КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев
Российское государство привержено политике мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Она закреплена конституционно. Сегодня эта политика наполняется новым видением современного мира и нашла отражение в политических и государственных документах последних лет, в практической деятельности институтов власти, в межгосударственных отношениях. В изменяющемся мире все больше укрепляется взаимные политические, экономические, научно-технические и культурные связи России с зарубежными государствами. Важное значение при этом имеют отношения со странами Западной Европы, с дружественными государствами в Азии. К нам приезжают бизнесмены и рабочие, менеджеры и журналисты, ученые и студенты, специалисты и стажеры, деятели литературы и искусства, спортсмены и туристы или просто по личным делам - для встречи с родственниками, друзьями, знакомыми, для отдыха или лечения и т.д. Некоторые иностранцы постоянно проживают в России. У каждого зарубежного гостя свои цели, программа и длительность пребывания в нашей стране, деловые, профессиональные, культурные, личные интересы, ради удовлетворения которых он преодолевает порой дальний путь на авиалайнере, поезде, корабле или автомашине. И мы в России рады всем, кто приезжает к нам с добрыми намерениями. При всем многообразии конкретных: целей и интересов, прибывающих в Россию иностранцев, имеются вопросы, которые в равной мере касаются каждого из них: Каковы правила въезда и пребывания иностранцев в Российской Федерации, какими они обладают у нас правами и свободами, какие несут обязанности, как личность защищена законом, какова юридическая ответственность за противоправное поведение. Правовой статус. Отношение к иностранцам претерпело в мировой истории длительную эволюцию: от почти полной нетерпимости к ним, восприятия чужестранца как врага, к постепенному преодолению такого предрассудка, от их бесправного, беззащитного положения - к наделению тем или иным объемом прав и обязанностей, правовой защитой. А осуществлялось это по мере расширения контактов между людьми, торговли, распространения просвещения, обмена культурными ценностями, развития международного сотрудничества. Такая эволюция происходила не всегда прямо, иногда затормаживалась, отступала, назад. В законодательстве всех современных государств немало норм о въезде и пребывании в стране иностранцев, их правах, обязанностях, ответственности. Правда, круг таких прав и обязанностей, реальность осуществления прав и свобод иностранцев в различных страны неодинаковы. Это зависит от социально-экономических и политических условий, существующих в конкретной стране, от характера и целей ее внутренней и внешней политики, уровня развития в ней демократии, культуры, от исторических, национальных традиций, международного климата и т.д. Однако в любом случае, регламентирование правового положения иностранцев в конкретном государстве относится к его национальной компетенции, что обусловлено общепризнанным в международном праве принципом государственного суверенитета. При этом государство должно выполнять свои обязанности по двусторонним и многосторонним договорам, касающимся прав иностранцев. Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового статуса гражданина своего государства или статуса лица без гражданства в стране его постоянного, обычного проживания/ и правового статуса собственно иностранца. У лица без гражданства он в принципе един - определяется государством, на территории которого лицо пребывает. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, правовой статус гражданина своего государства, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец /как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства/ попадает под воздействие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, оказывается, говоря юридическим языком, под его юрисдикцией и должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Эта проблема - проблема правового статуса иностранца в стране пребывания - возникла не сегодня и не вчера. Она существует почти 3 тысячи лет, с тех пор, как образовались первые в истории человеческой цивилизации государства, население разделилось по территориальному принципу и появились чужестранцы. Но решалась и решается она по-разному в различные исторические эпохи, в тех или иных общественно-экономических системах, конкретных государствах. Россия является участником примерно 10 тысяч международных договоров, пактов, конвенций, участником соглашений и договоренностей в Хельсинки, Мадриде, Вене, и Копенгагене. Не все они, конечно, касаются вопросов правового статуса личности. Но многие целиком или частично посвящены именно этим вопросам. Среди таких международно-правовых документов имеются многосторонние и двусторонние. Среди многосторонних международно-правовых документов нет актов, содержащих универсальную регламентацию вопросов правового статуса иностранцев. Такие акты разработаны пока лишь применительно к отдельным, особым категориям иностранцев, например, к лицам, осуществляющим представительские функции в международных отношениях. Например: Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях, касающаяся статуса дипломатических представительств и немало многосторонних международных актов, посвященных более широкой проблеме - сотрудничеству государств в обеспечении прав человека. Хотя в них лишь отдельные статьи говорят прямо об иностранцах, по смыслу эти акты рассматривает в международном плане вопросы о правах и обязанностях всех лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников. Специально те или иные вопросы о правовом статусе иностранных граждан рассматриваются в ряде других документов. Это Всемирная конвенция 1952 года об авторском праве, Парижская конвенция 1883 года по охране промышленной собственности, Гаагская конференция 1954 года по вопросам гражданского процесса, Соглашение 1977 года об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц и др. Существует множество договоров о правовой ми - со странами Восточной Европы, а также с Австрией, Анголой, Бельгией, Бенином, Великобританией, Италией, Кипром, Индией, Ираном, Норвегией, Мексикой, Швецией, Гвинеей, США, Францией, Финляндией, Эфиопией, Японией и др. Взяв на себя обязательства по международному договору, государство призвано принять все необходимые меры для их исполнения. «Договоры должны соблюдаться» - так гласит общепризнанный принцип международного права. Выбор же конкретных методов и средств международное право оставляет на усмотрение государства. Для определения правового статуса иностранного гражданина необходимо знать, на какой круг лиц распространяется этот статус, т.е. кто является иностранцем. В обыденной речи иностранцем называют человека из другой страны, но это еще не раскрывает юридического содержания и значения данного понятия. Иностранными называются лица, которые проживают на территории государства, не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства. Правовое положение иностранцев дуалистично и характеризуется подчинением законам государство пребывания и наличием правовых связей с государством гражданства. В международном праве сложились касающиеся иностранцев принципы и нормы, которые в основном включены в Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Они сводятся к следующему: Право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства в области прав человека; Иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушения несут ответственность наравне с гражданами этого государства; В соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств от государства по международному праву иностранцы пользуется соответствующим объемом прав и свобод; Недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом; Иностранец имеет право на защиту государства своего гражданства. Это право, обычное по своему происхождению закреплено ныне в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенции о консульских отношениях 1963 года, а также в национальном законодательстве многих стран. Для использования этого права иностранцу должен быть предоставлен свободный доступ в представительство или консульское учреждение государства его гражданства. Государство, осуществляя защиту своих граждан за рубежом, должно соблюдать нормы международного права и считаться с законодательством страны пребывания; Запрещается дискриминация иностранцев по признакам расы, пола, языка, вероисповедания и пр., должна быть предоставлена в государстве пребывания охрана принадлежащих им прав и свобод. Поскольку каждое государство устанавливает правовой статус иностранцев, то естественно он в различных государствах отличается по своему объему. Между тем правовой статус /режим/ имеет в большинстве государств общие черты: Разрешительный порядок въезда на территорию государства - через визу; Иностранцы не пользуются избирательным правом, не могут занимать государственные должности; На иностранцев не распространяется обязанности нести воинские повинности в государстве пребывания; Иностранцы собственно ограничены в трудовых правах; Для приобретения гражданства установлено множество цензов; К въезду и пребыванию в стране различных категорий иностранцев государства относятся по-разному, т.е. закрепляется неравенство определенных групп /постоянно проживающие, временно проживающие/. Постоянно проживающие в стране иностранцы фактически могут по своему правовому положению приравниваться в правах с собственными гражданами, т.е. платить налоги и нести другие гражданские повинности, имеют право на получение пенсий, пособий и другие формы социального обеспечения на общих основаниях законодательства страны пребывания. Временно проживающие иностранцы такой полноты социальной связи с государством пребывания обычно не имеют. Таким образом, отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора /срока пребывания/, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с государством, цели и характера нахождения его на территории государства. Режим пребывания. Права иностранцев. В мировой практике различные государства в своем национальном законодательстве и международных договорах предусматривают в том или ином сочетании самые различные правовые режимы пребывания иностранцев в стране: «взаимности», «открытых дверей», идентичности, национальный, наибольшего благоприятствования, преференциальный /специальный/ и др. В Российской Федерации ведущее значение имеют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, сочетающиеся нередко с принципом взаимности, иногда применяется и специальный /преференциальный/ режим. Когда говорят о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. Это означает, что иностранцы в принципе, но не безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается национальным законодательством. Режим наибольшего благоприятствования заключается в том, что соотносится правовой статус юридических и физических лиц договаривающихся государств с правовым статусом на их территории таких же лиц третьего государства. А означает он, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляются на территории другого такой же правовой режим, которым пользуется или будут пользоваться в дальнейшем на их территории юридические и физические лица третьего государства, т.