КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеративное устройство России
Федеративное устройство Российского государства, являясь его национально-территориальной организацией и структурой, характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством. По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией Российской Федерации. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и обусловлено ею. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: 1) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны, решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 ч.1 Конституции РФ). Причем правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам. 3)Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения РФ (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первую и вторую группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. В числе принципов федерального устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и это отражаетее федеративное устройство. В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) — республики, автономная область, автономные округа и территориальному принципам — края, области, города Москва и Санкт-Петербург. При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер: в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей. Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей. Равноправие субъектов Российской Федерации — это принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в ныне действующей Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется прежде всего: • в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции самой Российской Федерации; • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Система органов государственной власти в Российской Федерации Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства. Следовательно, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами. Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, так как между ними существует взаимосвязь и взаимодействие). Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 Конституции РФ). Президент избирается населением сроком на четыре года. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики страны и представляет РФ в международных отношениях. Компетенция Президента РФ закреплена в ст.83 Конституции РФ. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В этих случаях обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти. Высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — Парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В первую палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. По общему правилу Парламент избирается сроком на четыре года. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. При этом Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Каждая палата избирает Председателя и его заместителей, образует комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Главная задача Государственной Думы — принятие законов. Кроме этого, она решает целый ряд организационно— политических и кадровых вопросов. Совет Федерации решает вопросы взаимоотношений между субъектами федерации и осуществляет контрольза решением кадровых вопросов. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ. Это может произойти в следующих случаях. Во-первых, когда Государственная Дума трижды отклонит представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конституции РФ). Во-вторых, когда Государственная Дума выразит вотум недоверия Правительству РФ. В обоих случаях Президент после роспуска Думы назначает новые выборы в эту палату. Система органов государственной власти республик, краев и областей устанавливается субъектами федерации самостоятельно. Они могут называться Думами, Собраниями и др. Их полномочия должны определяться в соответствии с конституционными основами РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом (ред.от 31.12.1997г.) В пределах своей компетенции Правительство РФ издает постановления, распоряжения и обеспечивает их исполнение. Судебная система Российской Федерации состоит из трех видов судебных органов. Конституционный Суд РФ, состоящий из 19 судей, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ, законов и нормативных актов субъектов федерации, а также дает толкование Конституции РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области, автономных округов, районные народные суды. Эта ветвь судебных органов называется судами общей юрисдикции. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ, высшие арбитражные суды республик, краевые, областные арбитражные суды. Суды этой системы рассматривают и разрешают экономические споры между предприятиями и предпринимателями, а также споры по защите хозяйствующих субъектов от незаконных действий государственных и иных органов. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных их образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |