КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие международного гуманитарного права и его источникиПраво войны – одна из самых древних отраслей международного права. Однако, несмотря на это международно-правовая доктрина весьма далека от единства взглядов на эту отрасль международного права, на его концепцию и даже на название, хотя и признает наличие в международном праве особой отрасли, регулирующей использование средств и способов ведения вооруженной борьбы, а также защиты различных категорий комбатантов и гражданского населения в ходе этой борьбы. Некоторые юристы используют термин “право войны”, понимая его как «правовые ограничения, которые международное право налагает на воюющих в деле применения средств подавления неприятеля». Нередко используются аналогичные упомянутому наименования: “международное военное право”, “законы войны”. Однако, термин “право войны” не согласуется с сущностью современного международного права, которое является правом мира и преследует цель – избавить человечество от бедствий войны. Поэтому все большее распространение в доктрине и практике получает наименование “международное гуманитарное право”. По вопросу о том, что именно включает в себя гуманитарное право, в доктрине также существуют различные взгляды. Многие авторы полагают, что оно охватывает все право вооруженных конфликтов. Так, немецкий юрист Г.Фал относит к этому праву все правила ведения войны, исключая лишь нормы о законности конфликта. Сторонники этой точки зрения исходят из того, что гуманитарное право состоит из двух частей – “права Гааги” и “права Женевы”. Берлинский профессор А.Рандельцхофер пишет, что в собственном смысле международное гуманитарное право – это “совокупность норм, закрепленных в Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г.) конвенциях и Гаагской конвенции 1954 г.”. Разделяющие эту точку зрения авторы выступают против ограничения гуманитарного права “правом Женевы”. Такая позиция известна и отечественной доктрине. Так, С.В.Исакович считает, что международное гуманитарное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих ведение вооруженной борьбы во всех ее аспектах. Профессор Лукашук И.И., член комиссии международного права ООН и автор вышедшего в 1997-1998 гг. учебника по международному праву, также считает, что международное гуманитарное право – это отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Нельзя не согласиться с тем, что все нормы права вооруженных конфликтов так или иначе нацелены на гуманизацию военных действий. Вместе с тем нельзя игнорировать и существенные различия в содержании и механизме действия норм, определяющих театр войны, статус нейтрального государства и т.п., и нормы, направленные на защиту жертв войны. Не случайно авторы, выступающие за широкое понимание гуманитарного права, различают в нем “право Гааги” и “право Женевы”. Все это говорит в пользу понимания гуманитарного права как подотрасли права вооруженных конфликтов, посвященной защите жертв войны. Отечественной доктрине известна и еще более широкая концепция международного гуманитарного права. По мнению А.Я.Суханова, оно включает: совокупность направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение принципов и норм, обеспечивающих право человека на жизнь; совокупность принципов и норм, направленных на защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов; совокупность принципов и норм, направленных на защиту прав человека в условиях мира. Ж.Пикте под международным гуманитарным правом в широком смысле понимает “совокупность обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение личности и ее развитие”. Оно охватывает две подотрасли: “право войны” и “права человека”. У этих подотраслей общая цель – защита человеческой личности, но различные пути ее достижения: Смягчение бедствий войны. Защита человеческой личности от произвола. “Право войны” и “права человека”, пишет Ж.Пикте, - две самостоятельные правовые системы в рамках международного гуманитарного права, которые действуют в различных условиях. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в рамках права вооруженных конфликтов сформировалась подотрасль “международное гуманитарное право, применяемое в условиях вооруженных конфликтов”. Анализ доктрины и международной практики, на наш взгляд, дает основание рассматривать данную отрасль международного права, как “право вооруженных конфликтов”. Такое название наиболее адекватно отражает современное содержание этой отрасли, а международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, составляет основу права вооруженных конфликтов. Таким образом право вооруженных конфликтов может быть определено как отрасль международного права, призванная регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов и обеспечить защиту жертв войны. Среди современных юристов отсутствует единая точка зрения в отношении системы права вооруженных конфликтов. Так, польский профессор Т. Лесько полагает, что международное право вооруженных конфликтов состоит из четырех частей: Военное право. Международное гуманитарное право. Предвоенное право. Международное уголовное право. Немецкий юрист Ф.