Техническое обслуживание, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения
Причина неисправности
| Способ устранения
|
Генератор
|
Стрелка вольтметра находится в красном секторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (низкое напряжение в бортовой сети)
|
Ослабление натяжения приводного ремня генератора
| Отрегулировать натяжение ремня
|
Загрязнение контактных колец
| Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой
|
Износ или зависание щеток в щеткодержател ях
| Проверить высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки
|
Пробой выпрямительного блока
| Заменить блок
|
Короткое замыкание обмотки
| Заменить статор в сборе
|
Нарушение в цепи возбуждения
| Проверить исправность цепи возбуждения
|
Износ деталей подшипников или их разрушение
| Заменить генератор
|
Деформация вентилятора генератора
| Выправить погнутые места
|
Перегрев подшипников
|
Чрезмерное натяжение ремня
| Отрегулировать натяжение ремня
|
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
|
Загрязнение контактных колец
| Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой
|
Радиальное биение контактных колец
| Проверить радиальное биение колец. Если требуется, проточить контактные кольца
|
Стрелка вольтметра находится в желтом секторе (высокое напряжение в бортовой сети)
|
Короткое замыкание в щеточном узле генератора
| Устранить замыкание
|
Неисправность регулятора напряжения
| Заменить регулятор
|
Неисправность реле отключения обмотки возбуждения генератора
| Заменить реле
|
Колебание стрелки вольтметра
|
Если колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня
| Отрегулировать натяжение ремня
|
Плохой контакт в цепи возбуждения
| Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов
|
Отсутствие контакта между щетками и контактными кольцами
| Протереть кольца чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить их. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях
|
Повышенный уровень шума при работе генератора
|
Ослабление крепления шкива
| Затянуть гайку
|
Стартер
|
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)
|
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле
| Заменить реле
|
Обрыв или отсутствие контакта в силовой цепи
| Найти место повреждения и восстановить контакт
|
Зависание щеток
| Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налет щеточной пыли
|
Отказ реле стартера
| Заменить реле
|
Обрыв цепи в стартере
| Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
|
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)
|
Разряжены аккумуляторные батареи
| Зарядить батареи
|
Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторного узла
| Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, меднографитовой пыли
|
Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля
| Обеспечить надежность соединения
|
Применение масла, не соответствующего сезону
| Заменить масло
|
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
|
Неисправность тягового реле
| Заменить реле
|
Приваривание контактов реле стартера
| Заменить реле
|
При включении стартера тяговое реле не срабатывает
|
Разряжены аккумуляторные батареи
| Зарядить батареи
|
Обрыв втягивающей обмотки реле
| Заменить тяговое реле
|
Неисправность выключателя приборов и стартера
| Заменить выключатель
|
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера
| Заменить реле
|
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
|
Поломка зубьев венца маховика или шестерни механизма привода стартера
| Заменить венец маховика или механизм привода
|
Нарушение регулировки стартера
| Отрегулировать стартер
|
Неисправность привода
| Заменить привод
|
При включении стартера слышны повторяющиеся удары тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика
|
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера
| Проверить контактные соединения и устранить неисправность
|
Неисправность удерживающей обмотки тягового реле
| Заменить тяговое реле
|
Неисправность обмотки или контактного соединения реле стартера
| Заменить реле
|
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни механизма привода
|
Установка стартера с перекосом
| Установить правильно стартер
|
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле
| Отрегулировать зазор между шестерней и упорным кольцом в момент включения стартера
|
Шестерня механизма привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле
|
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или шестерни привода
| Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода
|
Износ торцов зубьев венца маховика или шестерни привода
| Заменить венец маховика или шестерню привода
|
Система освещения
|
Лампа не включается
|
Стряхивание или перегорание нити накала
| Заменить лампу
|
Обрыв цепи электроснабжения или перегорание плавкого предохранителя
| Устранить обрыв или короткое замыкание в цепи, заменить плавкие вставки
|
Отсутствие контакта в штекерных соединениях
| Восстановить контакт
|
Поломка переключателей
| Устранить неисправность или заменить переключатель
|
Лампа светит тускло
|
Окисление или загрязнение контактных соединений
| Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры
|
Загрязнение рассеивателя или отражателя
| Протереть рассеиватель, промыть отражатель
|
Затемнение колбы лампы из-за испарения металла нити накала
| Заменить лампу
|
Разрядка аккумуляторной батареи
| Зарядить батарею
|
Повышенное падение напряжения в цепи
| Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения
|
Периодическое произвольное выключение лампы
|
Периодическая потеря контакта
| Восстановить контакт
|
Контрольно-измерительные приборы
|
Комбинация приборов
|
При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения
|
Неисправность предохранителя
| Заменить предохранитель
|
Обрыв в цепи электроснабжения
| Восстановить цепь
|
Отклонение стрелки влево от нуля
|
Обрыв провода от указателей к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости
| Восстановить цепь
|
Неправильное подключение проводов к выводам указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости
| Подсоединить провода в соответствии со схемой
|
Замыкание провода или датчика уровня топлива на корпус автомобиля
| Устранить замыкание
|
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки
|
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля
| Устранить замыкание. Восстановить контакт
|
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с корпусом автомобиля
| Восстановить цепь; восстановить контакт
|
Неправильное подключение проводов к выводам указателя уровня топлива
| Подсоединить провода в соответствии со схемой
|
Резкие колебания стрелки
|
Периодическое нарушение контакта указателей и датчиков с корпусом автомобиля
| Восстановить контакт
|
Нарушение контакта в штекерных соединениях
| Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений
|
Колебание стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется
|
Обрыв фазного провода внутри указателя
| Заменить указатель
|
Обрыв фазного провода внутри датчика
| Заменить датчик
|
Звуковые сигналы
|
При включении сигнал не звучит
|
Обрыв провода
| Проверить и устранить обрыв
|
Отсутствие контакта в цепи электроснабжения или отсутствие контакта сигналов с корпусом автомобиля
| Восстановить контакт
|
Перегорание предохранителя вследствие короткого замыкания в цепи электроснабжения
| Определить место короткого замыкания и устранить замыкание
|
Отказ реле звуковых сигналов
| Заменить реле
|
Неисправность сигнала
| Заменить сигнал
|
Сигналы издают слабый, хриплый звук
|
Нарушение регулировки сигналов
| Отрегулировать сигналы
|
При включении сигналы дребезжат
|
Подгорание контактов сигналов
| Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание
|
Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря
| Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал
|
Поломка мембраны
| Заменить сигнал
|
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать
|
Попадание в рупоры воды и грязи
| Очистить рупоры
|
Устранение неисправностей можно осуществлять только после нахождения по внешним признакам неисправной цепи. При поиске неисправности надо руководствоваться схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители с электроснабжением через предохранитель нужно включать поочередно.
При перегорании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание.
Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.
Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Прежде всего, необходимо убедиться в исправности щеточного узла, в надежности электрического контакта проводов на выводах генераторной установки, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения. С помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи первоначального возбуждения и в цепи управления регулятора напряжения (см. рис. 7.112).
При неудавшемся пуске двигателя с помощью стартера (после трех попыток) следует проверить: исправность цепи электроснабжения стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.
При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторные батареи заряжаются от генераторной установки. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», нужно проверить исправность генераторной установки.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом - к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель начнет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля, а также исправность самого потребителя.
При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменять провода новыми соответствующего сечения и длины; затем надо изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Короткое замыкание на «массу» возможно у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю.
Заключение
Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: общее устройство электрооборудования автомобиля и принцип работы основных приборов а также техническое обслуживание, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Материал занятия актуален при изучении систем электрооборудования и обслуживании автомобилей.
Ответить на возможные вопросы обучаемых.
Дать задание на самостоятельную подготовку.
Преподаватель __________ /Крнаков Э.Л./