Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План занятия




1. Понятие внешнеторгового договора купли-продажи

2. Нормативное регулирование внешнеторговых сделок

3. Формирование условий внешнеторгового договора

4. Примерная схема внешнеторгового договора купли-продажи

5. Совершенствование законодательного регулирования внешнеторговых сделок

 

1. Понятие внешнеторгового договора купли-продажи

 

Внешнеторговый договор (контракт) — это вид хозяйственной сделки, то есть соглашение экономических агентов, один из которых не является резидентом Российской Федерации либо, являясь резидентом РФ, имеет за рубежом коммерческую организацию, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций.

Для внешнеторгового договора характерны следующие признаки:

- одним из контрагентов по сделке выступает юридическое или физическое лицо иностранного государства (нерезидент) либо резидент РФ, имеющий за рубежом коммерческую организацию;

- товар находится на территории иностранного государства;

- при исполнении договора товар, как правило, пересекает таможенную границу одного или нескольких иностранных государств.

Обычно договор содержит вводную часть, реквизиты сторон (юридический адрес и банковские реквизиты) и следующие основные условия:

- предмет и объект поставки (наименование и количество товара);

- способы определения качества и количества товара;

- срок и место поставки;

- базисные условия поставки;

- цена товара и общая стоимость поставки;

- условия платежа;

- порядок сдачи-приемки товара;

- условия перевозки;

- условия о гарантиях и санкциях;

- порядок разрешения споров;

- обстоятельства освобождения от ответственности (форс-мажор).

В контракт могут быть также внесены положения, общие для обязательств продавца и покупателя:

- порядок исчисления убытков и их возмещение при возможном нарушении обязательств одной из сторон;

- санкции при просрочке платежа;

- транспортный и валютный риски;

- процедуры освобождения от ответственности;

- право на приостановление исполнения обязательств;

- страхование товара;

- порядок расторжения договора.

В практике международной торговли широко применяются типовые формы, контракта, которые разрабатываются крупными экспортерами и импортерами и их ассоциациями. Наиболее часто встречающаяся форма типового контракта состоит из двух частей — согласуемой и унифицированной.

 

2. Нормативное регулирование внешнеторговых сделок

 

Внешнеторговый договор в соответствии с ГК РФ заключается в простой письменной форме. Следует, однако, иметь в виду, что Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи не требует заключения договора в письменной форме.

Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. СССР ратифицировал Венскую Конвенцию с оговоркой, что требование Конвенции о форме сделки для него неприемлемо. Поэтому внешнеторговая сделка, совершаемая резидентом РФ, подчиняется российскому законодательству.

Процесс заключения договора (в том числе внешнеторгового) регулируется нормами ГК РФ (ст. 432 – 444). Юридическими инструментами этого процесса являются оферта и акцепт. При заключении и исполнении внешнеторгового договора необходимо соблюдать общие нормы права, применимые к имущественному обороту (ГК РФ), и специальные нормы российского законодательства (таможенного, валютного, налогового, внешнеторгового и т. д.).

Источники правового регулирования внешнеторгового договора купли-продажи. К отношениям, возникшим на основании внешнеторгового договора, может применяться как российское, так и зарубежное право. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.

Коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Она имеет отсылочный характер. Ею можно руководствоваться только вместе с определенной материально-правовой нормой, к которой она отсылает, то есть нормой законодательства, решающей вопрос. по существу. Она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае — продавца и покупателя по внешнеторговому контракту купли-продажи.

Согласно Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

В практике международной торговли наиболее широко используется Венская Конвенция 1980 г. Она определяет порядок заключения договора, его основные условия, специальные торговые термины в отношении поставки товаров и способов определения цены, а также порядок перехода права собственности на товар. Применение ее ограничивается договорами купли-продажи, стороны которых находятся на территории различных договаривающихся государств, или случаями, когда к договору применимо право государства — участника Конвенции.

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа — в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных бумаг, судов воздушного и водного транспорта, электроэнергии. Конвенция не определяет порядок расчетов по внешнеторговому договору купли-продажи и сроки исковой давности.

Постоянно действующий в России арбитражный орган – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации – при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе Российской Федерации о Международном коммерческом арбитраже (1993 г.) предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев.

Торговый обычай (custom in trade) – общепризнанное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основании постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Признается источником права.

Применение принятых в международной торговой практике обычаев осуществляется арбитражным судом в следующих случаях:

- такое применение обусловлено в контракте, из которого возник спор;

- к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению;

- применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре.

В коммерческой практике также используются торговые обыкновения (commercial usage), отражающие заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая договор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Обыкновения не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.

Международная торговая палата издала сборник международных правил по толкованию торговых терминов (последнее издание – 1990 г.) – ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms — INCOTERMS), целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации этих терминов в различных странах.

ИНКОТЕРМС получил признание и широкое применение, поскольку предлагаемые в нем толкования отдельных терминов соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся на международном рынке. ИНКОТЕРМС дает толкование только торговым условиям, используемым во внешнеторговых контрактах купли-продажи, и не распространяется на условия договоров перевозки.

Основная цель толкования — четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. Диапазон базисных условий весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты — от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

Предлагаемые в сборнике толкования соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся в международной практике. Правила носят рекомендательный характер, их применение в полном объеме или в какой-то части в контракте зависит от волеизъявления договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в ИНКОТЕРМС приоритет имеют условия контракта.

Приняв толкование термина по ИНКОТЕРМС в качестве общей основы контракта, стороны могут внести в него изменения или дополнения, соответствующие условиям, принятым в данной отрасли торговли, или обстоятельствам, сложившимся при заключении контракта. Содержание этих изменений должно быть детально оговорено в контракте, поскольку они могут существенным образом повлиять на уровень цены товара. Стороны могут дополнить контракт условиями, отражающими особенность сделки. Главный принцип, на котором основаны правила ИНКОТЕРМС, — минимальная ответственность продавца. Если покупатель, например, желает, чтобы продавец взял на себя расширенные обязательства по страхованию, необходимо внести в контракт соответствующие дополнительные условия, поскольку ссылка только на правила ИНКОТЕРМС не достаточна. Такие случаи, как нарушения контрактов и их последствия, а также трудные случаи по выявлению владельца товара, остаются вне рассмотрения ИНКОТЕРМС.

Применение ИНКОТЕРМС способствует разрешению проблемы конфликтов между национальными законами и их трактовками с помощью типовых (стандартных) торговых условий и определений, которые предлагаются как «нейтральные» правила.

Базисные условия поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности сторон договора купли-продажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, и устанавливают момент перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца к покупателю. Базисные условия создают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет.

В редакции ИНКОТЕРМС-1990 термины, определяющие базисные условия, подразделены на четыре группы:

1. Ситуация, когда продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы «Е» — отправка груза — EXW — франко-завод).

2. Ситуация, когда продавец обязуется доставить груз перевозчику, выбранному покупателем (термины группы «F» — основной вид транспортировки продавцом не оплачивается — FCA, FAS, FOB).

3. Ситуация, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, но без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара, продавец отвечает за перевозку груза, но не за его утрату, повреждения, не несет дополнительных расходов, возникших после отправки товара (термин группы «С» — основной вид транспортировки продавцом не оплачивается — CFR, CIF, СРТ, CIP).

4. Термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. Продавец несёт все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа «D» — прибытие груза — DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

В ИНКОТЕРМС к каждому термину указаны соответствующие обязанности продавца и покупателя. Однако разнообразие сфер и регионов торговли не позволяет в универсальных правилах детально сформулировать обязанностей сторон по всем возможным договорам купли-продажи. Поэтому при подготовке проекта контракта необходимо изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах (торговли, образцы действующих контрактов. Желательно, чтобы продавец и покупатель в период заключения контракта информировали друг друга о такой практике и во избежание неясностей четко отражали свои позиции соответствующими условиями контракта.

