КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка общей открытости экономики
Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление. Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q. [0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза. V – вывоз продукций; W – ввоз; q – объем производства. Анализ развития отраслей промышленности необходимо рассмотреть следующие показатели: 1. Динамика производства в стоимостной оценки; 2. Финансовое состояние предприятий отрасли; 3. Использование трудового потенциала; 4. Капитальные вложения с разделом затрат на техническое перевооружение, реконструкцию расширенно действующих предприятий и др.; 5. Обеспечение производства материально сырьевыми ресурсами; 6. Показатели характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду. Структура анализа социально-экономического развития региона: 1. Анализ общего уровня развития региона; 2. Анализ – оценка природно-ресурсного потенциала; 3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения; 4. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития; 5. Проблема использования трудовых ресурсов; 6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона; 7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей; 8. Оценка финансового положения; 9. Анализ направление развития малого бизнеса в регионе.
7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия. Межрегиональные связи представлены на уровнях: 1. Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции; 2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований; 3. Регионов.
Тема IV: Управление экономикой региона. 1. Основы регионального управления; 2.Кадровое обеспечение органов регионального управления; 3. Информационное обеспечение управления регионом; 4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления; 5. Управление региональными рынками; 6. Региональные финансы и бюджетно-налоговая система; 7. Антикризисное управление.
1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ. Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Региональные интересы: 1. Соответствие уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов; 2. Наличие бюджетно-функциональных и прочих материальных источников; 3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта. 4. Наличие инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей. 5. Природно-ресурсный и экологический потенциал региона; 6. Стабильность общественно-политических и национально-этнических ситуаций. Принципы регионального управления: 1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от центральных органов управления к агентам рынка; 2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали; 3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели; 4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды; 5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. Методы регионального управления: 1. Организационные – система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей; 2. Экономические – совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач (финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда); 3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего); Учет региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Система органов управления субъектами РФ: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления. Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления. Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом: 1. Взаимоотношения региональных и федеральных органов; 2. Взаимоотношения региональных органов и органов местного самоуправления; 3. Обеспечение комплексного развития региона как единой системы. Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает: А). Система государственных органов; Б). Систему государственной службы; В). Совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Приоритетные сферы управления 1. Политическая жизнь; 2. Сфера материального производства; 3. Финансово-кредитный комплекс; 4. Потребительский рынок; 5. Социально-бюджетный комплекс; 6. Использование природных ресурсов; 7. Общественная безопасность; 8. Информационная среда. Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Экономическую основу деятельности органов субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет субъекта.
4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности. Концепции кадров. 1. Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается его функция – труд, живая рабочая сила; 2. Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную роль – должность; 3. Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных отношений, состояния работника); 4. Человек как условие существования организации – человек – главный субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться как «ресурс» Классификация кадров
Кадровая политика направлена на: 1. формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах; 2. Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное распределение между отраслями производства региона; 3. Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений. Исходными положениями политики в области кадров являются: 1. Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения; 2. Политика обучения – повышение квалификации; 3. Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от квалификации, стажа и т.п.; 4. Политика производственных отношений – установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем; 5. Политика благосостояния – предоставляет определенные льготы и услуги. Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований. 1. занятость (анализ рабочих мест, методы найма); 2. обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала); 3. оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне); 4. трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается!! стиля руководства); 5. благосостояние (пенсии, пособия, жилье). Составляющие кадровой системы: 1. Планирование потребности в кадрах; 2. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня; 3. Система регулирования (оценка способностей, возможностей); 4. Оплата труда. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: 1. работа со студентами старших курсов вузов и практикантами; 2. работа с молодыми специалистами; 3. работа с руководителями низшего звена управления 4. работа с руководителями среднего звена управления; 5. работа с линейными руководителями высшего звена управления.
3. Информационный рынок – совместность экономических, правовых и информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда (книги, статьи, научно-техническая документация и т.п.). В зависимости от масштабов выделяют: международные, национальные и региональные информационные рынки. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Свойство информации – ее ценность. Классификация региональных информационных систем. 1. К первой группе отнесены: автоматизированные информационные системы, их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая современным тенденциям развития информационных технологий, характерным для этих систем является применение новейших технологии программно-технических комплексов, сетевого телекоммуникационного оборудования. 2. Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями региона. 3. К третьей группе относится автоматизированная информационная система ведомств в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и целенаправленной методологией развития. Поставщиками социально-экономической информации являются: Государственный Комитет по Статистики, министерство экономики, финансов и др. Поставщики данной информации решают следующие задачи: 1. Оценка потребностей органов правления в информации, прежде всего статистической и экономической. 2. Разработка системы показателей объективно и комплексно отражает социально-экономическое положение региона. 3. Формирование на единой методологической основе региональной информации фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей. 4. Совершенствование системы сбора обработки и передачи информации с использованием средств совершенной вычислительной техники. 5. Взаимодействие федеральными, региональными отраслевыми информационными системами, и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации. Информационные ресурсы региона – представляют собой банки (базы данных) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие корпоративную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию различных направлений (политика, социология, география и т.д.). Законодательство РФ устанавливает правовой режим и использования информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов 1. Зависит от формы собственности: а). Государственных: – ресурсы, создаваемые для обеспечения органов государственной власти, и вырабатываемые в результате этой деятельности; – ресурсы, создаваемые не государственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти. б). Муниципальные; в). Частные. 2. Информационные ресурсы по способу реализации: а). Локальные; б). Распределительные. 3. По режиму доступа: а). Информационные ресурсы общего пользования; б). Ресурсы рабочих групп; в). Персонально ориентированная информация. Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами по смысловой ориентации делятся на: 1. Экономические; 2. Правовые; 3. Персонифицированные; 4. Специализированные. Поставщики экономической информации: Министерство Финансов, ГосКомСтат. Требования: 1. Максимальная полнота представления материалов по интересуемому пользователя вопросу; 2. Постоянное обновление информационных ресурсов; 3. Возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов; 4. Удобство доступа и работы с правовой информацией. Основной источник: компьютерные справочные правовые системы. Персонифицированный учет – это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация становится в соответствии конкретной персоне имеющие уникальные идентификационные признаки. Персонифицированный учет – это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации. Выделяют два типа персонифицированных баз данных: 1. Базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровая служба, бухгалтерия); 2. Общерегиональный учет населения. К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы. Основные принципы построения информационной сети органов государственной власти и самоуправления региона: 1. Наличие выделенной среды передачи данных органов государственной власти и самоуправления регионов; 2. Возможность подключения потребителей – поставщиков к скоростным каналам связи; 3. Подключение к сети автономных компонентов: главы районов, администрации, ГосКомСтат; 4. Обеспечение надежной защиты информации; 5. Единство представления информации в сети; 6. Соответствие всех работ законодательства.
4. Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социально-хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории. Цели регионального развития большинства стран и их регионов – улучшение жизни качества населения. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие как: увеличение доходов, улучшение образования,, питание и здравоохранение, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |