Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы системы государственного управления

К нач. XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Однако эта мера, усилив бюрократизацию государственного аппарата, не улучшила его качество и, в целом, систему управления страной.

В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - М.М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной - от волости до центра.

Планировалось создать всероссийский представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров.

Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с "мнением народным". Проект вел к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола.

Однако из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810 г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и сослан.

Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования; открытие лицеев и новых университетов; введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность университетов; утверждение либерального цензурного устава и др.

Однако к концу десятилетия реформы сворачиваются ибо:

· в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса;

· в условиях сохранения крепостничества и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества;

· страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона.

Александр, с одной стороны, стал "заложником" самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой - он все более входил во вкус самодержавного правления. Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления внутренней политики 1801 -1812 гг | Второй этап правления Александра. 1814-1825 гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.