Правила ИНКОТЕРМС действуют только между сторонами договора купли-продажи и не распространяются на отношения, возникающие из договора перевозки. Ответы на вопросы, каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товара перевозчику для их транспортировки и какова юридическая судьба груза в пути, следует искать в международном транспортном законодательстве либо в договоре международной перевозки.

Под термином «перевозчик» понимается не только предприятие, непосредственно осуществляющее перевозку, но и предприятие, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении перевозки и доставить товар в пункт, указанный покупателем (юридическое или физическое лицо, ответственное по договору за перевозку).

Рассмотрим содержание и толкование базисов.

1. Условие «Е» — франко-завод (EXW). Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей — единственная обязанность продавца состоит в том, чтобы предоставить товар на своем предприятии (на складах, в пакгаузах, терминалах) в распоряжение покупателя. При этом продавец не «отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения, несет покупатель. Этот базис устанавливает следующие обязанности сторон.

Продавец обязан:

1. Поставить товар в соответствии с условиями договора, предусматривающими его качество и состояние.

2. Предоставить товар в распоряжение покупателя в указанный в договоре срок в обозначенном пункте поставки для его погрузки на перевозочные средства покупателя, заблаговременно уведомив его об этом.

При этом на практике возникает вопрос о моменте перехода товара в собственность покупателя. Это — предоставление товара в распоряжение покупателя, под которым понимается создание продавцом организационных и правовых условий и возможностей, требуемых для того, чтобы покупатель мог осмотреть товар, проверить его качество и количество и принять его в свое владение. Поэтому если покупатель, оплатив фрахт транспорта, в указанную дату подаст вагон к погрузке, но окажется, что по вине продавца товар невозможно забрать, убытки, включая транспортные расходы и оплату железнодорожного транспортного тарифа, будут возложены на продавца.

3. Обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для того, чтобы покупатель мог принять исполнение. Данный базис предполагает применение продавцом минимальной упаковки своего товара, обеспечивающей погрузку товара.

4. Оплачивать расходы, вызываемые проверкой товара (проверка качества, измерения, взвешивание, подсчет и др.), которая необходима для предоставления товара в распоряжение покупателя.

5. Нести все риски, которым может подвергнуться товар, и все расходы, связанные с поставкой товара, до момента, когда он будет предоставлен в распоряжение покупателя.

Покупатель обязан:

1. Принять поставленный товар, как только он будет предоставлен в распоряжение покупателя в месте и в срок, указанные в договоре; уплатить цену товара в соответствии с условиями договора.

2. Нести все расходы, выпадающие на товар, и все риски, которым он может подвергнуться, с момента, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя.

3. Оплачивать таможенные пошлины и экспортные налоги.

 

2. Условия «F»:

- франко-перевозчик (FCA — free carrier);

- свободно вдоль борта (FAS — free alongside ship);

- свободно на борту (FOB — free on board).

По этим условиям продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который в свою очередь выбирает перевозчика и заключает договор перевозки.

Условие франко-перевозчик (при перевозке товара по железной дороге — франко-вагон) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара после передачи его перевозчику. Обязанности продавца заключаются в том, чтобы доставить товары, прошедшие таможенную очистку для ввоза, в распоряжение (под охрану) перевозчика или лица, действующего от его имени. Условия франко-перевозчик распространяются на поставку товара не только наземным, но и водным, и воздушным транспортом. При условии франко-перевозчик риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику. Как правило, место передачи товара перевозчику определяет покупатель, что специально должно быть оговорено в тексте договора внешнеторговой купли-продажи. Если такого условия нет в контракте, место передачи товара перевозчику выбирает продавец.

Таможенная очистка — комплекс процедур по таможенному оформлению импорта товаров, предусматривающий уплату пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров в страну.

При условии FAS (свободно вдоль борта) продавец считается исполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на набережной (пристани) или на лихтере (если судно стоит на рейде). Право собственности на товар переходит с продавца на покупателя после того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна. Риск случайной гибели или повреждения товара и все последующие расходы переходят на покупателя с момента перехода к нему права собственности на товар. Как и при условии франко-завод, покупатель осуществляет таможенную очистку товара.

При условии FOB (свободно на борту) продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки в установленный срок, а также, в отличие от условия FAS, очистить товар от экспортных пошлин. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара, а также все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна.

 

3. Условия «С»:

- стоимость и фрахт (CFR — cost and freight);

- стоимость, страхование и фрахт (CIF — cost, insurance, freight);

- фрахт/перевозочная плата, страхование оплачены до... (CIP — cost, insurance paid for...);

- фрахт/перевозочная плата оплачены до... (СРТ — cost paid to...).

При условиях «С» продавец должен заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет до указанного в договоре купли-продажи пункта. По условиям «стоимость, страхование и фрахт» и «фрахт, страхование оплачены до…» продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза (товара).

Фрахт — плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке грузов, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку грузов.

Существо условий «С» заключается в том, что продавец освобождается от любого дальнейшего риска случайной гибели или повреждения товара и расходов после того, как он надлежащим образом выполнил свои обязательства: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование по условиям «стоимость, страхование и фрахт» и «фрахт, страхование оплачены до...» (договор отправки).

Условие поставки CFR (стоимость и фрахт) сходно с условием FOB. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара через поручни судна в порту отгрузки. Отличие заключается в том, что при условии CFR продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения.

Условие поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт) налагает на продавца, помимо обязанностей по условию CFR, также обязанность обеспечить страхование от риска случайной гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец обязан зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, а также заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис.

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждение обязательства передать его грузополучателю в порту назначения. Выполняет три функции: расписки в получении груза судном; товаросопроводительного документа в международной торговле; доказательства наличия и содержания договора о перевозке.

Условия поставки FAS, FOB, CFR, CIF используются только при транспортировке водным транспортом.

 

4. Условия «D»:

- поставка франко-граница (DAF — delivered at frontier);

- поставка франко-судно (DES — delivered at ship);

- поставка франко-причал (DEQ — delivered et quay);

- поставка без уплаты таможенных пошлин (DDU — delivered duty unpaid);

- поставка с уплатой таможенных пошлин (DDP — delivered duty paid).

При условиях «D» продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт назначения и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке (договор прибытия). Эти условия подразделяются на две категории:

- по условиям «поставка франко-граница», «поставка франко-судно» и «поставка без уплаты таможенных пошлин» продавец не обязан доставлять товар с осуществлением таможенной очистки для импорта;

- по условиям «поставка франко-причал» и «поставка с уплатой таможенных пошлин» продавец обязан доставить товар и произвести таможенную очистку товара.

Выбор того или иного базисного условия поставки определяют стороны договора, которые должны иметь в виду, что данный выбор предопределяет содержание многих последующих условий контракта. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку. Например, расходы, которые несет продавец, по условию франко-склад покупателя, включаются в стоимость товара, которая может оплачиваться в иностранной валюте. Если у покупателя — нехватка валюты, то для него более выгодны условия франко-завод. В этом случае покупатель может избежать дополнительных расходов в иностранной валюте, организуя, например, доставку товара на собственном транспорте или по договору с перевозчиком, не требующим платы в иностранной валюте.

 

3. Формирование условий внешнеторгового договора

 

Формирование условий внешнеторговой сделки может осуществляться двумя путями в зависимости от используемой системы права:

1. Если договорные обязательства регулируются российским законодательством, либо законодательством иностранного партнера, стороны вправе сформировать условия договора, либо согласно гражданскому законодательству России (включая Венскую Конвенцию как элемент правовой системы), либо в соответствии с правом иностранного партнера.

