Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природной среды




 

В новом Законе «Об охране окружающей среды» закреплены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов размещения отходов»' утвержден указанный Порядок.

Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательстваРФ.

Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды.

Важными элементами регулирования экономического механизма являются планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды и экологопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования.

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.

Плата за экологопользование включает плату за использование отдельных видов природных ресурсов, воздействие на окружающую среду.

Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взимается за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а также их использование в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 9 января 1991 г. впервые в нашей стране была введена плата за загрязнение окружающей среды. Однако Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлен новый порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие вредные воздействия.

Суть нового Порядка заключается в различной плате за загрязнение в пределах, не превышающих установленных лимитов; за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды.

Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются экологопользователями в федеральный бюджет РФ и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

При получении права на реализацию проекта хозяйственной и иной деятельности заказчик должен получитьлицензию на комплексное экологопользование, в которой определяются экологические условия ее осуществления на соответствующем земельном участке (акватории).

В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах» участки недр предоставляются согласно лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.

Контроль за выполнением условий лицензии на комплексное экологопользование осуществляют Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы, а также органы, специально уполномоченные РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

В случае нарушения экологопользователем условий, содержащихся в лицензии на комплексное экологопользование, ее действие может быть досрочно прекращено или приостановлено решением Министерства природных ресурсов РФ или его территориальных органов; специально уполномоченных государственных органов РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

Проект лицензии на комплексное экологопользование подготавливается заказчиком с момента начала разработки обосновывающей документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) хозяйственного объекта на основе:

- лицензий (разрешений) на право пользования отдельными видами природных ресурсов, выдаваемых специально уполномоченными государственными органами РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов;

- согласованных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также других вредных воздействий на нее, выдаваемых МПР РФ и его территориальными органами;

- документации, обосновывающей развитие хозяйственной деятельности и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В лицензии на комплексное экологопользование определяются экологические условия реализации намечаемой деятельности, в том числе:

- объемы предельного изъятия (использования) природных ресурсов;

- удельные величины образования вещества или энергии на единицу продукции;

- предельно допустимые величины поступления веществ или энергии в окружающую среду от источников воздействия;

- требования к состоянию окружающей среды и природных объектов в процессе и по истечении срока эксплуатации хозяйственного и иного объекта;

- перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, условия и порядок их финансирования.

Конкретные параметры экологических условий, определяемых в лицензии на комплексное экологопользование, корректируются в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ.

Лицензия на комплексное – экологопользование оформляется и выдается природопользователю территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ сроком на 5 лет.

Инициатор (заказчик) обращается в орган исполнительной власти (администрацию), обладающий правом изъятия и предоставления соответствующих земельных участков, с ходатайством о предоставлении права на испрашиваемые земельные участки только при наличии согласованной и утвержденной обосновывающей документации и лицензии на комплексное экологопользование, в которой определены экологические условия на период строительства и эксплуатации хозяйственного и иного объекта.

Контроль за выполнением экологических условий в период строительства хозяйственного и иного объекта, содержащихся в лицензии на комплексное экологопользование, осуществляется при приемке объекта в эксплуатацию территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ с участием территориальных органов и специально уполномоченных государственных органов РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

 

Глава 11. Уголовная ответственность в сфере экологопользования

 

В новом УК РФ есть специальная глава «Экологические преступления», в которой предусмотрено 17 составов преступлений. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства.

1. Нарушения действующих правил в области экологопользования:

- ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);

- ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов);

- ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами);

- ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентоввод, воздуха, земли и пр.:

- ст. 250 (загрязнение вод);

- ст. 251 (загрязнение атмосферы);

- ст. 252 (загрязнение морской среды);

- ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);

- ст. 254 (порча земли);

- ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр);

- ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов).

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:

- ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений);

- ст. 258 (незаконная охота).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

- ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ);

- ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников);

- ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов);

- ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

Новый УК РФ ввел совершенно новый состав– экоцид (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи предусматривает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу. Санкция за это преступление – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет. В главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности разработчики внесли такие смежные с экологическим составы, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237) и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 219 в части, касающейся природных комплексов или объектов). В главе «Преступления против общественного порядка и общественного спокойствия» имеются два состава: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 219) и незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), которые предусматривают в качестве тяжелых последствий радиоактивное заражение окружающей среды.

В заключение стоит выделить основные особенности уголовной ответственности:

- она наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность (ст. 14 УК РФ);

- применяется только судом после обязательной уголовно-процессуальной процедуры, и единственным основанием назначения наказания является приговор суда; имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст. 44 УК РФ); субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста (ст. 20 УК РФ) и вменяемые.

Остановимся на характеристике этих особенностей и более подробно.

1. Уголовная ответственность в сфере экологопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Например, уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ);

за повторные правонарушения (ст. 258 УК РФ и др.); за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемому законом объекту (ст. 223 УК РФ) и т.п.

2. Уголовная ответственность в сфере экологопользования применяется только судом и после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном УПК республик. Единственным основанием назначения уголовного наказания за экологическое правонарушение является приговор суда.

3. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере экологопользования по сравнению с иными видами ответственности. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, в несколько раз превышающий размер, установленный при административных взысканиям лишение права занимать определенные должности (ст. 44 УК РФ) и т.п.

4. К уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения, субъектом ответственности могут быть лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые (ст. 20 и 21 УК РФ).

5. В действующем законодательстве составы экологических преступлений предусмотрены в зависимостиот объекта преступления.

Таким образом,уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью, предусмотренных уголовным законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда.

 

Глава 12. Административная ответственность за экологические правонарушения (проступки)

 

В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.1-23. КоАП РФ).

Представляется, что было бы целесообразнее сузить круг государственных органов, применяющих административные санкции, предоставив право налагать штрафы специально уполномоченным органам. Одним из таких органов является Министерство природных ресурсов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2000 г. «Вопросы Министерства природных ресурсов РФ», которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим и пользование и охрану всей окружающей среды, а также Федеральная служба земельного кадастра России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 января 2002 г., и Министерство имущественных отношений, деятельность которого определена Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные в гл. 23 КоАП РФ, рассматриваются судами (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, дела об административных правонарушениях рассматриваются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий, установленных законодательством.

Административная ответственность в сфере экологопользования имеет ряд специфических особенностей:

- ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные; субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки;

- ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

- применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т.д.);

- применяются только предусмотренные законом взыскания (ст. 3.2 КоАП РФ);

- возможно освобождение от них при малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ);

- предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзораРФ, а также технической инспекцией труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда.

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности в сфере экологопользования:

1. В законе не предусмотрен общий состав административного проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка. Так, в КоАП РФ (гл. 61) предусмотрено 23 состава административных правонарушений в сфере экологопользования, посвященных охране земли, охране недр, охране вод, охране лесов, охране правил охоты и рыболовства.

2. Административные правонарушения в сфере экологопользования являются относительно неопасными по сравнению с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят мягкий характер. Например, ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрены предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения и др., не предусмотрено таких наказаний, как лишение свободы. Административный арест допускается на срок, не превышающий 15 суток.

3. В порядке административного взыскания, как и при применении дисциплинарных взысканий, не производится компенсации причиненного окружающей среде ущерба. Если сумма не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, может решаться вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба природе одновременно с применением административного взыскания (ст. 4.7 КоАП РФ).

4. Административная ответственность в сфере экологопользования применяется в точном соответствии со своей компетенцией специально уполномоченным на то лицом или государственным органом, круг же полномочий последних четко ограничен законом.

5. Принимая во внимание, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства, т.е. вводить правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий. Так, смягчают административную ответственность такие обстоятельства, как добровольное устранение виновным вреда, причиненного природным объектам; отягчают – продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на тех лиц, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, и др. (ст. 4.1, 4.3 КоАП РФ).

6. Административная ответственность в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушении:

а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром. Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. Например, заполучив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим природоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение;

б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 7.1, 8.1–8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями. Так, самовольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка; самовольная пастьба в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т.п.;

в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4-7.11 КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответственность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую новые правонарушения, и т.п.;

г) нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6–8.8 КоАП РФ), представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования. Так, использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям;

д) нарушение правил экологопользования (ст. 8.8–8.14 КоАП РФ). Оно влечет специальный вид ответственности, который применяется за нарушения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию. Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных правил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответственности лица;

е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам. Подпадает под действие административной ответственности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без нарушения каких-либо правил. Например, если сточными водами загрязнены или испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили производственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности здесь является вред, нанесенный природному объекту.

Глава 13. Гражданско-правовая ответственность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.