КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и нормы, касающиеся консульской деятельности государств
Исторически консульские отношения развивались как отношения, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Принято считать, что институт консульства зародился в конце XI - начале XII вв. главным образом для защиты интересов европейского купечества на Востоке. С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все более многогранный характер. Во второй половине XVIII века этот институт приобрел черты, сохраняющиеся и в настоящее время. Консульские отношения в России начали развиваться в XVI веке, когда правительство стало принимать консулов иностранных государств. К учреждению своих консульств за границей Россия приступила в начале XVIII в. при Петре I, стремившимся к активизации внешней торговли и насаживанию экспорта товаров, что требовало знаний условий иностранных рынков, денежных курсов и других вопросов торговли, изучением которых могли заниматься только постоянные представительства России за границей. Первые Российские консульства были учреждены в странах Западной Европы: в Венеции 1711 г., во Франции - в Париже 1715 г., в Испании - Кадисе 1723 г. на Востоке впервые появились в Китае в 1723 г. Исторические особенности развития консульских отношений продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических. Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г. Большую роль в консульском праве играют двухсторонние договоры и конвенции по консульским вопросам. В целом консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
Консульские представительства. Наряду с дипломатическими отношениями государства поддерживают друг с другом и консульские отношения. Для этого они обмениваются консульскими представительствами, которые создаются по взаимному соглашению сторон. Причем обмен консульскими представительствами не связан наличием дипломатических отношений. Одновременно с установлением дипломатических отношений устанавливаются и консульские отношения, если не оговорено другое. Разрыв дипломатических отношений не прекращает автоматически консульские отношения. Количество консульских представительств устанавливается по соглашению сторон с учетом обоюдной заинтересованности. Консульство возглавляет консул, который в отличие от дипломатического представителя не является полномочным представителем своего государства в государстве пребывания. Консулы представляют свое государство только по определенному кругу вопросов и только в своем консульском округе. Некоторые государства назначают как штатных, так и нештатных /почетных/ консулов. Последние назначаются из лиц, проживающих в стране нахождения консульства.
Каковы же функции консульских представительств? Они весьма разнообразны. Согласно Конвенции о консульских отношениях 1963 г. к основным функциям консульских представительств относятся: 1. Охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц; 2. Поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей между государствами; 3. Выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан представляемого государства; 4. Учет и информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; 5. Выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий; 6. Выполнение соответствующих функций по истребованию документов; 7. Выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства; 8. Выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздушного флотов своей страны, а также их экипажей; 9. Наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информация по этим вопросам ведомства иностранных дел своего государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государствам, которые не противоречат законодательству государства пребывания. Выполнение функций консульства основано на праве своего государства, а также международного права и главным образом на договорах, заключенных между представляющим и пребывающим государствами. Причем консульству приходится иметь дело не только с консульскими конвенциями, но и с договорами о правовой помощи, соглашениями о социальном обеспечении, о воздушных, морских и других сообщениях. Консульства непосредственно сносятся только с местными властями своего округа, а с центральными властями и властям других округов - через дипломатического представителя своей страны. Обычно консульские представительства подчиняются ведомству иностранных дел, а также дипломатическому представительству. При осуществлении своих функций консулы могут представлять перед судом и иными органами страны пребывания граждан и юридических лиц своей страны в порядке, предусмотренном консульскими конвенциями и в соответствии с законами страны пребывания. В соответствии с Консульским уставом России и международным правом на лиц, которые возглавляют консульские учреждения, могут быть возложены функции, выполняемые дипломатическими представительствами в государстве, где нет дипломатического представительства, с согласия правительства этого государства. Глава консульского учреждения или иное консульское должностное лицо может действовать в качестве представителя своего государства при любой международной организации. Согласно практике консульских отношений, закрепленной в Венской конвенции 1963 г., главы консульских представительств делятся на четыре класса: 1) Генеральный консул; 2) Консул; 3) Вице-консул; 4) Консульский агент. Консульские должностные лица, не являющиеся главами консульских учреждений, имеют различные наименования. Их называют заместителями консулов, помощниками консулов, проконсулами и т.п. Генеральный консул возглавляет генеральное консульство. Консул и вице-консул возглавляют соответственно консульство и вице-консульство, или могут быть помощниками либо заместителями генерального консула. В некоторых государствах консульская служба отделена от дипломатической и работникам этой службы присваиваются специальные ранги. В России сотрудники российских консульств состоят на службе в Министерстве иностранных дел и им присваиваются дипломатические ранги. Согласно Конвенции 1963 г. персонал консульского представительства делится на 3 категории: 1) Консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2) Консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу; 3) Обслуживающий персонал. Консульские должностные лица, не являющиеся главами консульских учреждений, имеют различные наименования. Их называют заместителями консулов, помощниками консулов, проконсулами и т.п. Генеральный консул возглавляет генеральное консульство. Консул и вице-консул возглавляют соответственно консульство и вице-консульство, или могут быть помощниками либо заместителями генерального консула. В некоторых государствах консульская служба отделена от дипломатической и работникам этой службы присваиваются специальные ранги. В России сотрудники российских консульств состоят на службе в Министерстве иностранных дел и им присваиваются дипломатические ранги. Согласно Конвенции 1963 г. персонал консульского представительства делится на 3 категории: 1. Консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2. Консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу; 3. Обслуживающий персонал. В большинстве стран /в том числе и в России/ назначение консульских представителей, а также прием иностранных консулов относится к компетенции ведомства иностранных дел. Консулу выдается консульский патент - удостоверение, подтверждающее его полномочия. В нем указываются полное имя и класс, к которому принадлежит консул, консульский округ и место пребывания консульства. Это заранее согласовывается с государством, в которое назначается консул. Консульский патент обычно дипломатической почтой направляется властям государства, в которое назначается консул, для получения экзекватуры /согласие на исполнение консулом его обязанностей/. Экзекватура может быть выдана в виде отдельного документа, а может быть в виде надписи на самом консульском патенте. Орган, правомочный выдавать экзекватуру, определяется национальным законодательством каждого государства, но в большинстве стран экзекватура выдается ведомством иностранных дел. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе. Обычно власти пребывания выдают консулам консульские карточки, которые удостоверяют, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на льготы и привилегии, согласно международному праву. Деятельность консульского представителя прекращается в случаях: 1. Отозвания его назначившим государством; 2. Объявления консула 3. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания; 4. Войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его; 5. Закрытия консульского учреждения. Район деятельности консульского представителя называется консульским округом. Он устанавливается по согласованию между двумя государствами. Государство имеет право отказать в учреждении консульства в том или ином районе.
Консульский корпус - совокупность всех консулов, находящихся в данном населенном пункте. Он имеет главным образом церемониальное и протокольное значение. Во главе консульского корпуса стоит старейшина, которым является старший по рангу и по времени получения экзекватуры в данном консульском округе глава консульского учреждения. Для выполнения консульствами их функций требуется, чтобы в стране пребывания им были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны властей государства пребывания. С этой целью консульским представительствам, их главам и должностным лицам на основании международного права предоставляются соответствующие права, льготы и преимущества. Привилегии и иммунитеты консульского представительства /по Венской конвенции 1963 г./: 1. Неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, переписки, имущества и средств передвижения, принадлежащих консульству; 2. Освобождение от обысков, реквизиций и других исполнительных действий; 3. Освобождение от всех налогов и пошлин; 4. Свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульствами своего государства; 5. Право вывешивать государственный флаг и герб на помещении консульства, резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на средства его передвижения.
Личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц: 1. Личная неприкосновенность /они не могут быть арестованы или заключены под стражу до вынесения судебного приговора, за исключением случаев совершения тяжких преступлений. Кроме этих последних случаев они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуты другим формам ограничения личной свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу. Освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций, предусматривается конвенцией как для должностных лиц, так и для служащих. В отношении частных действий к консулам применима юрисдикция страны пребывания. Все консульские сотрудники могут вызываться в качестве свидетелей по судебным и административным делам, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанным с их консульской деятельностью, или предоставлять относящуюся к ней корреспонденцию. 2. Консульские сотрудники /за исключением обслуживающего персонала/, освобождаются от налогов и сборов за конкретное обслуживание. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. 3. Консульские должностные лица и члены их семей в отношении привилегий, по существу, приравниваются к дипломатам. Консульские привилегии и иммунитеты во многом зависят от двусторонних консульских конвенций и внутреннего законодательства страны пребывания. Эти конвенции нередко предусматривают значительное расширение указанных привилегий и иммунитетов.
Вывод: Анализ договорной практики многих государств подтверждает вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломатическим представляет собой устойчивую тенденцию прогрессивного развития консульского права. Заключение С выходом России на международную арену в качестве суверенного государства значительно расширяется сфера ее взаимодействия с зарубежными странами. Это относится как к дипломатическим, так и к консульским отношениям, которые Российская Федерация поддерживает с более чем 170 странами мира. Такого количественного уровня страна достигла за непродолжительный период под воздействием двух факторов: во-первых, в силу своего континуитета РФ продолжает осуществлять дипломатические и консульские отношения, установленные еще Советским Союзом; во-вторых, за 90-е годы Российская Федерация самостоятельно подписала дипломатические и консульские конвенции с десятками государств. Это привело к тому, что на территории России были открыты новые дипломатические представительства и консульские учреждения. деятельность большого количества посольств и консульств привела в возрастанию роли дипломатического и консульского права в России. Анализ международной деятельности РФ показывает, что в последнее время существенно увеличилась активность регионов страны. Они самостоятельно выходят на международную арену, являются участниками международных отношений. На территории многих субъектов РФ открыты консульские учреждения. Со временем, очевидно, будет еще более возрастать интерес иностранных государств к России. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских учреждений на территории субъектов Российской Федерации. Поэтому знание основ консульского права на данном этапе особенно актуально и необходимо.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |