Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование на промышленную продукцию и услуги




Предпринимательский интерес к производству той или иной продукции прямо пропорционален величине получаемой нормы прибыли. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг привел на этот счет следующие наблюдения: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы...". Приращение авансированного капитала обнаруживается, когда изготовленные в производстве товары проданы на рынке и получен доход. Таким образом, мы снова вынуждены возвратиться к вопросу о ценообразовании на товары и услуги.
Решения фирм относительно цены и производства будут меняться в зависимости от характера отрасли, в которой они действуют. В предпринимательском секторе экономики возникает бесконечное число различных рыночных ситуаций. На одном полюсе можно встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом - обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
1) чистую конкуренцию;
2) чистую монополию;
3) монополистическую конкуренцию;
4) олигополию.
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция одинаковой или дифференцированной (различной) и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В условиях чистой (совершенной) конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, обувь). При этом новые фирмы могут легко войти в отрасль. К рыночному соперничеству производителей обуви побуждают объективные обстоятельства. В каждой отрасли конкуренция развертывается за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. У производителей обуви, как и у всякого другого блага, разные стартовые экономические позиции. Фирмы существенно различаются между собой по качеству применяемых средств производства, рабочей силы, уровню организации производства, а, следовательно, по величине индивидуальной стоимости изделий. Внутриотраслевая конкуренция неизбежно ведет к установлению единых цен на данный вид продукции. В длительном периоде отклонения рыночных цен в ту или иную сторону взаимопогашаются. Такие цены соответствуют общественной или рыночной стоимости продукта. Поскольку любое однородное изделие продается по одной и той же рыночной цене, то в наихудшем положении оказываются владельцы технически отсталых предприятий, выпускающих дорогостоящие товары. Применяя одинаковый по величине капитал, бизнесмены получают разные нормы прибыли. Многие из них начинают испытывать финансовые затруднения или разоряются. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях, получают сверхприбыль, которая равна разнице между рыночной стоимостью и индивидуальной стоимостью их товаров. В борьбе за рынки сбыта это обеспечивает перевес над соперниками. Они могут продавать товары по более низким ценам, не лишаясь при этом средней для данной отрасли прибыли. У отстающих предприятий выход один - находить и внедрять технические и организационные новшества и добиваться на этой основе снижения затрат. Теперь уже и первые инициативные предприниматели вынуждены следить, чтобы их не обогнали бывшие аутсайдеры и проявлять заботу о техническом переоснащении своего производства.
Эта история повторяется вновь и вновь. Тем самым внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический и экономический прогресс. Она ведет к перемещению получаемой сверхприбыли от одних товаропроизводителей к другим и в определенной мере выравнивает прибыль на равновеликий капитал в производстве стандартизированной продук-ции. Хотя равенство как таковое никогда не достижимо.
Второй моделью рыночной ситуации является чистая или абсолютная монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуг. На местном уровне мы часто встречаемся с таким монополистом: телефон, электричество, химчистка и т.д. В большинстве городов принадлежащие государству предприятия общественного пользования: газовые, электрические, водоснабжение, телефон - все являются по своей сути монополиями. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано. Покупатель должен приобретать продукт монополиста или обходиться без него. Данный продукт уникален и близких заменителей нет. Поэтому чистый монополист будет определять объем производства, обеспечивающий наивысшую прибыль, исходя из своих издержек и спроса. По причине неэластичности спроса на свою продукцию (нет заменителей, а потребность постоянна) он одновременно выбирает и цену и объем производства.
До последнего времени в отечественной экономической теории утверждалось, что в развитых странах экономика контролируется монополиями и сверхмонополиями, которые используют свою рыночную власть для манипулирования ценами в соответствии со своими узкими экономическими интересами. Они устанавливают монопольно высокие цены и в итоге получают монопольно высокую прибыль. Такие утверждения не всегда правильны. Любой монополист, как и всякий рядовой предприниматель, стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Высокая цена дает прибавку на единицу продукции, но при отсутствии эффекта масштабности и падении кривой спроса произойдет уменьшение валового дохода.
Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией при условии, если его продукт или услуга не могут легко быть перемещены между изолированными рынками. Но надо учитывать, что большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы на их продукцию и услуги регулируются государством или местными органами самоуправления.
Третьей моделью рыночной ситуации является монополистическая конкуренция. Чистая конкуренция и чистая монополия в современной экономике могут рассматриваться как исключение, а не правило. Большинство рыночных структур находятся где-то между этими двумя крайностями. Монополистическая конкуренция включает в себя значительный объем конкуренции, смешанной с небольшой долей монополистиче-ской власти.
В отличие от чистой конкуренции для монополистической не требуется присутствия сотен или тысяч фирм. На рынке взаимодействует относительно большое число небольших производителей разной продукции и каждый из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Таких фирм может быть в отрасли несколько десятков. По этой причине тайный сговор между ними о согласованных действиях по ограничению объемов производства и искусственному повышению цен почти невозможен. В этих рыночных ситуациях фирмы могут получать прибыль или нести убытки в краткосрочном периоде. Относительно легкое вступление в отрасль и выход из нее вызывают тенденцию к получению нор-мальной прибыли в долговременном плане.
В большинстве отраслей современного производства и в оптовой торговле утвердилось господство небольшого числа фирм. Мировая добыча и переработка нефти, газа, меди, олова, никеля, марганца, производство самолетов, автомобилей и т.д. контролируется несколькими единицами или в крайнем случае десятками крупнейших компаний. Такая рыночная ситуация называется олигополией. Это что-то среднее между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией - с другой.
Исторически сложилось так, что научно-технический прогресс во многих отраслях шел по пути достижения эффекта масштаба. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции фирма должна стать крупным производителем. Мелким предприятиям не доступны ни новая техника, ни передовая технология. Они чрезвычайно дороги. И это служит ограничителем входа в отрасль новых фирм. В целях достижения рыночной власти, установления контроля над производством и ценами крупные фирмы идут на слияние. Образуются мощные корпорации. Но при этом возникает новое явление: всеобщая зависимость. Каждая из трех или четырех господствующих на рынке фирм не может свободно манипулировать ценами на свою продукцию, руководствуясь только издержками и спросом. Снижение или повышение цены одной фирмой вызовет ответную реакцию со стороны других фирм. А эта реакция во многом непредсказуема. Принимая решения о ценах, фирма должна предварительно рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Цены при олигополии (по этой причине) имеют тенденцию быть негибкими, жесткими. Они реже изменяются, чем в условиях чистой конкуренции. А если изменяются, то, в основном, через согласованные действия конкурентов, или по инициативе наиболее крупной и эффективной фирмы. Другие, как бы следуют за ней в фарватере.
продолжение


3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства

Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития. Соперничают между собой не только фирмы, занятые в одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, но и предприятия, занятые в разных отраслях хозяйства и выпускающие неоднородную продукцию. Возникает вопрос, - что может быть объектом соперничества между фабрикой, выпускающей обувь, и заводом, с конвейера которого сходят автомобили? Конкуренция на межотраслевом уровне ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Условно все отрасли и виды занятости можно свести в три группы: - с низкой, средней и высокой нормой прибыли.
Возьмем три отрасли: в одной процент прибыли на капитал составляет 10, в другой - 20, в третьей - 30. При таком соотношении предприниматели, занятые в первой, да и во второй отрасли, постараются перевести свои капиталы в третью, как наиболее доходную отрасль. Приток капиталов и труда в более выгодные сферы будет сопровождаться расширением производства, изменением соотношения между предложением и спросом и, следовательно, понижением цен. В малодоходной отрасли в результате оттока капитала производство сократится и при прочих неизменных условиях цена на ее продукцию пойдет вверх. Ключом к эффективному распределению ресурсов и служит их перемещение из сфер низкопроизводительного в сферы высокопроизводительного их использования. Движение цен будет сопровождаться изменениями в норме прибыли.
Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль. Полного выравнивания никогда не достигается и поэтому движение капиталов является характерным признаком рыночной экономики.
Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. В недавнем прошлом фирмы, входящие в военно-промышленный комплекс, получали более высокий процент прибыли. И мы были свидетелями жесточайшей конкурентной борьбы (открытой и скрытой) между корпорациями за получение правительственных заказов на производство вооружения.
Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Если подобная ситуация и возникает в определенной жизненно важной отрасли, то государство субсидирует данную отрасль и создает необходимые условия для получения фирмами нормальной прибыли. В частности это касается сельского хозяйства.
Проблему образования средней нормы прибыли, приливов и отливов капитала опять-таки необходимо рассматривать применительно к четырем рыночным ситуациям: 1) в условиях чистой конкуренции; 2) чистой монополии; 3) монополистической конкуренции и 4) олигополии. Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Однако в современных условиях одной из форм движения капитала стала свободная купля и продажа ценных бумаг, акций на фондовых биржах.
Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли. Плановая система, утвердившаяся в нашей стране, свела на нет механизм конкуренции. До каждой отрасли доводились плановые задания по выпуску продукции, нормативы затрат материальных ресурсов, численность занятых работников, фонд заработной платы, отпускные цены на продукцию с включением в них показателей по прибыли. Свободный вход и выход предприятий в отрасли был закрыт. Это привело к тому, что одни отрасли работали с прибылью в 20-30, другие - в 70-100 процентов, а многие были планово-убыточными и жили на дотации от государства. Экономика государства оказалась деформированной. Предприятия стали делить продукцию на выгодную и невыгодную, из рыночных отношений вымывался ассортимент дешевых товаров. Жители Крыма, начиная с февраля месяца, могли свободно купить в государственной торговле парниковые огурцы, но зато не могли приобрести там же летнего грунтового огурца. Секрет был прост: на тепличном огурце колхозы и совхозы имели до 200 процентов прибыли, а на выращенном на открытом грунте - 12-15 процентов.
Образование средней нормы прибыли ведет к тому, что стоимость произведенного товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Товары продаются не по их стоимости, а по общественной цене производства. Прибыль, произведенная на всех предприятиях, как бы поступает в "общий котел" для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Из анализа издержек производства и образования средней прибыли К. Маркс сделал вывод, что рабочие эксплуатируются не только "своим" капиталистом, а всеми капиталистами, поскольку они делят между собой созданную ими прибавочную стоимость. Поэтому они должны бороться за уничтожение всей системы "Капиталистического рабства".

Вопросы для повторения:

  1. Дайте определение издержкам производства.
    2. Совпадают ли по своей величине издержки предприятия и издержки общества?
    3. Чем руководствуется предприниматель, авансируя свой капитал на производство?
    4. Есть ли разница между авансированным и потребленным капиталом?
    5. Какими критериями руководствуется фирма при включении в издержки производства.
    6. Как определяется норма прибыли и что характеризует этот показатель?
    7. Чем руководствуются фирмы при установлении цен на продукцию и объемов производства?
    8. Рассмотрите особенности рыночных ситуаций в условиях: а) чистой конкуренции; б) чистой монополии; в) монополистической конкуренции; и г) олигополии.
    9. Раскройте механизм внутриотраслевой конкуренции и ее последствия.
    10. Что может быть объектом соперничества между фирмой, выпускающей обувь, и заводом, производящим автомобили?
    11. Как образуется средняя норма прибыли?
    12. Есть ли разница между стоимостью товара и ценой производства?
    13. К каким выводам пришел К. Маркс в результате анализа механизма образования средней нормы прибыли?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.