действенного правового механизма регулирования происходящих процессов в области охраны окружающей среды. При этом, международное право окружающей среды пытается решить следующие задачи: - обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; - предупреждение, устранение и сокращение ущерба окружающей среде от различных источников загрязнения; - обеспечение комплексного режима охраны природных зон, бассейнов, акваторий и т.д.; - научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды. МПОС в настоящее время активно развивается, учитывая обострение глобальной экологической проблемы. К концу ХХ в. значительно увеличилось число международных соглашений, конвенций и др. документов, направленных на охрану окружающей среды. Более весомое значение приобрела деятельность международных правительственных и неправительственных организаций. Международные организации по охране окружающей среды. Для более успешного регулирования международных экологических отношений существуют международные организации в этой сфере. Последние делят на два вида - правительственные и неправительственные. Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН, ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды. Правительственные организации представлены в основном теми, которые входят в структуру ООН. Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты. Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы семь направлений: населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды; охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; океаны; охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; энергия; образование, профессиональная подготовка; торговля, экономика, технология. В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями. Эта организация проводит большую работу по объединению усилий мирового сообщества в целях решения экологических проблем. Ее штаб-квартира находится в Кении (г. Найроби). В Совет управляющих входят представители более, чем 60 государств. Фонд ЮНЕП формируется на основе добровольных взносов, его первоначальный размер составил 100 млн.долл. В рамках ООН существуют и другие организации, в задачи которых входит деятельность по охране окружающей среды. Среди них наиболее влиятельны: 1) Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций /ФАО/ образована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. 2) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Организация Объединенных наций по культуре, науке, образования /ЮНЕСКО/ образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям: - руководство экологическими программами; - учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; - оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов. 3) Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды. 4) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В своей деятельности консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др. 5) Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Всемирная метеорологическая организация ООН /ВМО/ создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. 6) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Международное агенство по атомной энергии /МАГАТЭ/ образовано в 1957 г. для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. К числу наиболее известных неправительственных организаций относятся “Green Peace” и “Зеленый крест”. Первая отражает стремление общественности многих стран мира бороться за решение экологических проблем. Вторая была создана по инициативе крупных политических деятелей, обеспокоенных современными негативными процессами в окружающей среде. Промежуточное место занимает Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Созданный в 1948 году, он представляет собой организацию, в которой членами являются правительственные и неправительственные организации. Из более, чем полутысячи участников Россию в МСОП представляют Госкомприрода (Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды), Всероссийское общество охраны природы и Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН. Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан: - сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; - сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; - организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; - экологическое просвещение. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа “Всемирная стратегия охраны природы”. По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно подразделить на три группы: 1. Природоохранительного направления - ЮНЕП /программа ООН по окружающей среде/; МСОП /международный союз охраны природы и природных ресурсов/. 2. Комплексного природоохранительного профиля - ФАО /сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций/; ВОЗ /всемирная организация здравоохранения/; ВМО /всемирная метеорологическая организация/. 3. Специального природоохранительного профиля - /охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п./. Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами. Международные организации по охране природы вносит большой вклад в решение экологических проблем. Их деятельность способствует успешному регулированию международных экологических отношений, развитию международно– правовой охране окружающей среды. Принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Принципы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью данной отрасли международного права. Они подразделяются на: 1. Общепризнанные /основные/ принципы международного права. 2. Отраслевые /специальные/ принципы международного права окружающей среды. Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы. 1. Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 19992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества. 2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов; окружающая среда не подлежит национальному присвоению путем провозглашения на нее суверенитета, использования, оккупации или любыми другими средствами. Данный принцип закреплен в Договоре о космосе 1967 г. (ст. IX). Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (в отношении пространства и ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа) (часть XI), Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (ст. 3). 3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде. Этот принцип отражен в договоре об Антарктике 1959 г. (ст. II), Договоре о космосе 1967 г. (ст. 2), Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (часть XIII), Соглашении о Луне 1979 г. (ст. 2) и др. 4. Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г.; Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973г.; Конвенцией об охране мигрирующих видов животных 1979 г. 5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Международные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, на основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду и воспроизводство природных ресурсов. Данный принцип является одним из основных принципов международно-правовой охраны окружающей среды и закреплен практически во всех договорах (например, в Конвенции об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). 6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой Конференции ООН по правам человека 1968 г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. также провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между правами человека и окружающей средой. Декларация РИО-92 по окружающей среде и развитию 1992 г. гласит: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 провозглашает мир, развитие и охрану окружающей среды взаимозависимыми и неразделимыми. Данный принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 6). 7. Преосторожный подход к окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. Согласно ст. 6 Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г. государства широко применяют предосторожный подход к сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, управлению ими и их использованию, с тем чтобы защищать морские ресурсы и сохранять морскую среду. В соответствии со ст. 3 Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Данный принцип отражен также в п. 5 ст. 2 Конвенции по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер 1992 г., п.2 ст. 3 Конвенции по охране морской среды Балтийского моря 1992 г., п. 2 ст. 2 Конвенции по охране морской среды северно-восточной части Атлантического океана 1992 г. 8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Данный принцип отражен также в Декларации ООН по праву развития 1986 г. и Венской декларации и программе действия, принятых на Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 г. 9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения. Содержание этого принципа в полной мере раскрыто в ст. II Всемирной хартии природы, одобренной XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В частности, необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должно предприниматься. Деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия. Принцип предотвращения вреда закреплен в п. ”с” ст. 7 и п. “в” ст. 8 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., в ст. 7 Принципов и Правил ЮНЕП по охране окружающей среды от шумового загрязнения и сбросов загрязненных вод, утвержденных Советом управляющих ЮНЕП в 1987 г. 10. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры. Данный Принцип закреплен во многих международных договорах, в частности, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 973 г., конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 г., Конвенции по предотвращению загрязнения Рейна химическими веществами 1976 г. 11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды. Данный принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельности, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Принцип ответственности государств в четкой форме отражен также в ст. 12 Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 г., в п.2 ст. 139 и п.1 ст. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Помимо политической и материальной ответственности государства несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Этот вид ответственности предусмотрен в Принципе 13 Декларации РИО-92, ст. 3 Лондонского протокола 1992 г. к Конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969 г., п. 7 ст. 2 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., п.1 ст. IV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 3 Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., п “к” ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. и др. Государства согласно Принципа 13 Декларации РИО-92 должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимых жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба. 12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания. В частности, он отражен в п. “е” ст. 13 Парижской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1960 г., п. 3 ст. Х Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 963 г., п. 3 ст. Х брюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. Таким образом, принципы международного права окружающей среды представляют собой те ориентиры, по которым идет сотрудничество государств на международной арене, они находят свое отражение в международно-правовых документах и процесс этот будет продолжаться. Источники международно-правовой охраны окружающей среды. В международном праве окружающей среды источниками являются уже традиционные для международного права: - правовой обычай; - конвенционные нормы. Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. Проявление обычаев происходит во внешнеполитических документах государств, дипломатической переписке, наконец, в определённом порядке взаимоотношений между государствами, сложившемся в той или иной области. В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования (в частности, в сфере экологии). Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение обычая в международных отношениях сохраняется. Он является современным и активно функционирующим источником международно-правовой охраны окружающей среды, так как эксплуатация многих природных ресурсов пока не регламентирована договорными нормами. Кроме того, одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других - обычными. В связи с этим, международные обычаи, признанные Российской Федерацией официально или с молчаливого согласия общеобязательными, являются источниками МПОС. Безусловно, важнейшим источником международно-правовой охраны окружающей природной среды и международного права в целом, является международный договор, который представляет собой облечённое в правовую форму соглашение между государствами, другими субъектами международного права, заключённое по вопросам, имеющим для них общий интерес (в данном случае в области охраны природной среды и использования природных ресурсов), и призванное регулировать их взаимоотношения путём установления взаимных прав и обязанностей. Необходимо также отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это, по существу, означает, что принятые Российской Федерацией и ратифицированные в установленном порядке международные договоры включены в число источников Российского права и, в частности, экологического права России. Законодатель, в соответствии с действующими международными актами под международным договором Российской Федерации понимает международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Анализ договорной практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. К настоящему времени в мире насчитывается свыше 3 000 двусторонних договоров, соглашений, конвенций и других официальных документов, полностью или частично посвящённых охране окружающей природной среды и регулированию использования природных ресурсов. Одним из первых двусторонних договоров является Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Примерами двусторонних соглашений могут также служить: Соглашение между Италией и Швейцарией об охране вод от загрязнения (1972 г.), Соглашение между США и Канадой о качестве воды в Великих озёрах (1972 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1994 г.) и т.п. Россией заключены подобные соглашения со всеми соседними странами, в том числе со странами СНГ, а также со многими другими государствами Европы, Азии и Америки. Важнейшее значение в регулировании международных экологических отношений занимают многосторонние универсальные и региональные международные договоры, которых насчитывается в мире свыше 1 600. Примерами таких договоров являются: Договор об Антарктике от 1 декабря 1959г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г.; Соглашение о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г.; Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. и многие другие международные соглашения, заключённые между государствами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Одним из источников международно-правовой охраны окружающей природной среды является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (Хельсинки), подписанный представителями 33 европейских государств, США и Канады. Последний определяет, что защита и улучшение окружающей среды, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений являются одной из задач, имеющих большое значение для благосостояния народов и развития всех стран, экономическое развитие и технический прогресс должны быть совместимы с задачей охраны окружающей среды и сохранения исторических и культурных ценностей, каждое государство-участник в соответствии с принципами международного права должно принимать меры к тому, чтобы деятельность, проводимая на его территории, не являлась причиной ухудшения окружающей среды другого государства или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции. Кроме этого, в Заключительном акте установлены цели, области и основные направления сотрудничества государств в сфере экологии, формы и методы взаимоотношений между странами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Тексты двусторонних и многосторонних международных договоров содержатся в Международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по охране окружающей среды и Всемирного фонда охраны дикой живой природы. Программа ООН по охране окружающей среды ведёт учёт многосторонних международных конвенций (соглашений, договоров), заключённых государствами в данной области и ежегодно публикует их список (регистр) с указанием основных сведений об их содержании, который постоянно дополняется новыми сведениями. В настоящее время Россия является участницей более 70 многосторонних соглашений в области охраны окружающей природной среды и регулирования природопользования. При этом, Российская Федерация участвует в многосторонних договорах, заключённых Советским Союзом на правах его правопреемника, а также вступает в новые международные соглашения на правах суверенного государства. Специфической разновидностью международных договоров являются также и уставы международных организаций (Устав ООН от 26 июня 1945 г., Устав ЮНЕСКО от 16 ноября 1945 г., Устав МАГАТЭ от 26 октября 1956 г., Программа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП и т.п.), устанавливающие общие правила поведения субъектов международных отношений, в том числе, складывающихся и в сфере охраны окружающей природной среды. Вспомогательные источники международно-правовой охраны окружающей природной среды как таковые не содержат в себе общеобязательных правил международного общения, однако играют немаловажную роль для будущей правотворческой деятельности субъектов международного права. Решения и постановления международных органов и организаций в своём подавляющем большинстве касаются внутренних вопросов этих международных учреждений и поэтому не являются источниками международного права в полном смысле этого слова. Те же их решения и постановления, которые формулируют правила поведения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, выходящие за рамки чисто внутренних вопросов международных организаций, имеют характер рекомендаций, то есть лишены качества юридической обязательности. Они могут являться этапом в становлении новой международно-правовой нормы, или служить подтверждением её существования. То есть, утверждение того или иного правила поведения, впервые сформулированного в решении или постановлении международной организации, в качестве правовой нормы может иметь место в случае признания её таковой субъектами международного права и последующего закрепления в форме международного договора или международного обычая. К решениям международных организаций и их органов относятся, например, резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи ООН, одобряющие либо утверждающие международные эколого-правовые документы (Декларация правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства 1963 г.; Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г.; Всемирная хартия охраны природы 1982 г. и др.). Для региона, объединяющего государства, входящие в СНГ, данный вид источников представлен постановлениями и решениями Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Межпарламентский рекомендательный акт "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества"; Концепция рекомендательного законодательного акта "О возмещении ущерба вследствие нарушения экологической безопасности" 1995 г.). Такого рода акты не предназначены для прямого регулирования деятельности членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству, а также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного права окружающей среды. К числу источников международного экологического права, имеющих рекомендательный характер относят также большое количество решений и резолюций конференций, симпозиумов, форумов и совещаний неправительственных международных организаций и представителей общественности (Всемирная стратегия охраны природы 1980 г.; Универсальный кодекс экологически корректного поведения 1990 г. и др.). Эти акты оказывают значительное влияние на международное экологическое правотворчество и правоприменительную практику. К судебным решениям, которые также являются вспомогательными источниками международного права и, следовательно, международно-правовой охраны окружающей среды, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Значение национального законодательства для международного права состоит в том, что отдельные положения, закреплённые в нормативно-правовых актах государств, касающиеся вопросов экологии могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права. Вместе с тем, национальное законодательство может подтверждать нормы международного права, действующие в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В этом случае, значение указанных актов состоит в том, что они определяют отношение государства к конкретному правилу поведения и тем самым служат косвенным, вспомогательным источником международного права. Доктрины международного права представляют собой научные исследования юристов-международников, то есть, по существу, являются субъективным представлением людей, обладающих специальными познаниями в данной области. Их значение состоит в том, что соответствующие научные труды специалистов в области международного экологического права могут служить вспомогательным материалом для уяснения содержания тех или иных принципов, норм и даже целых институтов действующего международного права охраны окружающей среды. Доктрины могут разрабатывать и формулировать новые правила международных взаимоотношений в сфере экологии. Однако, для придания им юридической обязательности, необходимо их последующее воплощение в основных источниках международного права, то есть закрепление в международных договорах или международных обычаях. В заключении необходимо отметить, что международное сотрудничество по охране и улучшению окружающей среды не посягает на территориальное верховенство основного субъекта международного права - государства, равно как и не снимает с него ответственности за проведение в национальном масштабе таких мероприятий, как сохранение флоры и фауны, охрана заповедных территорий и уникальных экологических комплексов, контроль за уровнем шума и сбросом сточных вод, охрана мигрирующих животных и птиц, распространение экологической информации, развитие экологического воспитания и эколого-правовой культуры, совершенствование экологического законодательства и т.д. В реализации этих мероприятий в России важное значение принадлежит источникам международно-правовой охраны окружающей природной среды и, в первую очередь, международным договорам, принятым Российской Федерацией и ратифицированным в установленном законодательством порядке. Поскольку, в случае противоречия между правилами такого международного договора и нормами законодательства Российской Федерации, применяются положения, установленные международным договором.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |