Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс формулирования проблемы включает в себя несколько последовательно выполняемых этапов

Этап 1. Общее знакомство с проблемой, составление плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например: общий спад производственно-хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2. Установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на ее наличие. Например: не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3. Сбор факторов, подтверждающих «симптомы»: выявление причин возникновения проблемы. Например: воровство сырья и полуфабрикатов, нерациональные запасы на складах, рост цен на материальные ресурсы, нерациональная деятельность отдела сбыта и т. п.

Этап 4. Истолкование факторов (анализ всей релевантной информации). Например: рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его совершенствовать по мере выявления и накопления факторов.

Этап 5. Формулирование проблемы. Этот этап включает следующие шаги:

составление исходной формулировки проблемы;

ее осмысление в отношении различных частей проблемы;

осмысление факторов, которые ее касаются;

общее уточнение исходной формулировки проблемы – например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Научная проблема. Под научной проблемой ученые понимают такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании.

Следует отметить, что одним вопросом научная проблема никогда не исчерпывается. Она представляет собой целую систему, состоящую из центрального вопроса (того самого, кото­рый составляет существо проблемы и который часто отож­ествляется со всей проблемой) и некоторого количества других, вспомогательных вопросов, получение ответов на которые необходимо для ответа на центральный вопрос.

Признаком, по которому научный вопрос отличается от научной проблемы, является различный характер пред­положения, содержащегося в вопросе. Если заключенное в вопросе знание о незнании превращается в результате научного поиска в знание о том, что неизвестное явление подчиняется уже известному, изучаемому закону, вопрос не оценивается как проблема. Если же он сочетается с пред­положением (или содержит в себе предположение) о воз­можности открытия нового закона (ему в прикладных на­уках соответствует предположение о возможности откры­тия принципиально нового способа применения ранее полученного знания законов), тогда мы имеем постановку научной проблемы.

Таким образом, любую научную проблему можно представить как неразрывное единство двух элементов:

знание о незнании;

предположение о возможности открытия либо не­известного закона в непознанной сфере (в фундаментальных науках), либо принципиально нового способа прак­тического применения ранее полученного знания о законах (в науках прикладного типа).

Когда возникают научные проблемы? Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между знанием о потребностях людей в ходе их деятельно­сти и незнанием средств, путей, способов удовлетворения (реализации) этих потребностей, которое, в конечном сче­те, упирается в незнание определенных закономерностей объективного мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассмотрим процесс формулирования проблемной ситуации и проблемы | Необходимость в раскрытии законов новых, неизвестных сфер деятельности и является основой научной проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.