Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка общей открытости экономики




Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление.

Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q

Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w

Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.

[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.

V – вывоз продукций;

W – ввоз;

q – объем производства.

Анализ развития отраслей промышленности необходимо рассмотреть следующие показатели:

1. Динамика производства в стоимостной оценки;

2. Финансовое состояние предприятий отрасли;

3. Использование трудового потенциала;

4. Капитальные вложения с разделом затрат на техническое перевооружение, реконструкцию расширенно действующих предприятий и др.;

5. Обеспечение производства материально сырьевыми ресурсами;

6. Показатели характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду.

Структура анализа социально-экономического развития региона:

1. Анализ общего уровня развития региона;

2. Анализ – оценка природно-ресурсного потенциала;

3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения;

4. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития;

5. Проблема использования трудовых ресурсов;

6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона;

7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;

8. Оценка финансового положения;

9. Анализ направление развития малого бизнеса в регионе.

 

7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

1. Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований;

3. Регионов.

 

Тема IV: Управление экономикой региона.

1. Основы регионального управления;

2.Кадровое обеспечение органов регионального управления;

3. Информационное обеспечение управления регионом;

4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления;

5. Управление региональными рынками;

6. Региональные финансы и бюджетно-налоговая система;

7. Антикризисное управление.

 

1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.

Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ.

Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Региональные интересы:

1. Соответствие уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов;

2. Наличие бюджетно-функциональных и прочих материальных источников;

3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.

4. Наличие инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей.

5. Природно-ресурсный и экологический потенциал региона;

6. Стабильность общественно-политических и национально-этнических ситуаций.

Принципы регионального управления:

1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от центральных органов управления к агентам рынка;

2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали;

3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели;

4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;

5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.

Методы регионального управления:

1. Организационные – система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей;

2. Экономические – совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач (финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда);

3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);

Учет региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом.

Система органов управления субъектами РФ:

Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления.

Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления.

Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления.

Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом:

1. Взаимоотношения региональных и федеральных органов;

2. Взаимоотношения региональных органов и органов местного самоуправления;

3. Обеспечение комплексного развития региона как единой системы.

Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:

А). Система государственных органов;

Б). Систему государственной службы;

В). Совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

Приоритетные сферы управления

1. Политическая жизнь;

2. Сфера материального производства;

3. Финансово-кредитный комплекс;

4. Потребительский рынок;

5. Социально-бюджетный комплекс;

6. Использование природных ресурсов;

7. Общественная безопасность;

8. Информационная среда.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Экономическую основу деятельности органов субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет субъекта.

 

4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.

Концепции кадров.

1. Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается его функция – труд, живая рабочая сила;

2. Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную роль – должность;

3. Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных отношений, состояния работника);

4. Человек как условие существования организации – человек – главный субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться как «ресурс»

Классификация кадров

Признак Кадры
Социально-стратификационное деление Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели
Социально-демографический Пол, возраст, образование, трудовой стаж
Социально-профессиональный Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные, военные и т.д.
Профессиональный по квалификации Работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные
Отраслевая принадлежность Труд индустриальный, с/х, информационный
Содержание труда «Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере обслуживания
Котегория персонала Руководители, инженерно-технические, обслуживания
Уровень иерархии управления Руководители, специалисты, рабочие
Профессии Экономисты, юристы и т.д.

Кадровая политика направлена на:

1. формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах;

2. Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное распределение между отраслями производства региона;

3. Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

Исходными положениями политики в области кадров являются:

1. Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения;

2. Политика обучения – повышение квалификации;

3. Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от квалификации, стажа и т.п.;

4. Политика производственных отношений – установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем;

5. Политика благосостояния – предоставляет определенные льготы и услуги.

Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований.

1. занятость (анализ рабочих мест, методы найма);

2. обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);

3. оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);

4. трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается!! стиля руководства);

5. благосостояние (пенсии, пособия, жилье).

Составляющие кадровой системы:

1. Планирование потребности в кадрах;

2. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня;

3. Система регулирования (оценка способностей, возможностей);

4. Оплата труда.

Управление служебно-профессиональным продвижением персонала:

1. работа со студентами старших курсов вузов и практикантами;

2. работа с молодыми специалистами;

3. работа с руководителями низшего звена управления

4. работа с руководителями среднего звена управления;

5. работа с линейными руководителями высшего звена управления.

 

3. Информационный рынок – совместность экономических, правовых и информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда (книги, статьи, научно-техническая документация и т.п.).

В зависимости от масштабов выделяют: международные, национальные и региональные информационные рынки.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.

Свойство информации – ее ценность.

Классификация региональных информационных систем.

1. К первой группе отнесены: автоматизированные информационные системы, их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая современным тенденциям развития информационных технологий, характерным для этих систем является применение новейших технологии программно-технических комплексов, сетевого телекоммуникационного оборудования.

2. Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями региона.

3. К третьей группе относится автоматизированная информационная система ведомств в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и целенаправленной методологией развития.

Поставщиками социально-экономической информации являются: Государственный Комитет по Статистики, министерство экономики, финансов и др.

Поставщики данной информации решают следующие задачи:

1. Оценка потребностей органов правления в информации, прежде всего статистической и экономической.

2. Разработка системы показателей объективно и комплексно отражает социально-экономическое положение региона.

3. Формирование на единой методологической основе региональной информации фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей.

4. Совершенствование системы сбора обработки и передачи информации с использованием средств совершенной вычислительной техники.

5. Взаимодействие федеральными, региональными отраслевыми информационными системами, и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации.

Информационные ресурсы региона – представляют собой банки (базы данных) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие корпоративную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию различных направлений (политика, социология, география и т.д.).

Законодательство РФ устанавливает правовой режим и использования информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов

1. Зависит от формы собственности:

а). Государственных:

– ресурсы, создаваемые для обеспечения органов государственной власти, и вырабатываемые в результате этой деятельности;

– ресурсы, создаваемые не государственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

б). Муниципальные;

в). Частные.

2. Информационные ресурсы по способу реализации:

а). Локальные;

б). Распределительные.

3. По режиму доступа:

а). Информационные ресурсы общего пользования;

б). Ресурсы рабочих групп;

в). Персонально ориентированная информация.

Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами по смысловой ориентации делятся на:

1. Экономические;

2. Правовые;

3. Персонифицированные;

4. Специализированные.

Поставщики экономической информации: Министерство Финансов, ГосКомСтат.

Требования:

1. Максимальная полнота представления материалов по интересуемому пользователя вопросу;

2. Постоянное обновление информационных ресурсов;

3. Возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;

4. Удобство доступа и работы с правовой информацией.

Основной источник: компьютерные справочные правовые системы.

Персонифицированный учет – это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация становится в соответствии конкретной персоне имеющие уникальные идентификационные признаки.

Персонифицированный учет – это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации.

Выделяют два типа персонифицированных баз данных:

1. Базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровая служба, бухгалтерия);

2. Общерегиональный учет населения.

К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы.

Основные принципы построения информационной сети органов государственной власти и самоуправления региона:

1. Наличие выделенной среды передачи данных органов государственной власти и самоуправления регионов;

2. Возможность подключения потребителей – поставщиков к скоростным каналам связи;

3. Подключение к сети автономных компонентов: главы районов, администрации, ГосКомСтат;

4. Обеспечение надежной защиты информации;

5. Единство представления информации в сети;

6. Соответствие всех работ законодательства.

 

4. Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социально-хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории.

Цели регионального развития большинства стран и их регионов – улучшение жизни качества населения.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие как: увеличение доходов, улучшение образования,, питание и здравоохранение, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.