е. такого государства, которое предоставлены в этом наиболее благоприятные условия. Положения о данном режиме определяются в международных договорах и соглашениях. Специальный /преференциальный/ режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ обычно в отношениях с соседними странами, например в области пограничной торговли, приграничного общения населения и т.д. Международной практике известны случаи и так называемой обратной взаимности. Если какое-либо государство применяет к гражданам другого государства необоснованные, дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению с другими иностранцами, то это государство вправе применить ответные ограничительные меры, что получило название реторсии / - возмездие/. Возможность применения реторсии предусматривает и законодательство Российской Федерации. Наряду с этим, иностранец, по отношению к своей стране /стране своего гражданства/ сохраняет ряд своих обязанностей: · он отвечает перед ней за изменческие действия, совершенные за границей и может быть привлечен своим государством к ответственности путем отзыва из страны пребывания и наложения надлежащих санкций, · может быть отозван своим государством за совершенные им преступления и проступки для привлечения к ответственности; · может быть отозван своим государством для исполнения гражданских обязанностей. Правовая связь иностранца со страной своего гражданства, является постоянной, в то время как со страной пребывания правовая связь временная и может быть расторгнута самим иностранцем или органами власти страны пребывания в любое время. Правовое положение иностранцев, имеющих дипломатический статус в стране пребывания, значительно отличается от правового положения иностранцев, не имеющих этого статуса, и регламентируется специальными международными соглашениями. Ответственность иностранцев. Вопрос об ответственности представителей иностранных государств в России разрешается дипломатическим путем. Посол и члены дипломатического представительства иностранных государств лично неприкосновенны. Их нельзя привлечь к уголовной, гражданской и административной ответственности, т.е. они обладают иммунитетом. Это относится и к проживающим вместе с ними членам их семей. Однако если кто-либо из указанных лиц вступают в гражданско-правовые отношения не как представитель государства, а как частное лицо, например, в связи с получением наследства, элитой права на находящиеся в России строения, в связи с какой-либо другой деятельностью, которую оно осуществляет за пределами официальных функций, - иммунитет от юрисдикции уде не предоставляется. Консулы, как и дипломаты, лично неприкосновенны. Задержать и арестовать консулов можно только на основании постановления компетентных органов и только в одном случае - если они совершили тяжкое преступление. Иностранцы - сотрудники представительств иностранных государств при международных межправительственных организациях на территории Российской Федерации тоже могут пользоваться иммунитетом, но только если это специально оговорено в международных соглашениях. Остальные же иностранцы отвечают за правонарушения на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Это, конечно, не исключает того, что какие-то законодательные предписания могут быть исключает того, что какие-то законодательные предписания могут быть адресованы только иностранцам или только гражданам России. Таковы, например, правила об ответственности иностранцев за нарушение порока пребывания в Российской Федерации. Защита прав иностранцев. Иностранцы, имея определенные права должны иметь возможность их реализовать; а в случае нарушения прав - возможность их защитить и восстановить. Для этого иностранцы имеют возможность обратиться в суд. Обращаясь в суды Российской Федерации, иностранцы должны иметь в виду, что суд, принимая заявления не должен требовать от них доказательств того, что гражданам Российской Федерации на их родине тоже предоставляют гражданские процессуальные права наравне с местными гражданами, т.е. не должен проверять, есть ли в отношениях России с государством, гражданином которого является заявитель, взаимность. Суд не должен требовать от заявителей-иностранцев внесения залога в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик. Во многих странах такой залог от иностранцев требуют. Суд может отказать иностранцу в принятии его заявления, также как и гражданину России - только на законных основаниях. Если иностранец не владеет русским языком, ему предоставляется переводчик. Таким образом, в Российской Федерации для иностранцев установлены самые широкие права, в принципе приравненные к правам российских граждан и которые в основном включены в Декларацию прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они пребывают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах. Выполнение своих обязанностей иностранцами обеспечиваются взаимными межгосударственными соглашениями и законодательством Российской Федерации. Проблеме развития контактов между людьми как важного средства укрепления мира, взаимопонимания и доверия между народами мировое сообщество придает сегодня особое значение. Свидетельство тому мы находим и в Заключительном акте Совещания в Хельсинки, и в Итоговых документах Мадридской, Венской, Копенгагенской встреч представителей государств-частников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в законодательстве, реальной политике государств. Правовое положение беженцев. Понятие и правовой статус беженцев определены Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1966 г. Российская Федерация присоединилась к этим документам в ноябре 1992 г., так как проблема беженцев остро встала и в нашей стране. Под беженцами понимаются лица, которые покинули свою страну по следующим причинам: в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений и отсутствия возможности или желания вернуться в страну вследствие указанной опасности; · в силу внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или ее части; · в силу явлений природного характера (засуха, землетрясение, наводнение и пр.), когда подорваны материальные основы их существования. В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляются такие же права, какие предоставлены иностранцам, если для них не предусмотрено более благоприятное положение. В некоторых правах они уравниваются с собственными гражданами (право на начальное образование, вознаграждение за труд и др.). Беженцам выдаются проездные документы для передвижения за пределами государственных границ. Международное сотрудничество по защите беженцев и оказанию им помощи осуществляется в рамках международных организаций. В частности, в ООН действует Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Его деятельность аполитична и носит гуманный и социальный характер. В России действует Закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. соответствующий основным Положениям конвенции 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г. Беженцы пользуются всеми правами граждан России, на них распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, как и на вынужденных переселенцев. Всеми делами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба России. По данным Управления Верховного Комиссара по делам беженцев, в 1997 г. было зарегистрировано более 20 млн. беженцев. Вынужденные переселенцы – новое социально-политическое явление, присущее бывшим СССР и Югославии. Появились беженцы, спасающиеся от гибели в военных действиях и вынужденные покидать места своего жительства из-за «этнических чисток» и «вытеснения». Международное право не содержит норм, определяющих статус этой категории населения. Вынужденный переселенец (по Закону РФ «О вынужденных переселенцах» 19 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1995 г.) – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем признается: · гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; · гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. · иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по упомянутым выше обстоятельствам. · гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получившей статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ. Закон регламентирует: порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем (передается соответствующему органу федеральной миграционной службы России); права и обязанности лица, обратившегося с таким ходатайством; обеспечение прав вынужденного переселенца в местах временного проживания; обязанности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев и др. вопросы. Вывод: Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства. Единого для всех государств международного договора, определяющего правовой статус иностранцев не существует. Каждое государство самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условий допуска иностранцев на свою территорию, их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на правовой статус иностранцев оказывают большое влияние международные договоры в области прав и свобод человека. Правовое положение иностранцев в России определяется Конституцией России и другими федеральными законами. Понятие и правовой статус беженцев определяются Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г. В России действует закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., согласно которого беженцы пользуются всеми правами граждан России, на них распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, как и на вынужденных переселенцев. Всеми делами беженцев в РФ занимается Федеральная миграционная служба. Вынужденные переселенцы – новое социально-политическое явление. Международное право не содержит норм, определяющих статус этой категории населения. Понятие вынужденных переселенцев и правовой статус на территории РФ определяет Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1995 г. В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Туркмении, Узбекистана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ оказывает содействие в реализации данного Соглашения. Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |