Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические основы научного познания

Логика (греч. logos - речь, мысль, разум) есть наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объектив­ного мира.

Логика – одна из древнейших наук. Истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии в конце II тысячелетия до н.э. Однако возникновение логики как науки связано с цивилизацией Древней Греции. Именно здесь в V–IV вв. до н.э. в период бурного развития демократии и небывалого оживления общественно-политической жизни в трудах Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель.

Основные задачи логики:

· выявление условий достижения истинных знаний;

· изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

· выработка логичес­кого аппарата и правильного метода познания.

Органически связанная с теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления человека - содержательного и формального.

По своему содержанию мышление есть отражение зако­номерностей реальной действительности. Мышление человека отличается от психической деятельности животных, прежде всего тем, что он обладает способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира в форме понятий. Исходя из наибо­лее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметно­го мира и отражение его в человеческом сознании.

Вместе с тем мыслительный процесс имеет свою внут­реннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов (подробнее см. Тему № 3).

Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях. Пример. «Все течет, все изменяется», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение.

Оперирование понятиями, суждениями и получе­ние нового, выводного знания в умозаключениях состав­ляют формально-логический аппарат мышления.

Мышление есть процесс познавательной деятель­ности индивида. Различают следующие виды мышления:

· наглядно-действенное - как первая ступень мыш­ления; характеризуется тем, что решение задачи осуще­ствляется с помощью реального, физического преобразо­вания ситуации, опробования свойств объекта;

· словесно-логическое - характеризуется использо­ванием понятий, логических конструкций;

· наглядно-образное - наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; в об­разе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения (!!!), устанавливает­ся «невероятное» сочетание предметов и их свойств; и в этом качестве оно неразличимо с воображением.

Выделяют следующие типы мышления:

· теоретическое - направлено на открытие зако­нов, свойств объекта;

· практическое - связано с постановкой целей, вы­работкой планов и проектов, часто развертывающихся в условиях дефицита времени;

· логическое (аналитическое) - связано с анализом действий;

· интуитивное - характеризуется быстротой про­текания, отсутствием четко выраженных этапов, минималь­ной осознанностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Логика научного исследования | Основные формы научного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.