Бербер пишет, что данная отрасль включает в себя три раздела: право на войну, то есть проблему дозволенных и запрещенных войн; право ведения военных действий, то есть “право войны” в узком смысле; право прекращения войны. Нуждается в основательном исследовании не только система ПВК и положение ПВК в системе современного международного права. В теории права считается, что объект и метод правового регулирования являются основными критериями выделения отраслей права. Некоторые из юристов относят сюда также объем нормативного материала и его общественную значимость. Рассмотрим эти критерии применительно к нашей теме: Объектом правового регулирования ПВК являются специфические общественные отношения, возникающие в условиях ПВК или в связи с ними, которые могут принять форму войны, международного вооруженного конфликта, вооруженного конфликта немеждународного характера. Специфический характер норм ПВК вытекает из объекта регулирования и заключается в основном в том, что они устанавливают поведение субъектов международного права в чрезвычайных условиях вооруженной конфронтации. Общественная значимость, объективно обусловленный интерес в самостоятельном регулировании нормами права весьма специфического комплекса отношений объясняется теми отрицательными последствиями, которые несут с собой войны, вооруженные конфликты. Существенным моментом является большой объем нормативного материала, который к тому же в значительной степени кодифицирован. Источники права вооруженных конфликтов по-разному оцениваются в доктрине. Одни авторы на первое место ставят договорные нормы, другие – обычные нормы. А.Фердросс считает, что источниками “права войны” являются: Международное обычное право, а также ряд соглашений, которые получили международное признание в качестве норм обычного права; Договорные нормы. К числу основных международно-правовых актов, регулирующих отношения между государствами в период вооруженных конфликтов относятся: Парижская декларация о морской войне от 16 апреля 1856 г. Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября 1868 г. Гаагские конвенции об обычаях и законах ведения сухопутной войны от 18 октября 1907 г. Гаагская конвенция о некотором ограничении пользования правом захвата в морской войне от 18 октября 1907 г. Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 г. Гаагская конвенция о правах нейтральных держав в случае морской войны от 18 октября 1907 г. Гаагская конвенция о постановке подводных автоматически взрывающихся от соприкосновения мин от 18 октября 1907 г. Лондонская декларация о праве морской войны от 26 февраля 1909 г. Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. Вашингтонский договор о защите сооружений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) от 15 апреля 1935 г. Женевские конвенции о защите жертв войны (от 12 августа 1949 г): об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненных, больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; Дополнительный протокол №1 к женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.; Дополнительный протокол №2 к женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 31/72) от 10 декабря 1976 г. Женевская конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 декабря 1980 г. и другие. Таким образом, основные нормы и принципы права вооруженных конфликтов, которые веками действовали в качестве обычно-правовых норм, начиная со второй половины XIX в. постепенно стали закрепляться в многочисленных международно-правовых актах, соответственным образом кодифицироваться. Принципы права вооруженных конфликтов – это основополагающие правила поведения воюющих сторон. Они носят общий характер, рассчитаны на всю сферу вооруженной борьбы и представляют собой морально-правовую основу, на которой базируются конкретные нормы. В зависимости от содержания принципы права вооруженных конфликтов можно разделить на три группы: Основные принципы; Принципы, регулирующие средства и методы ведения вооруженной борьбы; Принципы защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения. При классификации основных принципов следует выделить те из них, которые пронизывают все другие принципы и нормы данной отрасли международного права. К ним относятся: принцип гуманности, содержание которого составляет обязательство воюющих сторон применять в ходе вооруженной борьбы средства и методы ведения войны, не запрещенные международными нормами, исключать все то, что создает угрозу массового уничтожения людей, причиняет им излишние страдания; принцип недискриминации, согласно которому с индивидами, пользующихся покровительством гуманитарных норм, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного конфликта, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, социального происхождения и имущественного положения; принцип ответственности за нарушение права вооруженных конфликтов, который включает в себя: международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за нарушения правил ведения вооруженной борьбы.
Принципы, регулирующие средства и методы ведения вооруженной борьбы: а) принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения вооруженной борьбы – впервые был сформулирован еще в Петербургской декларации 1868 г., в дальнейшем в п.1 ст.35 Дополнительного протокола №1, согласно которому “в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным”. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания; б) принцип разграничения военных и гражданских объектов;
Принципы защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения. Эти принципы подразделяются на две группы: 1) принципы защиты прав комбатантов; 2) принципы защиты прав гражданских лиц во время вооруженных конфликтов. Принципы защиты прав комбатантов: те лица, которые выведены из строя или не участвуют непосредственно в военных действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение, что предполагает право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение к личности; лицам, оказавшимся во власти воюющего государства в качестве военнопленных, должна быть обеспечена данным государством защита на региональном и на международном уровне; оказываемая лицам гуманитарная помощь со стороны медицинского персонала нейтральных стран не должна рассматриваться как вмешательство в вооруженный конфликт. Принципы защиты прав гражданских лиц во время вооруженных конфликтов: гражданское население и гражданские лица не могут являться объектом нападений; не может использоваться присутствие гражданского населения для прикрытия военных действий и защиты военных действий; при любых обстоятельствах гражданские лица имеют право на гуманное обращение, на уважение к их личности, чести, семейными правами и религиозными убеждениями; запрещаются в любое время и в любом месте такие действия, как насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием гражданских лиц, включая убийство, пытки, телесные наказания, увечья, взятие заложников, коллективные наказания. Стороны во время вооруженного конфликта должны проводить различие между гражданским населением и лицами из состава вооруженных сил, позволяющее щадить гражданское население и гражданские объекты. Целью гуманитарного права являются реализация принципов гуманности и ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Объект регулирования права вооруженных конфликтов. Объектом регулирования права вооруженных конфликтов являются специфические отношения, складывающиеся между субъектами во время вооруженной борьбы, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта или вооруженного конфликта немеждународного характера. Правовая наука с самого начала ее существования пыталась внести вклад в решение сложных проблем, связанных с войной. Г. Гроций определял понятие “война” как “состояние борьбы силою как таковое”. Э. Ваттель считал, что война – это “столкновение между двумя или более государствами с применением их вооруженных сил с целью подавления противника и навязывания мирных условий по усмотрению победителя”. Для всех приведенных выше высказываний характерно то, что они определяют войну как вооруженную борьбу между двумя или несколькими государствами, как организованное государственное применение вооруженного насилия. Таким образом, война – это применение вооруженной силы в отношениях между субъектами международного права при разрыве мирных отношений. В юридической литературе последних лет предпринимаются попытки провести различия между понятиями “война” и “вооруженный конфликт”. Это объясняется тем, что в первых международно-правовых актах, закреплявших нормы права вооруженных конфликтов, употреблялся лишь один термин – “война”, а женевские конвенции 1949 г. наряду с термином “война” употребляют термин “ международный вооруженный конфликт” и “немеждународный вооруженный конфликт”. Грань между “войной” и вооруженным конфликтом” весьма условна, хотя такое деление и имеет определенное значение для права, применяемого в вооруженных конфликтах. Любая война – это прежде всего вооруженный конфликт. Но не всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. Термин “война”, как вытекает из международно-правовых актов, применяется при вооруженном столкновении между суверенными государствами; в случае борьбы нации или народа за свою независимость употребляется термин “вооруженный конфликт”. Международный вооруженный конфликт характеризуется двумя признаками. Признак “международный” квалифицирует отношения между субъектами международного права и предполагает наличие у них соответствующих прав и обязанностей; признак “вооруженный” характеризуется применением оружия. Вооруженный конфликт немеждународного характера включает прежде всего ситуацию гражданской войны. Понятие вооруженного конфликта немеждународного характера, а также характеризующие его критерии закреплены в Дополнительном протоколе № 2, согласно которому под таким конфликтом понимаются все вооруженные конфликты, не подпадающие под действие ст.1 Дополнительного протокола № 1, происходящие на территории одного государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол № 2”. Следовательно, вооруженному конфликту немеждународного характера присущи следующие признаки: наличие организованных военных действий между противоборствующими силами; во враждебных действиях участвуют “вооруженные силы” (в это понятие включаются и полицейские части); повстанческие силы должны отвечать требованиям понятия “вооруженные силы”; достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; отдельные случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера; определенный уровень организованности повстанцев, которые должны иметь органы, ответственные за их поведение; повстанцы должны контролировать часть территории государства, что позволяло бы им организовывать и вести военные действия. Согласно нормам международного права ни одно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, происходящий на территории другого государства. Вывод: Таким образом, международное гуманитарное право является отраслью международного права, содержащей принципы и нормы, регулирующие ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов и обеспечивающих защиту жертв войны. Объектом регулирования гуманитарного права являются специфические отношения, складывающиеся между субъектами в процессе борьбы, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта или вооруженного конфликта немеждународного характера. Основные нормы и принципы гуманитарного права, которые веками действовали в качестве обычно-правовых норм, начиная со второй половины XIX в. постепенно стали закрепляться в многочисленных международно-правовых актах. Важнейшими из них являются гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. (право Гааги) и женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны (право Женевы). Они должны соблюдаться всеми вооруженными силами всех государств, а также и вооруженными силами ООН.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |