Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим Арктики и Антарктики


Правовой режим Арктики. Арктика - это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (660 33’ с. ш.). На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Норвегия.

Особенность правового режима Арктики состоит в том, что ее морское пространство поделено на сектора каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является северный полюс, а основанием - побережье одного из арктических государств. Эта особенность режима Арктики исходит из международно-правовой доктрины - “секторальной теории”, суть которой состоит в следующем. В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны, внесшие наибольший вклад в исследование освоение Арктики, традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании части арктических пространств - сектора и определения правового режима своего сектора. Особенно активно в пользу секторального деления выступила в свое время Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлениях оставила свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В настоящее время сектора в Арктике имеют ряд приарктических государств. Это означает, что все острова и архипелаги, морские пространства в пределах каждого сектора принадлежат соответствующему приарктическому государству и входят в состав его государственной территории. Правовой режим морских пространств секторов определяется принципами и нормами международного морского права, которые в силу особых условий секторов могут быть несколько модернизированы. К таким особым условиям относятся постоянный ледяной покров арктических вод, отсутствие международного судоходства, большое значение своего собственного судоходства для других государств, а также большое экологическое и стратегическое значение этих районов для приарктических государств.



Положение российского сектора в Арктике определяется Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территории СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”. В нем говорится, что в пределах между меридианами 320 04’ 35” в. д. и 1680 49’ 30” з. д. СССР объявляет свое право на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген.

Научные экспедиции постоянно изучают районы российского сектора. В арктических водах секторов России создан Северный морской путь, который является национальным Внутренним Водным путем России. При министерстве морского флота РФ действует Администрация Северного морского пути, в компетенцию которой входит регулирование движением судов по этому пути, осуществление координации морских ледовых операций, установление правил судоходства, районов ледокольной проводки и т. д. Принимаются меры по предотвращению загрязнений морской среды и побережья.

В Арктике пока нет механизма, аналогичного Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на постоянной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного Арктического научного комитета (МАНК) - международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических государств и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии).

 

Правовой режим Антарктики. Антарктика - часть земного шара, обширный регион, расположенный до 60-й параллели южной широты от Южного полюса. Она включает в себя как собственно материк Антарктика, так и прилегающие к нему острова, архипелаги и морские пространства. Открытая российскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в ходе первой антарктической экспедиции 1818 - 1821 гг., Антарктика в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий долгое время не представляла какого-либо интереса в плане ее хозяйственного использования и считалась ничейной землей.

Однако с начала ХХ в. ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили, Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на определенные части Антарктиды, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело в конечном счете к ее разделу. Попытка сепаратного раздела, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, в том числе и Советского Союза.

В поиске выхода из создавшейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне. Здесь, 1 декабря 1959 г., был выработан и принят Договор об Антарктиде, заложивший основу международно-правового режима Антарктики. Данный Договор вступил в силу 23 июля 1961 г. На конец 1982 г. его участниками являлись 26 государств (первоначально - 13 государств).

Статья первая Договора устанавливает, что “Антарктика используется только в мирных целях”. Запрещается, в частности, любые мероприятия военного действия и характера такие как: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия, в том числе ядерного, а также удаление в районе Антарктики радиоактивных материалов. Договор не устанавливает исчерпывающего перечня мероприятий военного характера, но запрещает любые действия, наносящие вред мирному использованию Антарктики.

Антарктика остается единственной территорией (сухопутной и водной), которая не принадлежит какому-либо государству ни полностью, ни частично: Договор по существу не признал территориальных претензий государств, поскольку ни одна часть Антарктики не признана находящейся под суверенитетом какого-либо государства. Однако Договор не отрицает и существования территориальных претензий. По смыслу договора, статья четвертая не должна толковаться в ущерб позиции любой страны в отношении признания или непризнания ею права или претензий, или основы для претензий любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.



Одним из важных принципов, установленных Договором, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна независимо от участия ее в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике.

Согласно ст. VIII Договора наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал, находится под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над всеми другими лицами Договор не регулирует, но содержит положение о том, что он не наносит ущерба соответствующей позиции каждой стороны относительно этого вопроса. Иначе говоря, вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в Договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точки зрения.

За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство - участник Договора равно является участником Консультативного совещания - международного механизма для координации деятельности стран по изучению Антарктики и имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала, всегда открыта для инспекции.

В компетенции Консультативного совещания входят: обмен информацией, взаимные консультации, разработка и принятие рекомендаций правительствам стран, мер, содействующих реализации целей и принципов Договора. В компетенцию Совещания включены также меры, касающиеся Антарктиды, относительно:

1) использования ее в мирных целях;

2) содействия научным исследованиям;

3) содействия международному научному сотрудничеству;

4) содействия осуществлению прав инспекции;

5) осуществлению юрисдикции;

6) охраны и сохранению живых и минеральных ресурсов;

Принятые на Совещании решения и рекомендации вступают в силу по утверждению их всеми сторонами, подписавших Договор и присоединившимся к нему позднее. Представители государств-участников Договора имеют право участвовать в Совещании, созванном для рассмотрения принимаемых мер. Сроки и место созыва Консультативного Совещания определяют первоначальные участники настоящего Договора.

Резюмируя правовое положение Антарктиды Договор подчеркивает, что в интересах всего человечества Антарктида должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Вывод:

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от Арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60о южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., согласно которого все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», она может использоваться только в мирных целях и признана демилитаризованной территорией.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства чрезвычайно велико. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ.

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория является также пространственной сферой действия государственного суверенитета, сферой территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. К таким пространствам относятся: открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Пределы государственной территории определяются границей. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Государственные границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, только мирным путем и по соглашению сторон.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные границы | Введение. Тема 10. Международное морское право

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4103; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. III. Принцип действия и режимы работы синхронной машины
  2. А к административной и гражданско-правовой - и юридическое тоже.
  3. Административно-правовой договор
  4. Административно-правовой статус благотворительных организаций 1 страница
  5. Административно-правовой статус благотворительных организаций 10 страница
  6. Административно-правовой статус благотворительных организаций 11 страница
  7. Административно-правовой статус благотворительных организаций 12 страница
  8. Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница
  9. Административно-правовой статус благотворительных организаций 14 страница
  10. Административно-правовой статус благотворительных организаций 15 страница
  11. Административно-правовой статус благотворительных организаций 16 страница
  12. Административно-правовой статус благотворительных организаций 17 страница

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.