2. Если в качестве применимого закона будет избрано международное частное право, содержание договора может формироваться под воздействием международных унифицированных правил интерпретации коммерческих терминов (базисов поставки ИНКОТЕРМС).

Коллизионная норма международного частного права устанавливает, что право, регулирующее внешнеторговую сделку, определяется по месту заключения контракта. Поэтому в договоре необходимо указать место его подписания.

Если стороны в договоре не оговорили условия о праве, которым они будут руководствоваться при рассмотрении споров, то именно место заключения контракта (его подписания) укажет на применяемое право. Для российских предпринимателей целесообразно указывать в контракте место его подписания – Российская Федерация, хотя переговоры возможно вести в любой иной стране.

 

При использовании базисов поставки ИНКОТЕРМС необходимо учитывать следующее:

1. Условия ИНКОТЕРМС становятся частью внешнеторгового контракта лишь когда стороны прямо или косвенно сослались на них. Если в качестве применимого права избрано торговое право Австрии, Франции, либо Германии, условия ИНКОТЕРМС по законодательству данных государств применяются и в том случае, когда это специально не оговорено в контракте. Поэтому, заключив сделку с партнерами из данных стран и не желая руководствоваться ИНКОТЕРМС, следует специально оговорить данное обстоятельство.

2. Стороны, приняв ИНКОТЕРМС в качестве общей основы контракта, могут внести в договор дополнения, соответствующие условиям, принятым в данной отрасли торговли, или их личным желаниям, или особым обстоятельствам, сложившимся при заключении контракта. Любое положение, содержащееся в ИНКОТЕРМС, не может применяться, и на него не вправе ссылаться заинтересованная сторона, если при заключении контракта данный вопрос был урегулирован по-иному.

3. Базисы ИНКОТЕРМС не распространяются на условия договора перевозки. Эти обычаи действуют только в отношении между сторонами данного договора — продавцом и покупателем и не имеют ни прямого, ни косвенного значения для перевозчика.

При заключении внешнеторгового договора купли-продажи необходимо достичь соглашения по всем существенным вопросам. К ним относятся:

- предмет договора;

- качество товара;

- цена товара и общая сумма контракта;

- сроки поставки;

- способ платежа;

- форма оплаты.

 

4. Примерная схема внешнеторгового договора купли-продажи

 

Самыми обязательными из перечисленных обязательных контрактных условий являются Базисные условия поставки и Условия платежа, которые регулируют наиболее важные, ключевые, вопросы сделки – уровень цены, условия транспортировки товара, схему и порядок расчетов. Следовательно, оформлять их следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или неполнота изложения уже точно, неизбежно, приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным.

Во внешнеторговом контракте целесообразно также в качестве обязательных условий указывать: унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями /, сформированных следующим образом:

 

ББ/XXXXXXXX/XXXXX или ЦЦЦ/XXXXXXXX/XXXXX,

 

где

первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору "Страны мира", используемому для целей таможенного оформления;

вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором "Предприятия и организации" (ОКПО);

третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца);

дата подписания контракта, оформляемая следующим образом:

ДД.ММ.ГГ,

где ДД - день (2 цифры); ММ - месяц (2 цифры); ГГ - год (2 последние цифры года).

Каждые две цифры отделяются друг от друга точкой; место подписания контракта; полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя;

страна иностранного партнера и страна назначения (отправления) товара.

Приводится полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором "Страны мира", используемым для целей таможенного оформления.

 

Примерная схема внешнеторгового контракта купли-продажи товаров:

1. Нумерация контракта

Контракт начинается с обозначения названия документа - "Контракт" - и его номера.

2. Место подписания (заключения) контракта

Указывается место фактического совершения сделки (г. Гамбург/г. Москва), которое, как таковое, самостоятельного значения не имеет.

При этом следует иметь в виду, что, по сложившейся международной Практике, в случае отсутствия в тексте контракта ссылки о применимом праве (чаще всего указывается в разделе "Арбитраж"), будет применяться право по месту совершения сделки, то есть право той страны, где подписан (заключен) контракт.

Место заключения договора, указанное в тексте контракта, не обязательно должно соответствовать фактическому месту. Стороны могут заключить договор и подписать контракт в одной стране, но в самом тексте контракта по взаимному соглашению указать в качестве места заключения договора другую страну. Наименование сторон, заключающих договор, должно быть предельно точным, поэтому не следует ограничиваться аббревиатурой (ГЗКВ, КСМ и ГТУ). Место подписания контракта проставляется ниже слов "Контракт №..." с левой стороны.

3. Дата подписания

Располагается ниже слов "Контракт №..." с правой стороны. Год и месяц обычно заранее включаются в подготовленный (отпечатанный) проект контракта, а соответствующее число проставляется от руки в момент, его подписания.

4. Преамбула (вступительная часть)

В преамбуле указывается полное официальное наименование организации (фирмы) Продавца и Покупателя (включающее: а) собственное название предприятия и б) сокращенное буквенное обозначение - аббревиатуру - его нормативно-правового статуса: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, командитное товарищество т. д.), под которым они зарегистрированы в своей стране. После обозначения местонахождения организаций - участников сделки может также указываться страна их пребывания (регистрации). Например: г. Гамбург, ФРГ; г. Москва, РФ.

 

1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

В предмете указываются: наименование (название) поставляемого товара, его ассортимент, краткая качественная характеристика - в подавляющем большинстве случаев ссылка на соответствующий нормативный документ, которым определяется его качество, то есть стандарт ISО, ГОСТ/РОСТ, ТУ и т. д. - базис поставки, а также, часто, количество, подлежащее поставке и сроки поставки.

 

2. КАЧЕСТВО

Обычно дается ссылка на соответствующий стандарт, то есть повторяется информация, приведенная в "Предмете контракта". При необходимости выделить наиболее важные, имеющие принципиальное значение качественные параметры/характеристики (показатели) товара, такие показатели могут выноситься непосредственно в текст контракта.

3. ЦЕНА И ОБЩАЯ СУММА КОНТРАКТА

Указывается цена за единицу измерения, принятого для данного товара (тонна/штука/рулон), со ссылкой на согласованный базис поставки. Цена включает стоимость упаковки и маркировки.

Цена может фиксироваться в валюте страны Продавца или страны Покупателя, валюте какой-либо третьей страны или в какой-либо расчетной денежной единице, применяемой в международных/межгосударственных расчетах.

 

4. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ

ИНКОТЕРМС 2000 13 условий

 

5. УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Данный раздел необходим для определения тех средств, которые соответствуют технологическим и потребительским качествам товара, исключающих повреждение товара при его погрузке, транспортировке товара, его выгрузке.

 

6. КОЛИЧЕСТВО И СРОКИ ПОСТАВКИ

Указываются согласованные сторонами количество и сроки поставки товара (в течение года, квартала, месяца, такими-то партиями и т. д.).

 

7. СДАЧА-ПРИЕМКА

Специальное контрактное условие, в котором определяются основания для возможности предъявления Покупателем Продавцу претензий на количество (недостачу)/некомплект и качество поставляемого товара. При этом главным документом, обосновывающим претензию на недостачу/некомплект товара, является соответствующая накладная (железнодорожная, автомобильная, авиационная, водный коносамент), а претензию на качество - сертификат качества. Иногда может быть предусмотрена сдача-приемка товара также по сроку. Срок сдачи-приемки зависит от применяемого в контракте базиса поставки и им же определяется (в большинстве случаев совпадает с датой поставки). Содержание статьи контракта о приемке товара по качеству и количеству зависит в первую очередь от базисного условия поставки, принятого сторонами, а также от характера самого товара.

Таким образом, поставляемый товар принимается по качеству и количеству в тот момент и в том месте, когда и где происходит переход права собственности на товар и риска его случайной гибели или его повреждения с продавца на покупателя.

 

8. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛОВИЯ

В зависимости от сложности транспортной схемы доставки товара до места назначения настоящее условие может занимать в контракте значительное место как по своему объему, так и по важности содержания. Прежде всего это относиться к морской или иной водной отгрузке товара, когда, как минимум, предстоит: завоз товара в порт, его складирование, а затем погрузка на борт судна, что уже предполагает значительный объем транспортной работы, а значит, и условий по ее согласованию.

Однако даже если условия транспортировки не требуют особых согласований, в данном разделе нужно не забывать указывать порядок извещения об отгрузке товара, так как за ним стоит не только обязанность Продавца своевременно извещать Покупателя о произведенной отгрузке, но и возможность предъявления Продавцу соответствующего штрафа в случае отсутствия такого извещения. В раздел "Транспортные условия" в виде отдельного абзаца иногда могут также включаться "Сроки поставки". В этом случае данное условие в самостоятельный раздел не выделяется.

 

9. УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА

Определяют порядок осуществления расчетов за поставленный товар, отвечая на вопросы: как, когда, каким образом, в какой форме и в какой валюте должен быть произведен расчет за поставленный товар.

В "Условиях платежа" (далее - УП) рассматриваются следующие основные вопросы:

1) валюта платежа, 2) срок платежа, 3) способ платежа (расчетов), 4) документарность (характер) платежа, 5) форма расчетов и некоторые другие.

 

10. ГАРАНТИИ

Условие о гарантиях обычно содержится в контрактах на поставку машин и оборудования, а также в контрактах на проведение ремонтно-строительных и монтажных работ. Следует помнить, что, при необходимости, в контракте могут быть специально оговорены случаи, на которые гарантия не распространяется. Обычно (и чаще всего) это бывают: быстроизнашивающиеся и запасные части, естественный износ оборудования, ущерб, возникший в результате неправильного или небрежного хранения.

 

11. САНКЦИИ И РЕКЛАМАЦИИ

Статья, содержащая санкции, — одна из важнейших в контракте внешнеторговой купли-продажи. Правильная, удачная конструкция ее позволяет придать надлежащую прочность договорному правоотношению, каждая из сторон которого приобретает уверенность в том, что ее контрагент выполнит свои обязательства.

 

11. ФОРС-МАЖОР

Форс-мажорные оговорки в контрактах (обстоятельства, освобождающие от ответственности по внешнеторговым контрактам)

 

12. АРБИТРАЖ

Кроме изложенного, в тексте контракта необходимо также делать арбитражную оговорку, которая позволяет предупредить перенос дела о расторжении контракта в суд, и избавляет таким образом от больших издержек, связанных с судебным разбирательством за рубежом. В договоре желательно четко зафиксировать следующие основные моменты. Во-первых, какой арбитражный орган будет рассматривать возможные споры — постоянно действующий (Высший Арбитражный суд РФ, Арбитражный суд при ТПП РФ и т.д.) или специально создаваемый сторонами для разрешения спора. Во-вторых, если стороны идут по второму пути и сами образуют арбитражный суд — где будет проходить разбирательство, как будут назначаться арбитры и сроки рассмотрения споров. Процедурные вопросы оговариваются особо, либо можно сделать ссылку на уже разработанные в рамках международных организаций или соглашений типовые правила (например, стандарты ЮНИСТРАЛ или ЕЭК). В-третьих, право какой страны будет применяться арбитрами для разрешения спора — указывается прямо (право страны одной из сторон или третьей страны).

 

13. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТА

Раздел обычно содержит набор стандартных заключительных формулировок, завершающих смысловую часть контракта, подводящих под ним своеобразную "черту".

 

14. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН

Указываются полные юридические наименования организации экспортера и импортера и их коммуникационные (связные) реквизиты: почтовый адрес, телефон, телефакс, телекс, телетайп, электронная почта.

