Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и источники дипломатического права. Органы внешних сношений государств




Для того, чтобы разобраться, что такое дипломатическое право, дипломатическое представительство и чем оно занимается, надо разобраться в азах дипломатии.

Понятие “дипломатия” произошло от греческого слова

- в первоначальном значении “держатель диплома”, т.е. рекомендательной или верительной грамоты, выдававшейся официальным лицам, отправляемым в провинции или за границу.

В отечественной литературе даются различные определения дипломатии.

В широком смысле слова дипломатию можно определить как официальную деятельность по представительству субъекта международного права, по развитию отношений мира и мирного сосуществования, по защите мирным путем прав и интересов субъекта международного права, прав и интересов его граждан для достижения внешнеполитических целей народа. Это определение охватывает работу любого органа внешних сношений субъекта международного права.

В узком смысле слова - дипломатия - это искусство ведения переговоров и заключение договоров и соглашений.

Следует подчеркнуть, что это искусство должно основываться на знании законов развития общества, изучении истории и международных отношений, истории отдельных стран, мирового хозяйства и экономики отдельных стран, международного права, государственного права отдельных стран, иностранных языков и др.

При всем многообразии форм, методов, определений дипломатии главное состоит в том, что она является антиподом конфликта, войны, военных методов решения споров.

Происходящие в мире усиление взаимозависимости государств, расширение контактов между ними влияют на эволюцию дипломатической деятельности.

Дипломатическая деятельность - это форма осуществления высших функций государства, определяющих ее содержание, одно из направлений внешней политики государства. Другими словами, дипломатия является более узким понятием по отношению к внешней политике, поскольку под дипломатической деятельностью подразумевается внешнеполитическая деятельность органов внешних сношений субъектов международного права.

Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиций правительства для печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи с чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

Дипломатическое и консульское право - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

Характерными особенностями современного дипломатического права являются:

во-первых, слияние посольского и консульского права в одну отрасль международного права;

во-вторых, этим правом регулируется не только деятельность посольств и консульств и их должностных лиц, как это было в прошлом, но и специальных делегаций, направляемых на международные встречи и конференции;

в-третьих, к области этой отрасли международного права относится процедура работы международных конференций, режим представительства при международных организациях, режим деятельности международных должностных лиц.

Таким образом, дипломатическое и консульское право можно определить как часть международного публичного права, включающую принципы и нормы, регулирующие положение и деятельность (функции и статус) официальных органов внешних сношений государств в целях поддержания и упрочения мира.

Источниками дипломатического права являются международные нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах, регламентах и постановлениях международных конференций и организаций, регулирующих дипломатические, консульские и другие отношения дипломатического характера.

К дипломатическому праву относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в другое миссии специальной, т.е. делегации им представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса; а также нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих.

Основными источниками современного дипломатического права является международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором дипломатического права, в котором участвовало восемь европейских государств, является Венский протокол от 7 марта 1815 г. (Венский регламент) о классах дипломатических представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818 г.

Большую роль в развитии дипломатического права сыграла Гаванская конвенция “О дипломатических чиновниках” 1928 г. В ней кодифицированы, хотя и на региональном уровне, ряд вопросов дипломатического права. Гаванская конвенция действует в отношениях латиноамериканских стран и в настоящее время.

Важнейшим многосторонним соглашением по дипломатическому праву является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.,[11] в которой участвует около 150 государств. Конвенция закрепила основные обычные нормы дипломатического права, а также ввела нормы с учетом сложившейся дипломатической практики. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Следует подчеркнуть и значение Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.[12] Отдельные аспекты правового положения дипломатических представительств и их персонала регулируются наряду с многосторонними соглашениями, двусторонними договорами, возможность заключения которых предусматривается Конвенцией.

В качестве источников дипломатического права являются и международные обычаи. До принятия указанных многосторонних договоров дипломатическое право состояло почти исключительно из обычных норм. В преамбуле Конвенций подтверждается, что “нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями Конвенций”.

К источникам права внешних сношений относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру.

Развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без осуществления связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует организации аппарата осуществления этих отношений и регулирования их международным правом.

Соблюдение государствами в своих взаимоотношениях норм международного права, необходимость определенных форм общения для каждого данного субъекта международного права обусловили появление и во внутригосударственном праве норм, регулирующих дипломатические и консульские сношения, организацию органов внешних сношений.

 

Органы внешних сношений представляют собой государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и иными субъектами международного права. Они разделяются на

1) внутригосударственные (общей компетенции или специальные);

2) зарубежные.

Внутригосударственными являются те органы внешних сношений, которые постоянно находятся на территории данного государства. Полномочия названных органов, как правило, определяются конституциями государств. Они могут осуществлять внешние сношения по всем вопросам (ex officio) по должности, т.е. без специальных полномочий.

 

Группа органов общей компетенции.

Глава государства. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

1) осуществляет руководство внешней политикой РФ;

2) вправе заключать, денонсировать, ратифицировать, делать заявления по вопросам внешней политики от имени своего государства;

3) назначать, отзывать дипломатических представителей своей страны, после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального собрания, а также принимать дипломатических представителей иностранных государств;

4) решать вопросы войны и мира непосредственно или на основании решения законодательных органов. Находясь на территории другого государства пользуется в полном объеме дипломатическим иммунитетом, а также в период пребывания за рубежом, как правило, иммунитет распространяется на его членов семьи /супругу, детей/ и других лиц /сопровождающих/.

 

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира, а также решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

 

Правительство Российской Федерации. Его полномочия в области внешних сношений определяются конституцией и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

Правительство РФ назначает и отзывает:

а) глав представительств и миссий ниже прав послов и посланников, представителей от РФ в различных международных комиссиях на основе заключенных РФ договоров;

б) глав и членов делегаций для переговоров о заключении международных договоров, не требующих ратификации;

в) торговых представителей РФ за границей.

Правительство вправе направлять ноты и делать заявления зарубежным правительствам по вопросам международных отношений.

Председатель Правительства РФ ведет переговоры и подписывает договора, при поездках за границу пользуется дипломатическим иммунитетом, который обычно распространяется и на сопровождающих его лиц.

 

Группа специальных органов внешних сношений РФ.

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением о министерстве иностранных дел РФ, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений президенту РФ. Это централизованный аппарат. В своем составе имеет отделы, дифференцированные как по странам, так и по задачам и функциям.

Например, МИД РФ выполняет следующие функции:

1) Защита внешних политических и экономических интересов РФ, а также находящихся за границей граждан РФ;

2) Выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами;

3) Руководство проведением в жизнь заключенных с иностранными государствами договоров и соглашений и содействие соответствующим учреждениям РФ в осуществлении ими прав, установленных этими договорами и соглашениями;

4) Наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключенных с иностранными государствами.

Глава министерства иностранных дел. Он осуществляет текущее руководство внешней политикой. Он имеет право международного представительства без специальных на то полномочий и право личных сношений и переговоров с представителями иностранных государств.

Особые права МИД РФ:

1. Дача разрешений на опубликование договоров, соглашений и конвенций РФ с иностранными государствами;

2. Назначение ряда дипломатических работников (советников, секретарей, атташе);

3. Скрепление своей подписью верительных и отзывных грамот, подписание консульских патентов, скрепление мандатов и других документов уполномоченных различных ведомств РФ за границей;

4. Присвоение рангов дипломатическим работникам РФ, кроме чрезвычайного и полномочного посла и чрезвычайного и полномочного посланника первого и второго классов.

 

Также в эту группу входят Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ и некоторые другие органы в пределах их компетенции.

 

Зарубежные органы внешних сношений - это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц

 

К зарубежным органам внешних сношений относятся:

- дипломатические представительства государств;

- консульские представительства;

- торговые представительства;

- постоянные представительства государств при международных организациях.

Это постоянные зарубежные органы внешних сношений.

Помимо постоянных органов имеются временные зарубежные органы внешних сношений:

- специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д.;

- делегации, направляемые для участия в международных конференциях.

 

Вывод:

Дипломатическое и консульское право – это система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений.

К дипломатическому и консульскому праву относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими и консульскими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в другое специальной миссии; а также нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.