Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники международного воздушного права




Под источниками международного воздушного права понимаются те юридические формы, с помощью которых создаются, устанавливаются и закрепляются нормы этого права.

Основными источниками международного воздушного права являются международный договор и международный обычай.

а/ международный договор - юридическая форма достигнутого между субъектами международного воздушного права соглашения о создании или изменении определенного правила в качестве нормы международного воздушного права.

В международном праве существует различные наименования такого соглашения: договор, конвенция, соглашение, протокол к конвенции, обмен нотами и т.д. Примеры многосторонних договоров - Варшавская конвенция 1929 г., Чикагская конвенция 1944 г., в которых участвуют почти все государства. Они устанавливают нормы общественного характера, рассчитанные на длительное применение. Общий договор обычно содержи как элементы декларативного характера, подтверждающие уже действующие принципы и нормы международного воздушного права, так и элементы прогрессивного развития этого права. К примеру, Чикагская конвенция 1944 г. подтвердила принцип суверенитета государств над воздушным пространством над их территорией, закрепленный ранее в Парижской конвенции 1919 г., и одновременно создала ряд новых норм международного права.

Процесс разработки и заключения общих договоров имеет свою специфику в международном воздушном праве. Почти все проекты послевоенных договоров и соглашений в области международного воздушного права разрабатывались в рамках ИКАО. В устав Юридического комитета ИКАО включен специальный раздел «Процедура подготовки проектов Конвенций». В соответствии с этой процедурой юридическое бюро ИКАО должно постоянно систематизировать, собирать материал / национальные законы, судебную практику, доктринальные работы, экономическую и техническую документацию/ по вопросам, значащимся в рабочей программе Юридического комитета ИКАО, которая утверждается Советом или Ассамблеей ИКАО. Юридический комитет рассматривает проект договора с учетом мнения и замечаний государств, международных организаций. Разработанные проекты соглашений передаются затем дипломатической конференции. Установление текста договора на дипломатической конференции - завершающая стадия заключения договора, после чего участники переговоров не могут требовать его изменения. Исключение составляет институт оговорок, с помощью которых государство может внести новый элемент в содержание договора после завершения указанной стадии. В международном воздушном праве институт оговорок применяется по ограниченному кругу вопросов. Лишь некоторые соглашения предусматривают возможность оговорки по предмету договора. Так, Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. в ст.1У, раздел 1 позволяет государствам отказаться от прав и обязанностей по пятой «свободе воздуха», определенной в ст.1. Правом на данную оговорку воспользовались Греция и Турция. Основной документ в области международного воздушного права - Чикагская конвенция 1944 г. - предусматривает возможность делать оговорки только в отношении признания компетенции Международного суда по разрешению споров, однако не содержит положений, запрещающих делать оговорён по другим статьям.

Процедура вступления в силу договоров в международном воздушном праве такая же, как и других международных договоров.

Кроме многосторонних договоров, государства заключает большое количество двусторонних соглашений по конкретным вопросам, касающихся установления международных воздушных сообщений, таможенных правил, удостоверений о летной годности, ликвидации двойного налогообложения, укрепления административных формальностей, борьбы с угоном самолетов, аренды воздушных судов и пр.

К числу договорных источников воздушного права относятся также договоры государств с международными организациями. Как правило, в таких случаях регулируется вопросы технической помощи использования для этих целей фондов ИКАО и ООН /например, соглашения с ИКАО Афганистана, Колумбии, Египта, Эфиопии, Филиппин, Пакистана, Мексики, Ирана, Израиля, Ирака и др. стран/, а так же в этих договоры закрепляются нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов сотрудников соответствующих организаций на территории государства, которому оказывается помощь.

Договорной практике в международном воздушном праве известны также соглашения международных организаций между собой по вопросам, относящимся к деятельности гражданской авиации. Например, соглашения ИКАО с ООН по пенсионным фондам, по административному трибуналу, осуществлению проектов и т.д.

Ранее существовала большая группа соглашений и договоров между государствами и авиакомпаниями, регулирующими международные воздушные сообщения, велись так же соглашения между государствами и авиапредприятиями относительно аренды и эксплуатации аэропортов, использования под них земельных участков, относительно административных формальностей, тарифов и пр.

В настоящее время подобная практика практически не применяется.

С повышением роли и значения гражданской авиации в политическом, оборонном, коммерческом и др. отношениях, установление и регулирование международных воздушных сообщений, полностью переносится в рамки межправительственных соглашений - основных источников международного воздушного права.

б/ международный обычай;

Нередко обычаи существуют наряду с договорными нормами аналогичного содержания, иными словами отдельные международно-правовые нормы могут носить смешанный характер, и представляют собой своего рода обычно - договорные нормы:

В первую очередь это касается принципа суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией. До закрепления данного принципа в Парижской конвенции 1919 г. складывалась обычная международно-правовая норма аналогичного содержания. Согласно Чикагской конвенции 1944 г., принцип суверенитета над воздушным пространством признается за всеми государствами; государства-неучастники Чикагской конвенции такие руководствуются этим принципом, применяя его в обычно-правовом порядке. Более того, сама квалификация воздушного пространства как государственной территории имеет обычно-правовое происхождение. Так, в Чикагской конвенции /ст.2/ воздушное пространство формально не отнесено к государственной территории.

Второй обычай в международном воздушном праве - сохранение государством за пределами его территории юрисдикции в отношении воздушного судна, занесенного в реестр данного государства. Некоторые международные соглашения /Токийская конвенция 1963 г., Гаагская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г./ устанавливают фактический принцип конкурирующей юрисдикции; однако, число таких договоров невелико и многие государства не являются участниками имеющихся договоров.

Третьим общепризнанньм обычаем в международном воздушном праве является обычай помощи воздушным судам, терпящим бедствие: в том числе признания за ними права несанкционированного влета в пределы иностранной государственной территории. Существуют и договорные нормы по данному вопросу, содержащиеся, как в немногочисленных двусторонних, так и в одном многостороннем соглашении. В основном же подобные вопросы в международном воздушном праве регулируется обычным способом. Содержащиеся в Приложении 12 к Чикагской конвенции 1944 г. и в других документах ИКАО стандарты по вопросам поиска и спасания носят исключительно технический характер.

Некоторые правила, применяемые при регулировании полетов, являются нормами международной вежливости. Например, воздушным судам глав правительств, важных делегаций и пр. предоставляется приоритет в отношении передвижения и маневрирования в воздушном пространстве. Однако, указанная практика не выступает в качестве международного обычая, т.к. не признана государствами в качестве юридически обязательной, в качестве нормы права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.