 

ПОДПИСАНИЕ КОНТРАКТА

Как уже отмечалось раньше, для того чтобы внешнеторговый контракт был юридически действительным документом, каждая из сторон - участниц сделки должна при его подписании соблюдать требования собственного национального (отечественного) законодательства, касающиеся правил его заключения.

В российском законодательстве зафиксировано правило подписания внешнеторгового контракта двумя подписями уполномоченных лиц, представляющих отечественную или иную подчиненную отечественному законодательству организацию.

 

ПАРАФИРОВАНИЕ КОНТРАКТА

Кроме подписания контракта существует правило его парафирования. Парафируются (то есть ставятся короткие, упрощенные подписи, применяемые у нас при визировании), во-первых, все изменения, добавления и исправления, внесенные в подготовленный к подписанию проект контракта (исправления, замазывания, подчистки, вписывания от руки, допечатанный текст и т. д.); во-вторых, все страницы текста контракта в нижнем левом и правом углу (за исключением страниц, где стоят подписи сторон, - последней страницы контракта и приложений).

Контракт парафируется Продавцом и Покупателем (по одной подписи с каждой стороны).

 

5. Совершенствование законодательного регулирования внешнеторговых сделок

 

Для начала необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, - не смотря на большую потребность в документе такого рода - в нашем законодательстве до сих пор нет. Содержащийся в новом ГК перечень отдельных условий договора купли-продажи никак нельзя считать достаточным, поскольку внешнеторговый контракт, как уже отмечалось, - документ особый, специфический, и потому требующий отдельного (специального) законодательного регулирования.

Этот "законодательный пробел" призван, в какой-то степени, компенсировать разработанный в МВЭС и введенный в действие в 1996 г. документ под названием "Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" от 29 февраля 1996 г. (далее - Рекомендации МВЭС 1996), на основании которого с 1 октября 1996 г. аппаратами уполномоченных МВЭС (с сентября 1998 г. - Министерства торговли (МТ) РФ, образованного на базе МВЭС) осуществляется учет (регистрация) внешнеторговых контрактов, сумма которых превышает 50000 долл. США. При всей своей неполноте и несовершенстве Рекомендации в настоящее время являются единственным нормативным документом, более или менее регулирующим данный вопрос.

Детальное регламентирование условий договора, часто встречающееся на практике, во многих случаях объясняется стремлением сторон избежать применения правовых норм национального права, которое должно регулировать материальное содержание договора, когда возникают вопросы, неурегулированные в нем. Очевидно, что такой подход в интересах контрагентов, поскольку он снижает степень вероятности появления правовых проблем и возможных расхождений в толковании содержания вытекающих из договора взаимных обязательств. Однако он требует от сторон известных усилий и порой представляется оправданным лишь в случаях, когда предмет договора является достаточно специфичным и правовые нормы, которые должны были бы применяться к договору, не учитывают данного обстоятельства.

Во многих ситуациях стороны внешнеторговой сделки снижают степень правовой неопределенности в результате того, что они заранее договариваются, какое национальное право будет применяться к договору. Чаще всего это либо право страны одного из контрагентов, либо «нейтральное» право, т.е. право третьей страны. В том случае, если стороны договора не обусловили применимое право, их права и обязанности будут регулироваться правом, которое будет установлено судом или арбитражем, компетентным рассматривать спор.

Следует отметить, что в некоторых случаях стороны в контракте, когда, например, им не удалось согласовать применимое материальное право, т.е. право, которое должно по существу регулировать их правоотношения, указывают на какую-либо систему коллизионных норм (национальную или международную), с помощью которой будет установлено соответствующее материальное право.

В рамках авторитетных международных организаций, к числу которых в первую очередь относится Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), были разработаны такие необходимые для эффективного регулирования международного торгового оборота правовые документы, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года, Конвенция УНИДРУА о представительстве в международной купле-продаже, о международном финансовом лизинге, о международном факторинге.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.